«Еврейский Обозреватель»
ЕВРЕЙСКИЙ МИР
5/120
Март 2006
5766 Адар

ЕВРЕИ ЧИКАГО: ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К УСПЕХУ

И.КУКСИН

На главную страницу Распечатать

Еврейская община Чикаго долгие годы была второй по величине в Америке. К концу 30-х годов прошлого века, когда в районе большого Чикаго насчитывалось 300 тысяч евреев, община занимала третье место в мире, уступая только Нью-Йорку и Варшаве. В настоящее время, по данным Еврейской Федерации Чикаго, она насчитывает 270,5 тысячи человек и является третьей по величине после Нью-Йорка и Лос-Анджелеса. 80% общины составляют потомки выходцев из Российской империи и эмигранты из СССР, России и стран СНГ.

Первыми в Чикаго в 1841 году поселились евреи из Германии. Они и основали Чикагскую еврейскую общину. Говорили они на немецком языке, местные жители принимали их за немцев. Ни о какой дискриминации, а тем более об антисемитизме не могло быть и речи. Они быстро адаптировались в новой стране и вскоре стали преуспевающими бизнесменами. Многие евреи-эмигранты из Германии избирали себе занятия, недоступные на родине. Так, например, в «просвещенной» Германии евреи не имели права заниматься сельским хозяйством, не допускались на государственную службу, в адвокатуру, университеты и т.  д . Именно немецкие евреи в 1851-м построили первую синагогу в городе.

С 50-х годов ХIХ века начался бурный рост Чикаго, росла и еврейская община. Столетиями страдавшие от национальной дискриминации, евреи первыми вступили на путь борьбы за отмену рабства. Они помогали беглым неграм из южных штатов, укрывали их, находили им работу. Так в 1851 году чикагские газеты детально описывали случай, произошедший в центре города. Полицейские задержали на улице негра по подозрению, что он сбежал от своих хозяев. Свидетель этого Майкл Гринбаум немедленно собрал группу горожан, которые вырвали задержанного из рук полицейских и помогли ему скрыться. А когда началась гражданская война, то одними из первых добровольцев, вступивших в армию северян, стали евреи Джозеф Гринхут и Эдвард Соломон. Кстати, последний дослужился до чина бригадного генерала и стал первым генералом еврейского происхождения в американской армии. Когда же начался сбор средств для армии, то «Чикаго Трибьюн» на первой полосе сообщила, что еврейская община Чикаго стала рекордсменом этой акции. Только за два дня она собрала 11 тысяч долларов — огромную, по тем временам, сумму. Сотни членов еврейской общины Чикаго сражались в армии северян.

С 1880 по 1924 год в США эмигрировало два с половиной миллиона евреев. В основном, это были выходцы из городов и местечек Польши и западных губерний России, входивших в черту оседлости. После длительных мытарств и строгого отбора на знаменитом «острове слез» в бухте Нью-Йорка они попадали в этот гигантский мегаполис. Не найдя там жилья и работы, они уезжали во второй по величине город США — Чикаго. В поисках дешевого жилья они направлялись на запад Чикаго — далеко не лучшую часть города. Вот что писал о ней один из иммигрантов: «...эта часть Чикаго была грязным местом ...преступления были обычным делом. Евреи третировались на улицах самым отвратительным и беспощадным образом. Уличные хулиганы кидали в них камнями, их дергали за бороды и всячески оскорбляли».

Вначале большинство иммигрантов существовало за счет мелкой торговли в разнос, бродя от дома к дому. Даже трамвай для многих из них был непозволительной роскошью. Одевались они так, как это было принято в местечках, — черные лапсердаки и высокие сапоги у мужчин, на голове глубокий картуз. У женщин — длинные юбки, парики и платки. Им было трудно общаться не только с американцами, но и с американскими евреями, многие из которых не знали идиш. Трудно было устроиться на работу даже тем, кто имел дефицитные специальности — портным, сапожникам, кузнецам. Они ведь отказывались работать во второй половине дня в пятницу и весь день в субботу. Чикаго тогда был вторым по величине центром швейной промышленности в Америке. На многочисленных швейных фабриках работающие там, преимущественно, иммигранты ирландского и немецкого происхождения отказывались работать под одной крышей с этими «смешными евреями».

Массовый приезд «русских евреев» расколол еврейскую общину Чикаго. Евреи немецкого происхождения к этому времени успели американизироваться и занимали хорошие позиции в бизнесе, банковском деле, торговле. Они не понимали восточноевропейский вариант идиша, называя его свинским жаргоном. Выходцы из Германии придерживались реформизма, в то время как русские евреи не желали отходить от традиционного для них ортодоксального иудаизма.

К началу ХХ века еврейская община Чикаго насчитывала уже 75 тысяч человек, из которых 50 тысяч были выходцами из России. Первым значительным событием, сплотившим русскую и немецкую части общины, стало празднование столетия со дня рождения известного еврейского филантропа Мозеса Монтефиоре. Оно торжественно отмечалось в самом большом тогда зале города — Концерт-Холле. И хотя русские евреи сидели наверху и не всегда понимали, о чем идет речь, они, наконец, почувствовали себя полноценными гражданами. Другим моментом, сплотившим общину, стала совместная демонстрация протеста против намечаемой высылки российских политэмигрантов. Тем не менее, разница в имущественном и общественном положении сказывалась еще долгие годы. Так, например, «русско-немецкий» брак считался исключительным мезальянсом.

Кишиневский погром и революция 1905 года увеличили приток иммигрантов из Российской империи. Теперь первым вопросом вновь прибывших был, как пройти на улицу, где живут бывшие одесситы, киевляне, минчане. Выходцы из России облюбовали район Чикаго, центр которого располагался на улице Максвелл. Прежде здесь жили выходцы из Ирландии и Германии, которые переселились в северную часть города. Дома, где раньше жили одна-две семьи, становились коммунальными квартирами, исчезали вывески на английском и появлялись на идише, играли небольшие оркестрики. Ремесленники здесь же производили и продавали свою продукцию. Улица Максвелл мало чем отличалась от еврейских районов Варшавы, Вильно или Минска. Сюда любили приезжать представители многочисленной польской общины Чикаго. Несмотря на преобладающий идиш, многие не забыли польский и любили поговорить с бывшими земляками. Здесь можно было всласть, как раньше на родине, поторговаться и купить все, что душе угодно, по невысоким ценам.

Волна русско-еврейской эмиграции открыла новую страницу в истории рабочего движения США. Четвертого мая 1886 года в Чикаго началась крупная забастовка. В связи с этим на Хаймаркет Сквер состоялся массовый митинг, во время которого кто-то бросил бомбу в полицейских. Один из них был убит, семеро ранены. Начались стычки с полицейскими. Были убитые и раненые с обеих сторон. Несмотря на отсутствие доказательств, восемь анархистов отдали под суд. Суд был скорый и несправедливый. Четырех приговорили к смертной казни и тотчас же повесили, двоим дали пожизненное заключение и только одному 15 лет тюрьмы (один покончил с собой). Большинство осужденных были евреями. На другой день после побоища на Хаймаркет Сквер свыше 400 еврейских иммигрантов, преимущественно рабочие-часовщики, провели свой митинг. Они выступали против произвола хозяев, плохих условий труда и его низкой оплаты. Полиция пустила в ход дубинки. Во второй половине этого дня был организован грандиозный митинг при участии общественных деятелей, профессоров ряда университетов и даже сенатора штата Иллинойс. Резолюция митинга была разослана руководству штата, и результаты не замедлили сказаться. Законодательное собрание штата приняло законы, запрещающие детский труд. Губернатор усилил рабочую инспекцию. В нее вошли представители социалистической партии известные своей неподкупностью. Был создан профсоюз часовщиков, который стал энергично отстаивать права рабочих.

Бурно развивалась и еврейская общественная жизнь. Еще в 30-х годах в Чикаго было шесть еврейских театров, выходило несколько газет, издавались книги и журналы на идиш. При этом иммигранты все больше американизировались. Дети бывших мелких торговцев и швей становились бизнесменами, врачами, юристами, политическими деятелями. Артур Голдберг, выросший на улице Максвелл, был одним из 11 детей уличного торговца фруктами. Одним из лучших окончил престижную юридическую школу и стал юристом, защищающим права рабочих, в годы Второй мировой войны служил в разведке, затем стал министром труда, членом Верховного суда США, представителем страны в ООН. На улицах Чикаго прошло детство основателя атомного подводного флота США, первого адмирала еврейского происхождения, Хаймана Риковера — сына портного из местечка под Варшавой.

Историки называют Чикаго инкубатором американского сионизма, поскольку сионистское общество Чикаго, основанное в 90-х годах ХIХ века, было первой организацией такого рода в США. Интересно, что его создателем стал не еврей, а протестантский евангелист Вильям Блекстоун. За семь лет до того, как Теодор Герцль провел первый сионистский конгресс в Базеле, Блекстоун провозгласил необходимость создания еврейского государства в Палестине. В 1891-м он написал петицию на имя президента США Гаррисона. Ее подписали 400 видных представителей американской еврейской и нееврейской общественности, в том числе и председатель Верховного суда США. В этой петиции Блекстоун просил президента повлиять на турецкого султана, в империю которого входила тогда Палестина, чтобы последний разрешил создание там еврейского национального очага.

Современная еврейская эмиграция в США началась на заре 1970-х. Первые 15 советских евреев прибыли в Чикаго в самом начале 1973 года. «Чикаго Трибьюн» и «Чикаго Сан Таймс» откликнулись на это специальными сообщениями. Размещением первых 15 эмигрантов занимался сам президент Еврейской Федерации города. С 1973-го по 2003 год в Чикаго прибыло 28 с половиной тысяч иммигрантов-евреев из СССР-СНГ. 70-75% советских евреев имело высшее образование, а около 8% — ученые степени и звания. Высокий профессиональный уровень позволил им относительно быстро найти работу в таких областях, как программирование, телекоммуникации, компьютеры. Трудно отыскать американский госпиталь, где бы не трудились русские врачи и медицинские сестры. В Чикаго, в отличие от Нью-Йорка, нет районов, заселенных преимущественно эмигрантами из СССР. После Второй мировой войны американские евреи двинулись из города в пригороды. Да и евреи из СССР, как только находят приличную работу, немедленно переселяются в пригороды.

Как и век назад, пока не существует тесных связей между новыми и старыми эмигрантами. Все руководящие должности в еврейских общественных организациях занимают американские евреи. Большинство иммигрантов из СССР среднего поколения ныне заняли прочное положение в американском среднем классе. При этом нет ни одного представителя последней волны эмиграции, участвующего в политической жизни города.

В Чикаго издается шесть русскоязычных еженедельников, ежедневно вещают три русскоговорящие радиостанции. Можно подписаться на русскоязычное телевидение из Нью-Йорка (две программы) и на ряд российских программ.

Ныне в справочниках «Кто есть кто» не редкость встретить имя еврейского иммигранта из СССР. В 1989 году в Чикаго эмигрировали два архитектора — киевлянин Александр Полищук и москвич Виктор Мельников. Начинать пришлось с нуля. Через пять лет они создали свою мастерскую. В 2003 году их проект застройки в старом историческом районе города был удостоен престижной награды «Award of Excellence». Об их проекте писала старейшая газета «Чикаго Трибьюн», специальные архитектурные журналы. И это ни где-нибудь, а в Чикаго — центре всемирно известной чикагской архитектурной школы.

В колледжах и университетах Чикаго сегодня обучаются свыше 2000 студентов — детей еврейских эмигрантов из СССР. Несомненно, в недалеком будущем многие из них станут известными персонами не только в Чикаго.

«Заметки по еврейской истории», sem40.ru
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2006 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org