«Еврейский Обозреватель»
ЛИЦА
5/120
Март 2006
5766 Адар

МЕДИЦИНА В ЛИЦАХ

СЕМЕН ШЕХТМАН

На главную страницу Распечатать

Несколько лет назад при подготовке к 250-летнему юбилею Главного военного клинического госпиталя (ГВКГ) Минобороны Украины у нас возникла интересная идея, - рассказывает начальник госпиталя, доктор медицинских наук генерал Михаил Бойчак, - основать своеобразную серию книг под названием «Жизнь замечательных людей госпиталя».

Первой в этой серии стала книга о начальнике клиники инфекционных болезней, профессоре, полковнике Марке Городецком под названием «Родной дом Городецкого». Ее авторы - член Союза журналистов СССР Анатолий Ечкало и тогдашний заместитель начальника госпиталя Александр Зажирей.   А  накануне Дня защитника Отечества состоялась презентация очередной книги: «Кредо доктора Эпштейна». Ее автор - также Анатолий Ечкало.

Вряд ли найдется в Киеве ветеран воинской службы, который бы не знал Заслуженного врача Украины, профессора, полковника в отставке Бориса Эпштейна.  А  теперь после выхода в свет книги о нем будут знать по всей Украине и даже за ее пределами. Автор книги во время презентации выразил свои мысли в таких строках: «В этой книге я вам представляю // Человека, врача и немного поэта. // Как вы примете книгу, не знаю, // Но, надеюсь, по-доброму. Верю я в это».

Анатолий Ечкало, «обыгрывая» составную часть фамилии героя книги, отметил, что «штейн» в переводе с немецкого означает камень. Не нужно забывать, что и в переводе с идиш «штейн» также означает «камень». Борис Владимирович - гордость и украинского, и еврейского народа, и всех других народов, проживающих в Украине. Рассказать о нем мне поможет книга и Анатолия Ечкало, и 30-летняя дружба с доктором Эпштейном.

ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ

До сих пор помнит Борис Владимирович комнату, которую занимала его семья в коммунальной квартире по улице Жилянской в Киеве. Нынешнему поколению трудно представить, как это можно нескольким семьям пользоваться одной кухней, одной ванной и так далее.

- Отличительной чертой моих родителей была любовь к детям, - вспоминает Борис Эпштейн. - Они готовы были сами не доедать, только бы дать мне и моему брату лишний кусочек хлеба. Вечером комнату наполнял ароматный запах вареной картошки.  А  после ужина отец усаживал нас с братом на колени, и начинались семейные вечера. Мама работала заведующей библиотекой и приносила домой книги, которые родители по очереди читали нам вслух.

Ветеран может долго говорить о своих родителях - Розе Самойловне и Владимире Евсеевиче, давших ему и его брату то, что до сих пор определяет их жизненную позицию. Перед Борисом не стоял вопрос о выборе профессии. За год до окончания школы он прочел книгу академика  А .Богомольца «О продлении жизни», которая и стала для Бориса жизненным ориентиром, зародила мечту стать хорошим медиком. В 1940 году он поступил в Киевский медицинский институт.

ОТВАЖНЫЙ ДОКТОР

- Как получилось, что вы начали учебу в мединституте,  а  закончили Военно-медицинскую академию (ВМА)? - спрашиваю Бориса Эпштейна.

- Это целая история, - говорит он. - После моего очередного обращения об отправке на фронт к военкому города Харькова, где находился тогда наш институт, он сообщил, что я зачислен слушателем 2-го курса Куйбышевской ВМА. Летом 1942 года Государственный комитет обороны принял решение о расформировании этой академии и частичном объединении с Ленинградской ВМА, эвакуированной в Самарканд. 13 марта 1944 года мне вручили диплом об окончании полного курса ВМА им. С.М.Кирова, присвоили воинское звание капитана медицинской службы, квалификацию врача и направили на фронт.

Выпускник академии, по его просьбе, был послан в состав 1-го Украинского фронта. Командир 10-го Днепровского танкового корпуса прорыва РГК, Герой Советского Союза, полковник Матвей Шапошников приветливо встретил молодого врача: «Не удивляйся, но я все о тебе знаю. Верю, что мне плохого доктора не пришлют. Считаю - плохих врачей не должно быть вообще... Теоретические знания вам в академии дали фундаментальные, ну,  а  практики на войне предостаточно. И запомни, сынок, смерть здесь гуляет вовсю. Береги людей, капитан, и береги себя».

Слова командира корпуса Борис воспринял как приказ и одновременно как отцовский наказ. Действовал в бою храбро, никогда не забывая, что он не только врач, но и офицер Красной Армии. Вот, лишь некоторые эпизоды из его фронтовой жизни.

Во время ожесточенного боя в районе г.Сигулда в Прибалтике танк начальника штаба батальона Мишутина подорвался на мине. Находившийся рядом Эпштейн с помощью двух автоматчиков извлек капитана из танка. Доктор разорвал свою нательную рубашку, остановил кровотечение на ноге и направил раненого в медсанбат.

- Когда я впервые увидел и ощутил на себе, что такое танковый бой, - вспоминает он, - был крайне удивлен, что такая железная громадина, как танк, может гореть. Нелегко представить, с каким трудом нам удавалось открывать танковые люки и вытаскивать из горящих танков раненых.

Когда к расположению медсанвзвода приблизились фашисты, капитан Эпштейн организовал круговую оборону составом взвода и раненными, способными держать оружие. И враг отступил.

Однажды в самом начале пребывания на фронте его пригласил комиссар и рассказал, что их танковый батальон был вынужден оставить населенный пункт, но в подвале одного из домов остались наши раненые. «Надо им оказать помощь,  а  если удастся, вывезти их оттуда, - сказал комиссар. - Если вам страшно, можете отказаться. Вы человек на фронте новый, еще необстрелянный...». Вместе с санитаром и двумя автоматчиками он проник ночью в село и выполнил поставленную задачу. За эту операцию Борис Эпштейн был награжден медалью «За отвагу». 60 лет спустя во время презентации книги он отметил, что война закалила его характер, научила сосредоточиваться на главном, мыслить по-фронтовому и успешно решать проблемы, возникающие в экстремальных ситуациях.

ТАК РАСПОРЯДИЛАСЬ СУДЬБА

Не всегда безоблачными были для доктора Эпштейна послевоенные годы. Нет-нет, да и вылезала, как шило из мешка, пресловутая 5-я графа. Чего стоило для него так называемое «Дело врачей», сфабрикованное в 1952 году? Кстати говоря, и он сам, и его родители неоднократно испытывали на себе гнусные проявления антисемитизма. Выжил офицер и даже закалился в этом противостоянии физически, духовно и профессионально. 15 лет врач с боевым опытом продолжал медицинскую практику в войсках, лишь в 1959 году сбылась его мечта о лечебной и научной работе. Он был назначен старшим ординатором терапевтического отделения 408-го Киевского окружного военного госпиталя, который был и остается одним из самых престижных медицинских учреждений Киевского военного округа. С 1992 года он стал Главным военным клиническим госпиталем Минобороны Украины. Славу этого лечебного учреждения создавали такие корифеи медицинской науки и практики, как В.Образцов, Ф.Яновский, В.Виноградов, М.Губергриц, Ф.Узинцев, Г.Бурчинский, К.Тахчи, В.Задоянный, М.Якубович и др.

В 1964 году Борис Владимирович был назначен начальником терапевтического отделения. Госпиталь стал для него второй аlma mater после академии. Как отметил заместитель начальника госпиталя полковник Геннадий Перов, в то время Б.Эпштейн был самым молодым начальником отделения и самым молодым полковником в госпитале. Геннадий Борисович отметил и то, что первым же Указом Президента независимой Украины в 1992 году Борису Эпштейну было присвоено почетное звание «Заслуженный врач Украины».

Ветеран никогда не останавливался на достигнутом. В 1961 году, после медицинской конференции в Харькове, Борис Владимирович «загорелся» эндокринологией, понял, что эта бурно развивающаяся отрасль медицины по общебиологическому и общемедицинскому значению занимает одно из важных мест. Эндокринология стала главной, профилирующей в деятельности ученого. Авторитет эндокринологической службы госпиталя, возглавляемой Борисом Эпштейном, настолько велик, что сюда обращаются и врачи, и больные со всей Украины. Трудно переоценить ее роль в период лечения пострадавших и участников ликвидации аварии на ЧАЭС. Доктор и по сей день продолжает наблюдать за состоянием их здоровья.

Помимо клинической, научной и практической доктор Эпштейн занимается и педагогической деятельностью. Как опытного педагога его знают не только в интернатуре госпиталя, но и в Киевском научно-исследовательском институте эндокринологии и обмена веществ, где, кстати, работает его младший брат, член-корреспондент АМН Украины Евсей Эпштейн.

Судьба распорядилась так, что Борис Владимирович на протяжении всей своей долгой и насыщенной событиями жизни был окружен друзьями, соратниками, умными, уважающими его людьми. Его цепкая память сохранила всех: от боевого санитара Березкина, закрывшего его грудью в бою, до крупных полководцев и ученых с мировым именем. В книге названо около шестисот фамилий. Никто им не забыт, о каждом нашлось доброе слово. Особые слова признательности сказаны в адрес замечательного врача, начальника ГВКГ генерала М.Бойчака.

Трудно найти те слова, которые хотел бы сказать Борис Владимирович своей боевой подруге, своей любимой жене Тамаре Самбур, с которой они вместе идут по жизни 55 лет. Без ее дружеской поддержки мог не состояться сам герой этого повествования. Их совместная гордость - сын Сергей, крупный специалист в энергетике.

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА ПРЕЗЕНТАЦИИ

Академик Николай Тронько, директор Института эндокринологии и обмена веществ: «Борисом Владимировичем гордятся не только коллеги по госпиталю, но и все эндокринологи Украины. Он внес большой вклад в развитие эндокринологии, особенно в лечение рака щитовидной железы и сахарного диабета...».

Академик Виктор Тарасов, президент Международной академии компьютерных наук и систем: «Борис Владимирович - это наш профессор и академик. Сейчас он занимается совершенно новым компьютерным направлением, новыми технологиями диагностики и лечения.  А  еще он пишет стихи».

Кандидат медицинских наук Ирина Иванова: «Нет человека лучше, добрее и коммуникабельнее, чем Борис Владимирович Эпштейн. Он неутомим и неистощим в науке, автор около 150 научных трудов, высококвалифицированный специалист в области кардиологии, гастроэнтерологии, эндокринологии и других областях медицины. Его кредо я бы сформулировала так: - высокая духовность, истинная интеллигентность, беззаветная преданность своей профессии, долгу, семье и Родине».

Марк Михайлович Городецкий: «Мы прошли по жизни с Борисом 75 лет, начиная с Киевской средней школы № 44. Потом у нас с ним была Военно-медицинская академия, и этот госпиталь. Борис, после выхода в свет книги «Родной дом Городецкого» ты в шутку просил дать тебе в нем какое-то помещение. Даю! Будем вместе жить и трудиться в доме под названием Главный военный клинический госпиталь Минобороны Украины».

- Очень люблю наблюдать, как каждый год 9 мая по госпиталю шествует Борис Владимирович, - сказала одна из выступающих, - видеть многочисленные военные и трудовые награды на груди.

Грудь ветерана войны, труда и воинской службы украшают шесть боевых орденов и 30 медалей, среди которых - «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Киева», «За освобождение Варшавы», «За взятие Кенигсберга» и др.

На презентации наряду с поздравлениями друзей и соратников были песни и стихи, исполненные медиками госпиталя. В заключение в качестве подарка имениннику, которому исполнилось 83 года, прозвучала песня в исполнении Народного артиста Украины Иво Бобула «Как молоды мы были».

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2006 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org