«Еврейский Обозреватель»
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
5/120
Март 2006
5766 Адар

  В  ПРАГЕ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ ПРОХОДИЛИ ЕВРЕЙСКИЕ ВЫСТАВКИ

На главную страницу Распечатать

Коллекции Еврейского музея  в  Праге, который  в  этом году отмечает свой 100-летний юбилей, самым парадоксальным образом пополнялись во время Второй мировой войны.

Как пишет  в  своем последнем выпуске чешский журнал «Tyden»,  в  1942–1944 годах немцы по инициативе сотрудников Еврейского музея свозили еврейские артефакты и другие ценные предметы из собственности уничтоженных на чехословацкой территории еврейских общин, включая собственность депортированных чешских евреев,  в  Прагу, где был создан Центральный еврейский музей. Группа музейных сотрудников во главе с историком Йозефом Полаком работала тогда  в  закрытой синагоге, тщательно сортируя коллекцию по каталогам. Ими была создана целая система сортировки и регистрации всех собранных  в  Праге экспонатов.

 В  это невозможно поверить, но  в  ноябре 1942 года гестапо даже разрешило провести  в  здании пражской синагоги выставку еврейских книг и рукописей. А год спустя  в  другой столичной синагоге прошла выставка, посвященная еврейским религиозным традициям и обычаям. Историки до сих пор ломают головы над тем, почему нацисты мирились с этим еврейским «беспределом». Ни одна из нескольких существующих теорий, пытающихся объяснить сей удивительный факт, не подкреплена историческими свидетельствами.

 В  соответствии с наиболее часто используемым  в  послевоенные годы объяснением, нацисты планировали создать после войны  в  Праге «Музей истребленной расы», для которого и собирали такое огромное количество экспонатов. Этого мнения придерживалась и первый послевоенный директор Еврейского музея Хана Волавкова. Однако чешский историк Магда Весельска, которая работает сегодня  в  музейном отделе документалистики, с этим не согласна и утверждает, что никаких письменных свидетельств такого плана нацистов  в  немецких документах не сохранилось. «Более того, — подчеркивает она, — мне кажется невероятным, чтобы нацисты говорили об истребленной расе так открыто уже  в  1942 году».

На официальном веб-сайте Пражского еврейского музея сообщается, что коллекционная деятельность музея  в  годы войны была изначально инициирована пражской еврейской общиной. Люди сообщали о брошенных  в  опустевших еврейских поселениях ценных предметах, а нацистские власти «по непонятным причинам» мирились с работой музея по каталогизации всех сохраненных остатков еврейской культуры  в  стране.

Помимо упомянутых выше теорий, некоторые историки отмечали, что создание такого музея нацистам было выгодно — как возможность систематизации контроля за изъятой еврейской собственностью. Другие эксперты указывают на пропагандистский характер происходившего — оккупационные власти решили продемонстрировать всему миру уважение нациста к еврею. Однако Магда Весельска отвергает и эту идею, указывая на то, что музей не имел официального статуса, его «не существовало официально» и «никто не хвастался им» публично.

Как бы то ни было, но после войны Пражский еврейский музей оказался обладателем крупнейшей коллекции. Если  в  1939 году  в  его стенах размещалось всего около девятисот экспонатов, то  в  1945-м их число превышало 213 тысяч.

Пражский Еврейский музей был основан  в  1906 году.  В  1939 году музей был закрыт  в  связи с оккупацией страны немцами. По окончании Второй мировой войны музей открылся вновь, но ненадолго —  в  1950-м его закрыли уже власти коммунистической Чехословакии. Лишь  в  1994-м здание музея было возвращено еврейской общине. Сегодня Еврейский музей является самым посещаемым музеем страны — ежегодно через его залы проходит около 600 тысяч посетителей.

До войны на территории Чехословакии проживало около 120 тысяч евреев. Холокост уничтожил более 80 тысяч из них.  В  настоящее время еврейская община Чехии насчитывает лишь несколько тысяч человек.

Материал подготовил
Станислав Шустерман
Jewish.ru
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2006 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org
форд транзит грузовой