Песах — праздник весны. Песах — праздник духа. Песах — праздник, наполняющий сердце еврея светом и чувством гордости за то, что еще в седую старину его народ нашел в себе силы выйти из страны рабства и начать свой путь к Свободе.
«И было: когда отпустил фараон народ, не повел их Всесильный через страну Плиштим, потому что короток этот путь — ибо сказал Всесильный: «Не передумал бы народ при виде войны и не возвратился бы в Египет». И Всесильный повернул народ на дорогу пустыни к морю Суф... А Б-г шел перед ними днем в столпе облачном, чтобы указывать им дорогу, и ночью в столпе огненном, чтобы светить им и чтобы шли они днем и ночью».
Событиям, описанным в «Шмот» — второй книге Торы (в христианской Библии — «Исход»), суждено было стать темой многих произведений мировой литературы и искусства.
Гениальная в своей простоте и правдивости мысль о том, что путь к подлинной свободе не может быть коротким, стала близка великим представителям самых разных народов. Ибо полная Свобода и Победа добра не приходят в день разрушения темниц и застенков. Она наступает лишь тогда, когда душа человеческая освобождается от оков страха и злобы. А это очень долгий и непростой путь. Тысячу раз прав Чехов, говоривший, что выдавливал из своей души раба по капле. Каждый день, всю жизнь. Именно этого и добивался от народа своего Моисей, ведя его долгие годы по пустыне в Землю Обетованную...
История человечества, впрочем, убеждает нас в том, что очень многие не желали вовсе отправляться в дорогу к Свободе. Жить с рабством в душе куда легче, проще, удобней. Ведь рабство — это не только покорность хозяину, но и зависть, злоба, страх, ненависть к окружающему миру, к «дальнему» и ближнему своему.
Размышляя об этом, начинаешь понимать, что сорок лет — не такой уж большой срок на многотрудном пути к Свободе. Иные народы к ней шли веками. А некоторые еще и не пришли. Не пришли потому, что длина пути — отнюдь не наиболее важное условие обретения Свободы. Главным же является следование нравственным заповедям жизни, впервые в истории четко и ясно сформулированным в «Исходе».
Нет, к сожалению, в современном мире государства, где бы каждый следовал этим принципам. Не совершенен, как и тысячи лет назад, мир. Но уровень цивилизованности любой страны зависит от числа ее граждан, осознанно соблюдающих основные заповеди Б-жьи : «Чти отца своего и мать свою». «Не убий». «Не кради».
Последующая за созданием заповедей история человечества — беспрерывная борьба сил зла и добра. Основатели мировых религий, каждый по-своему и в иных формулировках, старались донести до умов мысль о необходимости следования нравственным законам. Но не однажды все благие пожелания разбивались о суровые, а нередко и страшные реалии жизни. И многое еще предстоит человеку. Бесконечна и трудна дорога к Свободе. Но другой нет.
|