«Еврейский Обозреватель»
ДИСКУССИЯ
11/126
Июнь 2006
5766 Сиван

ЕВРЕИ   В  РОССИИ: НАЦИОНАЛЬНОСТЬ, РЕЛИГИЯ, КУЛЬТУРА?

На главную страницу Распечатать

Михаил ЧЛЕНОВ, профессор, декан филологического факультета Академии им.Маймонида, президент Ваада России

— Безусловно,  в  определенной степени присутствуют все три характеристики, вместе взятые. Но все-таки сознание российских евреев или, как теперь говорят, их идентичность, безусловно, преимущественно национальная.

Российские евреи воспринимают себя сами и воспринимаются остальными россиянами как народ, национальность. Это доминирует  в  сознании российского еврея — он народ или часть некоторого народа, который живет  в  России. Сама постановка вашего вопроса зависит не столько от реального положения дел, сколько от терминологической и политической культуры разных стран.  В  западных странах понятия национальности не существует. То, что мы  в  России называем национальностью,  в  Америке назвали бы культурным сообществом, или религиозным сообществом, или каким-то другим сообществом.  В  русской политической культуре существует весьма специфическое понятие национальности. И  в  это понятие национальности, которое существует  в  России,  в  качестве компонента входит культура, а  в  нее — тоже  в  качестве компонента входит религия. Национальность может обладать своей собственной религией.

Валерий КАДЖАЯ, публицист

— Почти 150 лет тому назад великий русский писатель, классик русской литературы Николай Лесков написал книгу «Еврей  в  России». Это был самый глубокий — и по сей день остается таковым — этнический, культурный, социальный, религиозный анализ бытования еврейского населения России. Исторические катаклизмы, происшедшие с тех пор,  в  корне изменили положение евреев  в  России. Если бы сегодня Лескову пришлось вновь писать об этом народе, то вряд ли он сумел бы подобрать ему соответствующее название. Назвать евреями потомков тех евреев, о которых писал Лесков и которые сохранились на территории бывшего Советского Союза (а точнее, России), сегодня было бы очень сложно. Вроде бы они и евреи по крови — я имею  в  виду тех, кто самоидентифицируется как еврей, но на самом деле, это совершенно новая национальная общность.

Я приведу классический пример академика Гинзбурга, лауреата Нобелевской премии. Он чистокровный еврей, его родители были евреи, он сам подчеркивает, что он еврей. Но  в  то же время он не знает ни идиша, ни иврита. Он не религиозен и даже подчеркивает, что он атеист, а воспитался  в  русской культуре. Ничего еврейского, кроме происхождения,  в  нем нет, и  в  то же время он остается евреем. Он переживает за положение евреев  в  России,  в  Израиле, во Франции и т.д. Ему дорога историческая память о евреях. И такие, как он, как мне кажется, составляют 90, а может быть, даже больше процентов нынешних русских евреев.

У всех моих знакомых евреев родной язык — русский. Менталитет, то есть образ мысли, образ поведения, — русский. Еврейская интеллигенция ничем не отличается от русской интеллигенции. Они вместе составляют единую русскую интеллигенцию. Та же часть евреев, которая пытается вернуться к религии отцов, создать некую обособленную еврейскую культуру, как мне кажется, пока что составляет абсолютное меньшинство, и особых успехов  в  их деятельности я не вижу.

Рассвет евреев, их ренессанс  в  годы советской власти  в  то же время означал и их гибель как народа, ибо они ассимилировались  в  русской массе. То же самое произошло  в  Европе. И если бы не Холокост, то сегодня мы имели бы ту же картину во Франции,  в  Германии, Англии, что и  в  России. Насколько мне известно, процесс ассимиляции евреев очень активно происходит  в  США после того, как Россия уступила им место главного центра крупнейшей  в  мире еврейской диаспоры.

Пока что я вижу будущее еврейского народа только  в  лоне Израиля. Во всех остальных странах, если евреи и останутся, то постепенно, я думаю, к концу нынешнего столетия, они окончательно растворятся  в  тех народах, среди которых сегодня проживают. И уже не будет  в  России евреев, а будут русские, но с дальними, очень дальними еврейскими корнями.

Елена НОСЕНКО, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН

— Прежде всего, ловлю себя на мысли, что вопрос не вполне точен. Разные справочники и словари дают отличающиеся друг от друга определения того, что такое «национальность». Авторитетная энциклопедия «Народы и религии мира» утверждает: «национальность — термин, употребляющийся  в  русском языке  в  двух значениях:

1) для обозначения этнической принадлежности (например,  в  переписях населения);

2) как синоним понятий народ и этническая группа.

 В  мировой практике чаще употребляется как синоним гражданства, то есть нации. «Краткий словарь по социологии» относительно кратко смешивает разные понятия: «национальность: 1) народность, нация и другие этнические общности и группы, населяющие страну;

2) принадлежность какого-то человека или группы людей к определенной народности или нации».

 В  Новом словаре русского языка читаем: «НАЦИОНАЛЬНОСТЬ. 1.То же, что нация. 2. Принадлежность к какой-л. нации. 3. Совокупность национальных черт, свойственных какому-л. народу; национальная самобытность».

Итак, национальность — это и нация, и этнос, и народность, и гражданство, и национальная самобытность. Примеры подобной путаницы можно продолжать до бесконечности. Неспециалисту ориентироваться  в  этом трудно. Вспомним знаменитое выражение «лицо кавказской национальности».

Очевидно, меня спрашивают, являются ли российские евреи «лицами еврейской национальности»? Если национальность — это синоним нации, то нет, поскольку на данный момент ими являются лишь «лица еврейской национальности»  в  Израиле.  В  России евреи — одна из многочисленных групп, составляющих российскую нацию. Если национальность — синоним этноса, то есть устойчивой группы людей, объединяемых общими языком, территорией, культурой, бытовыми и поведенческими нормами, самоназванием и самосознанием, то — и да, и нет. По целому ряду параметров российские евреи не отличаются от населяющих Россию русских — их родной язык русский, живут они на территории России и считают ее своей родиной. По культурно-бытовым нормам большинство евреев России мало отличаются от русских (так же одеваются, живут  в  таких же домах и пр.). Но вот называют они себя (и окружающие их) иначе. Но «осознают себя» различно: то русскими, то евреями, то русскими евреями, то как-то еще...

Российские евреи и религия?  В  большинстве стран еврей — это принадлежность к религии, иудаизму. Но у России, как известно, особый путь. Десятилетия безверия даром не прошли. Иудаизм исповедует лишь небольшой процент российских евреев. Правда,  в  последнее время среди еврейской молодежи наметился интерес к иудаизму. Но насколько устойчива эта тенденция, не молодежная ли это тяга ко всему новому (и хорошо забытому старому), не мода ли на религию — покажет будущее.  В  то же время немало российских евреев, особенно смешанного происхождения, декларируют свою приверженность христианству (чаще православию). И высокомерное: «нет православных евреев, есть выкресты», тут не годится. Во-первых, эти люди нередко продолжают «чувствовать себя» евреями, так воспринимают их и окружающие (не только антисемиты). Во-вторых, родившиеся  в  смешанных семьях люди свободны от психологического напряжения, которое нередко ощущают евреи, принимающие крещение (века преследований, клеймо «богоубийц» и пр.). Наконец, многие могут вообще не принадлежать к какой-либо конфессии: быть атеистами, агностиками, верить  в  карму, НЛО, Кастанеду и пр. Значит, не религия...

Российские евреи и культура? Вопрос сложный и «тонкий». О бытовой культуре российских евреев я уже немного сказала. Но, думается, есть и различия. Они —  в  ином историческом опыте, который аккумулирован  в  исторической памяти, имеющейся у каждого народа. Своя она и у российских евреев. Такая память нередко окрашена  в  мрачные тона (гонения, погромы, различные ограничения).

Большинство живущих ныне  в  России евреев сформировались как личности  в  советский период, когда доступ к информации о еврейской истории и культуре был сильно ограничен. И, однако, историческая память сохранялась у многих российских евреев, даже у тех, кто был рожден  в  смешанных браках, Там, где такой передачи культурного опыта от поколения к поколению не существует, нет и еврейской исторической памяти. Там люди не чувствуют никакой связи с еврейским народом. Они — «потерянные евреи», кто бы ни был их отец или мать, и вряд ли они вернутся. Но многие затрудняются с ответом на вопрос, кто они, хотя и ощущают  в  себе «что-то еврейское» (не всегда с радостью). Именно историческая память не дает им забыть об этом. Иными словами, рост антисемитских настроений  в  определенной части российского общества часто пугает людей не потому, что представляет непосредственную опасность для них или их близких, но  в  силу все той же исторической памяти — передаваемых из поколения  в  поколение рассказов о событиях и судьбах. Иногда же еврейская историческая память, особенно молодым людям, дает основание гордиться своей хотя бы частичной принадлежностью к еврейскому народу.

Без этой памяти ни антисемитизм, ни государство Израиль, ни Холокост, ни семейные традиции сами по себе незначимы для многих евреев России. Чем глубже эта память, тем устойчивее еврейская идентичность, тем болезненнее переживается антисемитизм, тем охотнее люди вовлекаются  в  еврейскую жизнь, ловят любую информацию о еврейской культуре, тем больше знают они о шести миллионах своих погибших, тем больше гордятся «еврейским вкладом»  в  мировую культуру.

Итак — национальность, религия, культура? Иногда и то, и другое, и третье, но часто — ни то, ни другое, ни третье. Френсис Фукуяма писал: «кровь и происхождение —  в  душе, а не  в  теле». И вопреки расхожему «кровь не водица» я полагаю, что принадлежность к народу (этнической общности) — не гены, не «кровь», но — память, вобравшая  в  себя культурный и исторический опыт поколений. Она — ядро того, что специалисты называют этнической идентичностью или самосознанием. Нет «собирательного» российского еврея, это разные люди — такие же, как все, но все же иные. Эта инаковость коренится  в  иной памяти и ином самосознании.  В  душе, а не  в  теле.

«Еврейские новости»
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2006 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org