«Еврейский Обозреватель»
ГЛАВНАЯ
15/130
Август 2006
5766 Ав

СЕРЫЕ КАРДИНАЛЫ. ОЛЬМЕРТ И ПАРТНЕРЫ

АЛЕК Д. ЭПШТЕЙН

На главную страницу Распечатать

4 мая 2006 г. было утверждено новое правительство Государства Израиль. К власти пришла партия «Кадима», представляющая второе поколение так называемого «первого Израиля» — уроженцев страны, родители которых прибыли в Палестину еще в период британского мандата, до Второй мировой войны. Премьер-министром Государства Израиль стал 61-летний Эхуд Ольмерт, первым вице-премьером — 48-летняя Ципи Ливни. Оба они — политики во втором поколении, еще их отцы заседали в израильском парламенте.

Эхуд Ольмерт родился в 1945 году, он — сын бывшего депутата Кнессета от партии «Херут» (впоследствии вошла в «Ликуд») Мордехая Ольмерта (1908–1998). Отец Эхуда родился в городке Бугуруслан Самарской губернии, но в 1919 г., когда ему было одиннадцать лет, семья переехала в Харбин (где Мордехай Ольмерт, в частности, преподавал русский язык в китайской школе, а затем окончил Харбинский политехнический институт), а в 1933 г. добралась до Эрец Исраэль. С конца 1920-х годов Мордехай Ольмерт входил в ряды ревизионистского движения, занимая различные должности: от секретаря ячейки движения БЕЙТАР в Харбине до главы поселенческого отдела партии «Херут» (в 1949–1953 гг.) и члена Кнессета (в 1955–1961 гг.), однако в 1965 г. покинул ЦК партии «Херут», став одним из основателей небольшого правоцентристского движения «Свободный центр».

После окончания средней школы в 1963 г. Эхуд был призван в армию, срочную службу проходил в пехотной бригаде «Голани»; одновременно был военным корреспондентом в армейском журнале «Ба’махане». После окончания службы в армии поступил в Еврейский университет в Иерусалиме, изучал психологию и филологию, получил вторую степень по юриспруденции. Занимался адвокатской практикой в Иерусалиме. Во второй половине 60-х годов XX века примкнул к движению «Свободный центр», в которое входил и его отец. В сентябре 1973 г., когда по инициативе Ариэля Шарона был образован блок «Ликуд», в него вошла и небольшая партия «Свободный центр». Хотя в своем первом известном публичном выступлении 21-летний Эхуд Ольмерт призвал Менахема Бегина уйти из политики, ибо возглавляемый им список «Херута» на тот момент шесть раз проигрывал парламентские выборы, на выборах 31 декабря 1973 г. Эхуд Ольмерт стал депутатом Кнессета именно в составе списка во главе с Бегином. Ольмерт стал самым молодым депутатом в истории израильского парламента; с тех пор он еще восемь раз избирался депутатом. Пост в правительстве (правда, всего лишь министра без портфеля) он впервые получил в 1988 году, но в 1990 году стал министром здравоохранения.

После провала «Ликуда» на выборах 1992 года Ольмерт выдвинул свою кандидатуру на пост мэра Иерусалима. Он победил на этих выборах (благодаря поддержке ультрарелигиозного еврейского электората), а также на выборах 1998 г., и на протяжении десяти лет оставался мэром столицы. В 2003 году (накануне выборов в Кнессет 16-го созыва) Ольмерт подает в отставку с поста мэра Иерусалима и занимает лишь 32-е место в предвыборном списке «Ликуда». Несмотря на это, он был назначен Ариэлем Шароном первым заместителем премьер-министра, министром промышленности, торговли и занятости. 7 августа 2005 года Биньямин Нетаниягу подал в отставку с поста министра финансов в знак протеста против программы одностороннего ухода Израиля из Газы и Северной Самарии, и Ольмерт получил портфель главы Минфина, при этом сохранив за собой все имевшиеся у него должности. С момента госпитализации Ариэля Шарона 4 января 2006 года Ольмерт был объявлен исполняющим обязанности главы правительства.

В первые годы своей карьеры Эхуд Ольмерт вел популистскую кампанию по борьбе с организованной преступностью в Израиле и обвинял представителей общественно-политической элиты в связях с преступным миром. При этом, будучи в 1980-е годы казначеем «Ликуда», он сам неоднократно обвинялся средствами массовой информации в коррупции и финансовой нечистоплотности и однажды был даже предан суду, однако ни разу не был осужден. Вместе с тем, очевидны многолетние связи Ольмерта с представителями крупного капитала и юридической элитой страны: промышленник Альфред Акиров, подрядчик Моше Дадаш, один из самых богатых в стране адвокатов Рам Каспи, американский еврейский миллиардер Даниэль Абрахамс и многие другие финансовые «тузы» являются его давними личными друзьями и деловыми партнерами.

Небезынтересно отметить, что глава правительства Израиля проживает в трехэтажном особняке, который он арендует (за 2250 долларов в месяц) у 81-летнего Даниэля Абрахамса после того, как сам Ольмерт, при посредничестве иностранной компании, зарегистрированной на Виргинских островах, и продал этот дом, в котором его семья живет с 1987 года, за 2 миллиона 700 тысяч долларов Абрахамсу. Удивляет, что годовая арендная плата за дом (27 тысяч долларов) составляет лишь 1% его стоимости — столь низкий доход от сделанной покупателем недвижимости инвестиции никак не может объясняться соображениями рыночной целесообразности. Риэлторы утверждают, что рыночная стоимость дома в момент продажи (в 2004 г.) не превышала полутора миллиона долларов, при этом владелец может рассчитывать на арендную плату в размере не менее 5 тысяч долларов в месяц.

Эхуд Ольмерт и его жена Ализа воспитали пятерых детей, политические взгляды которых крайне далеки от программы той партии, от которой восемь раз избирался в Кнессет их отец. Старшая дочь Михаль (34) — психолог, ведет курсы по творческому мышлению; вторая дочь Дана (33) — литературовед, преподаватель курса «Основы поэзии» в Иерусалимском университете и активная феминистка, активистка леворадикальной правозащитной организации «Махсом Watch»; старший сын Шауль (30) женат на израильтянке, но живет в Нью-Йорке, по окончании воинской службы подписал петицию леворадикальной организации «Йеш Гвуль» («Есть предел»), выступавшей за вывод израильских сил из Южного Ливана и контролируемых территорий (глава этой организации Ишай Менухин баллотировался в Кнессет по списку Коммунистической партии); младший сын Ариэль (24) покинул страну и ныне изучает литературу в университете Сорбонна (Париж); в семье Ольмертов есть также приемная дочь Шули.

У Эхуда Ольмерта есть два родных брата, политические взгляды которых как раз вполне соответствовали идеологии «Ликуда». Младший брат — Йосеф Ольмерт (родился в 1950 г.) — блестящий публицист и яркий оратор, обладатель докторской степени по истории Ближнего Востока, автор изданной на иврите книги «Меньшинства на Ближнем Востоке», в 1989–1992 гг. — пресс-секретарь правительства И.Шамира, обанкротившись, сбежал от своих кредиторов в августе 2004 года в США, где и находится до сих пор. Он зарабатывает деньги лекциями для еврейских организаций на тему Ближнего Востока, и совершенно неясно, когда он сможет приехать в страну, во главе которой стоит его родной брат.

Министр иностранных дел и первый заместитель премьер-министра Ципи Ливни — также дочь бывшего депутата парламента. Она родилась в 1958 году в семье Эйтана Ливни (1919–1991); интересно, что Эйтан Ливни, как и Эхуд Ольмерт, был впервые избран в Кнессет в 1973 г., причем по тому же списку, что и нынешний премьер-министр Израиля. Отец Ципи Ливни родился в Гродно, вместе с родителями оказался в Палестине в 1925 г. За почти полвека жизни в Израиле, предшествовавшие избранию в парламент, Эйтан Ливни успел многое. Он был бойцом ЭЦЕЛя (которым с декабря 1943 г. командовал Менахем Бегин), заведующим центральным складом этой организации и командующим ее оперативным отделом. В 1946 г. он был арестован англичанами и приговорен к 15-летнему тюремному заключению, однако год спустя соратникам по борьбе удалось, совершив нападение на тюрьму в Акко, вызволить его. После образования Государства Израиль Эйтан Ливни занялся предпринимательской деятельностью, владел заводом «Арье» и возглавлял отдел деревообрабатывающей промышленности в Объединении промышленников. Начиная с 1960 г. Эйтан Ливни входил в различные руководящие органы движения «Херут», в 1973–1984 гг. был депутатом Кнессета.

Его дочь Ципи Ливни, как и Эхуд Ольмерт, начала свою трудовую деятельность в качестве практикующего адвоката, занимаясь главным образом торгово-имущественными вопросами. Она демобилизовалась из армии в звании лейтенанта, в 1980–1984 гг. годах служила в Моссаде. Впервые сделала попытку пройти в Кнессет в 1996 г., однако на внутрипартийных выборах в «Ликуде» заняла лишь 27-е место.

Позднее лидер «Ликуда»   Б . Нетаниягу назначил Ципи Ливни генеральным директором Управления государственных компаний (этот пост сравним с постом главы Госкомимущества в Российской Федерации). На этом посту Ципи Ливни проработала три года, а в 1999 г. была избрана на 18-е место в предвыборном списке «Ликуда». Несмотря на то, что «Ликуд» разгромно проиграл выборы, эта электоральная кампания оказалась для Ципи Ливни успешной: она впервые прошла в Кнессет. Премьер-министром страны стал Эхуд Барак. Ципи Ливни, как и все депутаты от «Ликуда», оказалась в оппозиции. Однако коалиция Барака распалась очень быстро, были объявлены досрочные выборы, которые 6 февраля 2001 г. выиграл Ариэль Шарон. Шарон был хорошо знаком с Эйтаном Ливни, и он решил поддержать его дочь, с которой у него быстро сложились крайне доверительные отношения. В своем первом правительстве Шарон отдал Ливни последний по значимости в иерархии портфель — малопонятную должность министра регионального развития. Однако дальше начался невиданный карьерный рост — за пять лет Ципи Ливни последовательно (а иногда и параллельно) руководила шестью министерствами: сельского хозяйства (до выборов 2003 г.), репатриации и абсорбции (сразу после выборов 2003 г.); строительства; юстиции. 18 января 2006 г. после создания «Кадимы» и ухода из правительства министров, сохранивших верность «Ликуду», Ципи Ливни сменила Сильвана Шалома на посту министра иностранных дел. Ципи Ливни замужем, у нее двое детей.

«Русские» корни родителей премьер-министра Эхуда Ольмерта и первого вице-премьера Ципи Ливни не должны вводить в заблуждение: никаких «русских» сантиментов у них нет, руководители нового правительства Израиля принадлежат к вполне уже сформировавшемуся слою второго поколения местной политической олигархии. В их правительстве не нашлось ни одного портфеля ни для религиозных сионистов, ни для русскоязычных граждан, ни для более или менее новых иммигрантов из других стран (будь то из Франции, Эфиопии или Аргентины), ни для арабов, ни для друзов. Внимательно читая страницы их биографий, стоит ли этому удивляться?

Удивляться, однако, все-таки есть чему. Во-первых, в результате коалиционных переговоров пост министра обороны был отдан Амиру Перецу — агрессивному профсоюзному популисту, хоть и служившему в армии и демобилизовавшемуся в чине капитана, но не имеющему высшего образования и никак не связанному с вопросами национальной безопасности. В ходе коалиционных переговоров было решено, что заместители министров назначаться не будут. Применительно к Министерству обороны это означает, что абсолютно неподготовленный политикан будет руководить начальником Генерального штаба — без какого-либо промежуточного звена между ними.

Во-вторых, в коалицию не вошла ни одна из трех правых партий.

В-третьих, впервые с 1996 года в правительстве страны не нашлось ни одного портфеля для кого-либо из русскоязычных политиков. В последние десять лет те или иные «русские» министры (Натан Щаранский, Авигдор Либерман, Юлий Эдельштейн) работали во всех правительствах страны, и нынешняя ситуация, при котором для сектора, составляющего пятую часть еврейского населения, не нашлось ни одного места в правительстве из 25 министров — эта ситуация крайне унизительна. Даже бывшая на шестом месте в предвыборном списке «Кадимы» Марина Солодкина осталась ни с чем.

В-четвертых, из всех ярких фигур, которые впервые стали депутатами парламента, в правительство были включены лишь бывший начальник Генерального штаба Шауль Мофаз, на протяжении трех с половиной лет бывший министром обороны (и ставший сейчас почему-то министром транспорта), и бывший глава Общей службы безопасности Ави Дихтер. В правительство не пригласили никого из четырех бывших руководителей университетов, ставших депутатами Кнессета; за бортом остался и Ами Аялон, в прошлом — глава ВМФ и Общей службы безопасности, один из наиболее самобытных общественных деятелей в стране.

Никогда в прошлом персональные назначения министров не казались такими случайными, как это произошло с членами правительства Ольмерта. Единственная параллель, которая приходит на ум, — правительство Эхуда Барака, в котором профессор испанской истории, не имевший никакого отношения к силовым структурам, был назначен министром полиции. Но нынешние назначения оставляют карусель Барака далеко позади. Профсоюзный активист, главной темой выступлений которого был и остается вопрос о повышении размера минимальной заработной платы, стал министром обороны. Учитель по образованию, нынешний министр просвещения, стремящийся остаться на этом посту, получает назначение на пост министра строительства. Профессиональный военный, отдавший армии сорок лет своей жизни, переходит из Министерства обороны в Министерство транспорта. Религиозный деятель, никогда не работавший за пределами ортодоксального мира, становится министром промышленности и занятости. Высокопоставленный отставной сотрудник спецслужб возглавляет Министерство охраны природы...

Крайне сомнительно, чтобы столь непрофессионально подобранное правительство было адекватно тем сложнейшим задачам, которые сегодня стоят перед Государством Израиль.

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2006 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org