Иосиф ЗИСЕЛЬС, председатель Сионистской федерации Украины, член Совета директоров Еврейского агентства
- С момента создания Государства Израиль в 1948 году сионизм стал на пороге кризиса, потому что создание еврейского государства и было целью сионизма. Главная задача была решена в 1948 году, после чего встал вопрос: а чем должно заниматься сионистское движение. Почти шестьдесят лет сионисты ищут ответ на этот вопрос. Более или менее внятный консенсус вырисовывается в том, что сионизм является связующим звеном между евреями диаспоры и Израилем. Цель сионизма и задачи сионистских организаций более широкая, чем раньше, - единство евреев всего мира с духовным центром в Израиле. Это поддержка различного рода - политическая, экономическая, финансовая, лоббистская. Понятно, что эти задачи более успешно выполняются там, где более сильная еврейская община, - в США, Англии, и гораздо слабее в странах бывшего СССР.
Сейчас, когда алия практически остановилась, нашим общинам следует определить, чем для нас является сионизм? Тем более что, наконец, после пятнадцати лет сопротивления, признаны две сионистские федерации на постсоветском пространстве - России и Украины. Чем они должны заниматься? Например, сбором средств для Израиля через системы различных фондов, существующих в мире. Эта работа уже начала проводиться. «Керен а-йесод» - фондом, более ста лет собирающим деньги по всему миру для Израиля; в него входят и бизнесмены-евреи из стран бывшего Советского Союза.
Вторая часть работы - реализация различного рода программ, ориентированных на знакомство молодежи, обучение, обмен студентами.
Есть еще непосредственная работа внутри Всемирной сионистской организации. Две федерации - России и Украины, - которые недавно приобрели легитимный статус, ставят своей задачей расширить этот сектор внутри ВСО, чтобы еврейские организации бывшего СССР имели больше влияния на эту организацию. И мы видим, как оно постепенно расширяется. Наша задача - сделать это влияние еще более существенным.
Зеэв ЭЛЬКИН, депутат Кнессета от партии «Кадима»
- Во-первых, на этот вопрос нет четкого ответа. Это спектр, включающий прямое решение человека приехать в Израиль по идеологическим соображениям, поскольку он считает, что все евреи должны жить в этой стране. Это прямая и классическая форма сионизма.
Во-вторых, в рамках продолжения концепции духовного сионизма признание за Израилем ведущей роли культурного центра, в том числе по отношению к диаспоре. И помощь в укреплении Израиля как центра еврейской культуры.
Третья, слабая, можно сказать, американская форма сионизма сегодня - это политическая, общественная и экономическая поддержка Израиля и еврейской диаспоры. Это различные формы, в которых сегодня проявляется сионистская идеология в диаспоре.
Яков ЦУКЕРМАН, главный редактор петербургской еврейской газеты «Ами», член президиума Ваада России
- Лет десять назад я бы ответил очень просто, как все. Сионизм - это личное перемещение на место постоянного жительства в Государство Израиль! Если что-то мешает немедленно осуществить этот «подвиг», то необходимо активно побуждать к алие всех родственников и друзей, а также вообще всех евреев, до которых можешь достучаться. И конечно, обязательна поддержка Государства Израиль во всех его делах и начинаниях - как внутренних, так и внешнеполитических, любовь к его руководителям, его армии и , по возможности, вообще всяческая личная материальная и информационная поддержка Израиля. Причем всегда и везде!
Однако за последние годы что-то начало смещаться в моей ментальности: Израиль и израильтян люблю, как и раньше, а вот безусловный «одобрям-с» их политиков и политики куда-то исчез. Этот «внутренний раздрай» начался с Ословских соглашений, потом невнятная марионеточная политика при Нетаниягу, затем позорное капитулянтство Барака, радость по поводу победы Шарона, слабый отпор интифаде, завершившийся бегством непобедимого ЦАХАЛа из Газы, продолжение капитулянтской политики при Ольмерте. Все это шаги-этапы по пути к ликвидации самого государства, это и есть предательство всех идей сионизма.
Не все в порядке ныне и во внутренней политике любимого государства, что косвенно подтверждается и возросшей йеридой (эмиграцией из Израиля), и участившимися случаями возвращения бывших россиян после 10-15 лет жизни в Израиле, и даже участившимися бунтами рядовых израильтян против властей. Сегодня сионизм уже не слепой, как прежде. Сионизм - это не только любовь к Израилю и израильтянам, но и резкая критика всего, что нам не нравится в нем, и активная борьба за Израиль сильный, самостоятельный, сокрушающий всех многочисленных врагов. В конце концов, сегодня сионизм, как и раньше, - это борьба за существование нашей любимой Эрец Исраэль.
Александр КРЮКОВ, доктор филологических наук, профессор кафедры иудаики Института стран Азии и Африки
- Сионизм сегодня - это прежде всего идеология Государства Израиль, которая предусматривала и предусматривает - никто этого не отменял - собирание всех частей еврейского народа на его исторической родине вокруг горы Синай, которая, что интересно, сегодня располагается на территории Египта.
Индивидуальное воплощение сионизма для каждого еврея сводится, как я это понимаю, к двум вещам. Или человек решил ехать на историческую родину, то есть напрямую реализовывать основную сионистскую идею, которую закрепил в общественном сознании Теодор Герцль в конце XIX - начале XX века, создав для этой цели Всемирную сионистскую организацию. Те, кто не решается ехать в Израиль на ПМЖ, в той или иной форме в согласны с тем, что Израиль - идеологический и исторический центр еврейского народа. В этом комплексе пока отсутствует составляющая культурного центра, потому что культура евреев в разных странах гораздо богаче, чем собственно израильская культура.
Наконец, в последние годы возникла очень важная идея постсионизма, которую исповедуют более всего, как ни странно, израильские философы и социологи. Основная идея сионизма в принципе реализована - создано государство, значит, перед еврейской нацией встает новая историческая задача: как жить, когда реализована цель по созданию государства. Вот почему сейчас многие в Израиле и в еврейских общинах находятся в некоторой философской растерянности. Ведь нация не может жить без основной идеологической задачи. И то, какая задача встанет перед еврейским народом в ближайшие годы, будет очень важно для его судьбы. Нельзя не сравнить эту ситуацию с положением в России, где нация пока не видит перед собой объединяющей национальной идеи, потому что экономическое возрождение страны, повышение жизненного уровня недостаточно для национального единства. Отсюда многие беды современной России и прежде всего нерешенность национальных вопросов.
Дмитрий РОСИНСКИЙ, сотрудник министерства науки Государства Израиль
- Я считаю, что первая цель - это репатриация, помощь Израилю и возможная поддержка каждым сионистом в любом уголке мира Государства Израиль. По-моему, сионист - это не только человек, исповедующий иудаизм. Даже если человек не является евреем по Галахе, но считает себя частью еврейского народа, - на сегодняшний день он тоже сионист. Если у человека никогда не было еврейских корней, но он полюбил эту страну и хочет что-то сделать для Израиля, то он тоже сионист.
Одна из задач Израиля - отстаивать интересы евреев по всему миру и служить защитой для них и домом. Каждый еврей, где бы он ни находился, должен знать, что у него есть дом. Израиль должен не только принимать помощь, но и сам помогать.
«Еврейские новости»
|