«Еврейский Обозреватель»
РЕЛИГИЯ
15/130
Август 2006
5766 Ав

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ ВСЕМИРНОГО САММИТА

АЛЕКСАНДР ИГНАТЕНКО

На главную страницу Распечатать

Было бы великой наивностью ожидать, что по завершении Всемирного саммита религиозных лидеров сразу наступит конец ненависти, вражде, экстремизму и терроризму на религиозной почве.

Если у кого-то такая идея и возникла, то она, вероятно, основывалась на значении слова саммит — вершина, т.е. собрание высших иерархов, лидеров, глав религиозных общин: они пришли   к  согласию по каким-то вопросам — и паства четко выполнит ниспущенные директивы. Не исключено, что это могло бы быть в отношении буддистов, синтоистов, христиан, иудеев. Но этого не произойдет в отношении мусульман. И не только потому, что на Московском саммите отсутствовали лидеры всех международных исламских организаций, например, Лиги исламского мира, организации «Исламская конференция», Европейского совета фетв и исследований и т.п.

Проблема, думается, в другом. Ислам построен не иерархически и характеризуется высокой степенью своеобразного плюрализма. (Одно из проявлений этого плюрализма — идущая внутриисламская война в Ираке — взаимное уничтожение шиитов и суннитов).

В конечном счете, глобальное мусульманское сообщество можно представить как конгломерат джамаатов — объединений верующих большего или меньшего масштаба со своими духовными лидерами и специфическими верованиями и нормами. Еще в эпоху средневековья обсуждался вопрос о том, что же объединяет мусульман, таких разных и постоянно спорящих между собой. Пришли  к  выводу, что таким единственным объединяющим признаком является то, что все мусульмане молятся, обратившись  к  кибле, в сторону Мекки.

И чтобы те или иные мусульманские объединения отказались от экстремизма и терроризма,  к  ним должен обращаться авторитетный для этой группы исламский деятель. Однако желания выступать с умиротворяющими призывами  к  своей пастве нет у очень многих исламских духовных лидеров — людей, профессионально практикующих в качестве улемов (ученых богословов), шариатских судей, знатоков ислама. Наоборот, некоторые из них являются пропагандистами и даже организаторами насилия на почве религиозной ненависти. Приведу один, но очень яркий пример. Не так давно на Российском Юге был ликвидирован Мухаммад Умар ас-Сайф — муфтий моджахедов, осуществлявших террористическую активность (включая теракты шахидов). Ас-Сайф — религиозный авторитет, бывший член Высшего совета улемов Королевства Саудовская Аравия. Он был своего рода «комиссаром» при террористах, давая религиозные директивы террору на Юге России. Этот саудовец руководил шариатским судом, выносившим смертные приговоры россиянам — «кяфирам» («неверным») и мусульманам-«вероотступникам», в частности — главе Центрального духовного управления мусульман России Талгату Таджуддину и главе Совета муфтиев России — Равилю Гайнутдину. «Амиры» — военные представители «Аль-Каиды» в России Хаттаб, Абу-ль-Валид неоднократно заявляли, что они согласовывают свои действия «в масштабе реального времени» — через Интернет и спутниковую связь — с улемами, остающимися в Саудовской Аравии.

Все террористические группировки, входящие в международную сеть «Аль-Каиды», имеют двух руководителей — одного «светского» — это военный командир, «амир». Другого — «религиозного» — это профессиональный священнослужитель, имеющий специальное образование (полученное, как правило, в Саудовской Аравии). Он же возглавляет «шариатский комитет» (или шариатский суд), являющийся мозгом группировки. И идущая сегодня в Ираке, параллельно сопротивлению коалиционным силам, террористическая война против шиитов, включая взрывы мечетей с молящимися, имеет религиозное обоснование: согласно ваххабитской доктрине, шииты (ваххабиты их называют презрительно «рафидитами») должны уничтожаться, а тот, кто погибнет в ходе «джихада» против них, попадет в Рай. (Усама бен- Ладен в своих последних заявлениях призывает уничтожать в Ираке, и не только там, «крестопоклонников» и шиитов — их «прихвостней».)

Справедливости ради надо отметить, что на Ближнем и Среднем Востоке есть авторитетные исламские деятели, выступающие против нетерпимости и экстремизма. Примером может служить министр юстиции Саудовской Аравии шейх Абд-аль-Мухсин аль-Абикан.

Но низкая эффективность антиэкстремистских призывов Саммита обусловлена не только расколом в среде исламского духовенства именно по вопросу о нетерпимости и насилии. В исламской умме (глобальном сообществе мусульман) в широких масштабах происходит переход лидерства  к  экстремистам и террористам. Согласно результатам социологического исследования «Исламский экстремизм: озабоченность мусульманских и западных сообществ» в 50 странах, бен Ладену в качестве лидера доверяют 60% опрошенных мусульман в Иордании, 51% — в Пакистане. Он мог бы выйти во второй тур голосования в Индонезии с 35% (в 2003 г. — 58%) и в Марокко с 26% (49% — за три года до этого). Доверие  к  бен-Ладену колеблется от 8% (в Турции) до 72% в Нигерии.

Достоверно не известно, жив бен-Ладен или нет. Но все идеи Бен Ладена, что называется, «живут и побеждают» в исламской среде. Так, сайт телеканала «Аль-Джазира» опубликовал результаты опроса, в котором приняли участие 56897 арабоязычных посетителей сайта. От посетителей требовалось ответить на вопрос, согласны ли они с Усамой бен-Ладеном в том, что против исламского мира ведется крестовый поход. Это — одна из идей, содержавшихся в приписываемой бен-Ладену аудиозаписи, которую «Аль-Джазира» же распространила накануне. 82,8% участников опроса согласились с этой мыслью. По данным «Пью глобал этитьюдс проджект», поддержка среди мусульман аль-каидовской формы терроризма — теракты «шахидов» колеблется от 13% в Германии до 69% в Нигерии. Данные совпадают с другими исследованиями. Этим летом газета «Таймс» опросила более тысячи представителей мусульманской общины в Великобритании через год после терактов 7 июля прошлого года. 13% респондентов заявили о своей солидарности с террористами-самоубийцами, отправившими год назад на тот свет 52-х своих соотечественников-британцев.

При этом, что исключительно важно, бен-Ладена считают духовным, религиозным лидером, а не только политическим. И едва ли не равным Пророку Мухаммаду. В аль-каидовских документах Пророк всегда именуется, — и это — «фирменный стиль» «Аль-Каиды», — «имамом моджахедов». Примечательно, что выражение «имам моджахедов» в публикациях «Аль-Каиды» и ассоциированных с ней группировок стало применяться и  к  Бен Ладену. Впору говорить о «бен-ладенизме» или «усамизме» как особом направлении в исламе. Другие называют его «повелитель правоверных» (амир аль-му’минин) и, принимая его в качестве лидера, или, говоря в терминах ислама, халифом, приносят ему клятву верности. Естественно, делается это не непосредственно, а заочно — при трех свидетелях из «Аль-Каиды» или через Интернет.

Слово бен-Ладена для очень больших групп мусульман куда более весомо, чем слово статусного духовенства. Часть исламского духовенства сама признает духовное водительство Усамы бен-Ладена. Например, с таким заявлением выступал авторитетный саудовский ваххабитский улем аль-Усаймин.

Религиозными авторитетами для многих являются и аз-Завахири, второй человек в «Аль-Каиде». Является им post mortem и ныне ликвидированный аз-Заркави. (Вот уж кто обожал насилие в его самых чудовищных формах. Аз-Заркави, заявлявший, что «неверующий в Аллаха должен быть обязательно убит, где бы он ни был и что бы ни делал», широко ввел практику обезглавливания заложников — по-арабски нахр, или забх, а его люди разместили в Интернете богословско-шариатские трактаты о том, что именно так полагается изничтожать «неверных». У исламистов в Ираке он имеет одобрительные клички — «Благословенный резник» и «Амир резников». Кстати, российских дипломатов обезглавили люди из «Совета моджахедов Ирака» — объединения группировок, которое создал аз-Заркави.)

Ожидать от этих людей призывов  к  своим последователям оставить насилие и террор — искать реку в аравийской пустыне Руб Эль-Хали. Более того, имеет место своего рода «приватизация» ислама этими и подобными экстремистами. Они, становясь авторитетами для какой-то части мусульман, постоянно расширяют круг своих последователей — через пропаганду и соответствующую активность в разных концах света. На экстремистскую пропаганду работают едва ли не все арабские типографии и значительная часть арабоязычного Интернета — тысячи сайтов, немалая часть Интернета на западных языках и некоторая часть — на русском. Одновременно происходит легализация экстремизма и терроризма — как законной формы борьбы мусульман против «крестоносной» агрессии, за восстановление «попранной справедливости». И речь идет не только об Ираке или о Палестине. Европа — тоже площадка для восстановления такой «попранной справедливости». Обретающийся в Катаре египетский «брат-мусульманин», и очень «раскрученный» в исламском мире улем Юсеф аль-Кардауи заявил: «Ислам вернется в Европу как завоеватель и победитель после того, как его дважды изгоняли с континента».

Ожидать, что Усама бен Ладен или кто-то подобный выступит с призывами отказаться от экстремизма и терроризма, не стоит. Более того, в последнем по времени обращении Усамы бен Ладена он призывает повсеместно усилить джихад, особенно — в Палестине, Ираке, Кашмире, Чечне, Афганистане, Сомали, Алжире и «Стране двух святынь» (т.е. Саудовской Аравии).

Весьма показательна реакция нероссийского статусного исламского духовенства на пропаганду и практику экстремизма. Если его не поддерживают, то и не отрицают. На сотни и тысячи трактатов, воззваний заявлений, листовок экстремистов и террористов, появляющихся в исламской ноосфере, не найдется даже одного текста, сочиненного духовным лицом, в котором бы с доводами, почерпнутыми в исламском вероучении, опровергались бы призывы и положения «нового духовенства» типа Бен Ладена. Такие попытки есть, со стороны светских ученых-мусульман. Чаще всего имеет место знаменитое «умывание рук»: об экстремистах-мусульманах, совершивших тот или иной чудовищный террористический акт, заявляется, что они, самим фактом этого теракта, продемонстрировали, что они мусульманами не являются, так как мусульманин такое совершить не может; ведь ислам — это религия мира и милосердия: А призывы  к  борьбе против экстремизма и терроризма обусловливаются утверждением о том, что борьба за освобождение или «попранную справедливость» терроризмом не является.

Мало кого такая софистика удовлетворяет. Во всем мире, не особенно разбираясь в расхождениях между течениями в исламе, все больше немусульман начинают отрицательно относиться  к  исламу и мусульманам, видя в них угрозу мировой стабильности и личной безопасности.

Пока исламское духовенство Ближнего и Среднего Востока не станет целенаправленно и «адресно» противиться «приватизации» ислама экстремистами, террор не прекратится. В исламской прессе — как бумажной, так и электронной — не обнаруживается никаких следов влияния ни Всемирного саммита религиозных лидеров, ни принятого на нем Послания. Только на экстремистском сайте, который публиковал заявления и видеоматериалы о захвате и убийстве российских дипломатов в Ираке, можно обнаружить одну, довольно своеобразную, реакцию на саммит — комментарий одной из сцен в «Президент-отеле»: главный раввин Израиля Йона Мецгер держит в руках фотографию похищенного капрала Гилада Шалита, а сидящий рядом с ним председатель Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде смотрит на это фото. Комментарий такой: «Рафидиты (т.е. шииты; Аллахшукюр Паша-заде — шиит) требуют освобождения сионистского солдата».

Автор — президент Института религии и политики, член Общественной палаты РФ
MAOF
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2006 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org