Еврей в Америке - больше, чем еврей, - любят говаривать американские евреи. А все потому, что быть евреем в Америке нет никакого резона, и за членство в синагоге надо платить большие деньги. Ежегодно по всем американским синагогам "прокачивают" полтора-два миллиарда долларов. И еще пара миллиардов "гуляет" по многочисленным еврейским организациям.
Ежемесячно американцы, и в особенности евреи, получают по почте десятки и сотни прошений о пожертвованиях, пасквилей на другие организации, "которые вытягивают деньги на неправые нужды". Самое смешное - они жертвуют. Потому что система по выкачиванию денег в Америке зовется "традицией филантропии". (В скобках следует добавить "престиж" и "облегченные налоги", но говорить об этом вслух неприлично.) При этом только около 30% собранных денег идут на Израиль, хотя для сбора денег используются исключительно трогательные видеофильмы о спасенных репатриантах. А 10-20% суммы уходят на административные расходы. Может быть, благодаря этой самой традиции 2% американских евреев предпочитают ассимилироваться. Тем более что с момента начала интифады Эль-Акса число антисемитских выходок в Нью-Йорке выросло на 49%.
Первые евреи появились в Америке в 1654 году, и на сегодняшний день они составляют всего 2% населения. При этом из 40 самых богатых семей в Америке 16 - евреи. 40% американских лауреатов Нобелевской премии в области экономики и науке - евреи. 26% работников СМИ - евреи. 59% режиссеров и продюсеров США - евреи. 41% еврейских семей зарабатывают свыше 75 тысяч долларов в год. 60% - выпускники университетов. Евреи - самая политически активная этническая община Америки, поэтому, когда лидеры стран третьего мира пытаются подобраться к Америке, начинают они с задабривания местных еврейских общин.
И выбор синагог у них, прямо скажем, богатый: есть хасидские и любавичские синагоги, консервативные, реформистские, сефардские и неоконструктивистские (последние разрешают заключать однополые браки и потреблять некошерную пищу).
Одна проблема: через 10 лет в Израиле будет больше евреев, чем в Америке, через 20 лет - больше евреев, чем во всем мире. На что Израиль тогда будет жить, непонятно.
РУССКИЕ
"Наша эмиграция, вопреки представлениям некоторых легковерных американцев, не состоит сплошь из колоритных мафиози и длинноногих блондинок с пышными формами, работающих в массажных кабинетах. В то же время, вопреки нашим собственным стереотипам, община не укомплектована одними лишь процветающими программистами, блестящими студентами и малоимущими, но законопослушными стариками", - знакомо? Это первая полоса русскоязычной еврейской газеты "Форвертс", одной из 30 русскоязычных газет Нью-Йорка (всего их в США около 150), которую редактирует Леонид Школьник - бывший редактор "Новостей недели" (Израиль).
Пару лет назад "Нью-Йоркер" опубликовал данные, согласно которым "русские" - самая преуспевающая иммигрантская община Америки. Тем не менее, отношения между американцами и "русскими" достаточно напряженные. В особенности "русских" не любят американские евреи. Дело в том, что советские евреи ожидали того, что столь активно боровшиеся за их выезд американские "кузены" так же активно займутся их трудоустройством по приезде и восстановят их профессиональный статус. Американцы же думали, что изголодавшиеся по иудаизму "русские" всей толпой ломанутся в синагоги. И будут вести себя минимум как герои-диссиденты, и максимум - как их прадедушки, бежавшие из России в начале века, спасаясь от погромов. Поэтому "русские" считают американцев холодными, и расчетливыми, а американцы "русских" - скандальными, манипулятивными и требовательными. Появились и свои "ватики" - семидесятники, которые иммиграцию 1990-х воспринимали как иждивенцев с завышенными требованиями и читали им лекции о том, "вот как мы приехали".
Кроме того, "русские" по советской привычке воспринимали филантропические еврейские организации как государственные учреждения, которые по определению надо доить. В 1990-х появились около дюжины эмигрантских организаций, которые начали просить деньги у местных евреев. Им вежливо отказали, и тогда "русские" обиделись и обвинили американцев в жадности и негостеприимности.
В 1972 году 99% еврейских эмигрантов предпочитали Израиль. В 1977-м до Израиля добирались менее 50%. В 1976 г. в израильской прессе появились первые статьи о том, что американские евреи должны прекратить принимать беженцев, потому что это "нечестная конкуренция" с Израилем. К 1981-му Израиль миновали четыре из пяти советских евреев. Тогда же по просьбе израильского премьера Менахема Бегина ХИАС согласился принимать только евреев, имеющих в США родственников по прямой линии. Через несколько месяцев соглашение отменили.
С 1992 по 2000 год в Америку приехали 250 тысяч беженцев из России. На сегодняшний день каждый четвертый еврей Нью-Йорка - "русский". Споры о том, являются ли "русские" мафиози, проститутки, настоящими беженцами, настоящими евреями, и, следовательно, стоит ли давать им денег, продолжаются в еврейских общинах Америки по сей день. А "русских" довольно вяло пытаются постепенно втянуть в еврейскую жизнь общины и научить, наконец, жертвовать деньги. 11 лет назад был создан русский отдел UJA. За эти годы отделу удалось собрать с "русских" американцев 10 миллионов долларов и даже что-то на них построить в Израиле.
Абсорбция там простая: 4-5 месяцев тобой занимается NYANA - нью-йоркский аналог еврейского Министерства абсорбции, - через 4-5 месяцев тебя перебрасывают в общинный центр. И если в центре Манхэттена общинные центры выглядят как ванная комната пятизвездочной гостиницы, то на Брайтон-бич они выглядят не лучше МАТНАСа на отшибе Кирьятсранска. При этом, сидя на "велфере", можно, конечно, ездить в "красивый" центр на Манхэттене, но "это не принято".
А сегодня в Бруклине живут 800 тысяч евреев, из них - 100 тысяч "русских". 40 тысяч - за чертой бедности.
«АМЕРИКА БА-АЛИЯ»
За последние пару лет русскоязычная община Нью-Йорка начинает активизироваться. На осенних выборах несколько русских иммигрантов выставят свою кандидатуру на пост депутата мэрии города Нью-Йорка, естественно, от "бруклинского" - 47-го округа. "Не то, чтобы русским очень хотелось влиять на судьбы страны - они хотят свое маленькое американское счастье, - беззлобно рассуждает 45-летний Олег Гутник, один из самых раскрученных кандидатов, с которым мы, выражаясь его языком, "имеем митинг", то бишь встречу. Американцы только сейчас начинают замечать электоральный потенциал русской общины".
- Американские политики еще не начали учить русский, как в Израиле?
- Нет, но на недавней встрече губернатора штата Нью-Йорк с русскоязычными иммигрантами он уже заговорил о своих предках-эмигрантах и о том, как хорошо, что они приехали. Но на сегодняшний день ни один выходец из России не занимает серьезного поста в американских госучреждениях. Разве что в должности консультанта. Американцы с удовольствием приглашают "русских" в состав всяких комиссий, но им очень не понравится, если "русский" политик пробьется в городской совет. И они попытаются нас нейтрализовать - если в этом году от нашего округа не будет выбран "русский" депутат, через пару лет наш округ перекроят заново между другими округами, и у нас уже не будет сконцентрированного электората.
(Голосовать "русским", в принципе, лень. Во-первых, только у трети из полумиллиона приехавших есть американское гражданство. Во-вторых, для участия в выборах необходимо прежде зарегистрироваться на избирательном участке.)
- О создании "русской" партии никто пока не задумывается?
- Год назад мы основали комитет русскоязычных иммигрантов "Единство" - так присутствовавший там Щаранский посоветовал нам завоевывать территорию постепенно, как "Исраэль ба-Алия" в Израиле.
- Как вы, врач, стали политиком?
- На протяжении многих лет я занимался общественной деятельностью, состоял в советах различных общественных организаций. Я сделал себя сам здесь, в Америке, поэтому меня не воспринимают как "этих русских, которые только приехали и уже пытаются качать права". В 1996 году горсовет Нью-Йорка наградил меня премией "за гуманитарную и благотворительную деятельность", и теперь один день в году - 5 декабря - назван моим именем. Кроме того, 10-15% моих избирателей-американок придут голосовать за меня только потому, что они у меня лечились.
Биографическая справка: Олег Гутник - специалист по гинекологии. Иммигрировал в Америку в 1980-м, не зная ни слова по-английски. Начинал работать официантом в "русском" ресторане за 4 доллара в час, был таксистом, параллельно учился на курсах для подтверждения диплома Черновицкого мединститута. По вечерам они с женой искали по свалкам мебель для съемной квартиры. На работу ходил пешком, чтобы сэкономить 50 центов. Сейчас его сын учится в университете Джорджтаун в Вашингтоне, одна из его преподавателей - Мадлен Олбрайт. Дочь замужем за внуком одного из тех, кто подписывал Декларацию независимости Израиля.
- В вашем округе за все 150 лет его существования ни разу не выбирали кандидата-республиканца. Кроме того, 78% "русских" проголосовали на последних выборах за представителя демократов Эла Гора. А вы республиканец...
- Так получилось. В 1970-е иммигранты поддерживали республиканцев, потому что республиканец Рейган был президентом, когда их приняла Америка. Для иммигрантов 1990-х таким "спасителем" был демократ Клинтон. Поэтому они голосовали за демократов...
- И все-таки - почему вы уехали?
- В восемь лет, увидев по телевизору Хрущева, я спросил: "Кто эта жирная свинья?" Отец избил меня ремнем, и, испуганно глядя на мать, спросил: " А что будет, если он скажет это на улице?" Когда у меня родилась дочь, я решил, что не хочу воспитывать детей в стране лжи. Нам повезло - у родителей жены была превосходная квартира, и когда к нам пришел какой-то чиновник, квартира ему понравилась, и он с ходу дал нам разрешение на выезд.
Почему я не поехал в Израиль? Потому что я не был диссидентом. Когда в 1985-м я выходил к посольству СССР в Америке с плакатами "Отпусти народ мой", я думал, прежде всего, не о Щаранском, а о своих родителях, с которыми я прощался навсегда и которым пришлось от меня отказаться. В 1987-м, когда Горбачев объявил перестройку, уже через два дня я подал документы с просьбой поехать в Россию.
- И какие у вас политические перспективы?
- Если мне удастся пробиться в городской совет Нью-Йорка, для русскоязычной общины это будет равносильно президентскому креслу. А если мне когда-нибудь удастся пробиться в Вашингтон - это уже будет история.
Сначала люди ползают, потом начинают ходить... Вот мы пока ползаем.
Zakordon.Ru 7:40
|