«Еврейский Обозреватель»
ЕВРЕЙСКИЙ МИР
22/137
Ноябрь 2006
5767 Хешван

АБАЙУДАЙА — УГАНДИЙСКИЕ ЕВРЕИ

На главную страницу Распечатать

В Лондоне прошел месячник «черной истории». Организаторы, не страдающие фобией политкорректности, «черной» назвали негритянскую историю и спланировали бесчисленное множество мероприятий, знакомящих всех желающих с культурой африканской диаспоры.

Одно из мероприятий — выставка «Абайудайа: евреи Уганды», посвященная еврейской общине Уганды, проходила с 3 октября до 12 ноября в Еврейском музее столицы Великобритании. Сфотографировала Детей Иуды (так переводится название общины) Рина Перл — мастер портрета и репортажной съемки.

Экспозиция познакомила с нынешними членами небольшой иудейской общины, расположенной в Восточной Уганде, в районах Мбале, Палисса и Иганга. Около семи сотен человек соблюдают кашрут, субботу, поют и молятся на еврейском языке. На протяжении нескольких поколений община абайудайа не имела контактов с окружающим миром и впервые «вышла из подполья» в 1992 году.

История появления общины отсылает нас в конец XIX века и приводит к Семею Какунгулу, выдающемуся военному и политическому деятелю, который помог англичанам установить свой мандат в Восточной Уганде. Предполагалось, что он станет проповедником и будет обращать население в христианство, но он предпочел иудаизм. Какунгулу, разочаровавшись в англичанах, примкнул к группе Малаки — диссидентам-христианам, которые перенесли ряд иудейских концепций в свою религиозную доктрину. Изучив Тору и еврейские традиции, Семей уверился в том, что необходимо исповедовать иудаизм, и ушел от Малаки, основав свою собственную общину. Он сделал обрезание в возрасте 50 лет и повелел двоим своим сыновьям и остальным мужчинам в общине совершить этот обряд.

После встречи Семея с еврейским коммерсантом Джозефом в 1926 году началась новая эпоха в жизни общины. Джозеф был потрясен той путаницей, которая творилась в голове Какунгулу. Коммерсант прожил в доме главы общины шесть месяцев, обучая его принципам иудаизма и еврейскому языку. Община разрослась и в какой-то момент насчитывала несколько тысяч человек. Но после смерти Какунгулу часть семей вернулась к Малаки или приняла христианство.

В 1962 году Израиль открыл в Уганде свое посольство. В страну были привезены книги для оставшихся членов общины и их 36 синагог. Но в 1971 году Иди Амин запретил исповедовать иудаизм и приказал евреям принять христианство или ислам. Синагоги были отобраны и использованы под госучреждения, а посольство Израиля было закрыто. Как показало время, весьма надолго: его не открыли до сих пор.

Нынешние абайудайа — потомки тех, кто после 1971 года принял решение исповедовать иудаизм тайно. Сейчас открыты пять синагог. Община хорошо организована и решает те же проблемы, что и остальное угандийское население: как обеспечить медицинское обслуживание, доставку воды, образование детям, работу взрослым.

Нынешний лидер всего сообщества — Дж.Дж.Кеки — стал важным политиком, первым в Уганде евреем, добившимся титула «председатель округа». Эта должность предполагает ответственность за 25 тысяч жителей, контроль над полицией и даже военными частями.

Основной доход общины — от продажи ее музыкальной продукции, кип и таллитов, сотканных вручную. Кеки очень гордится тем, что смог создать кооператив из работников — иудеев, христиан и мусульман, которые объединились, чтобы продавать выращиваемый ими кофе. Никаких конфликтов между угандийскими евреями и сторонниками других конфессий не возникает.

www.booknik.ru
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@  jewukr .org
© 2001-2006 Еврейская Конфедерация Украины - www. jewukr .org