«Еврейский Обозреватель»
ЕВРЕЙСКАЯ УКРАИНА
24/139
Декабрь 2006
5767 Кислев

«ИСТОРИЯ...» ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

МИХАИЛ ГОЛЬД

На главную страницу Распечатать

Михаил Хейфец — имя для украинского читателя не новое. Еще в 1994-  м  были изданы его «Украинские силуэты» — тюремные очерки о Василе Стусе и Мыколе Руденко, Вячеславе Чорноволе и Василе Овсиенко, признанные «The World literature today» одной из лучших книг об украинском Сопротивлении 1970-80-х гг.

В 2001- м  в Киеве издательство «Фолио» представило хейфецевский трехтомник «Избранное», на презентацию которого автор специально прилетел из Израиля.

Повод для настоящего визита писателя в Украину не менее значимый — в Харькове, при участии известного правозащитника Евгения Захарова (составителя и первого трехтомника. — Прим.авт.) издана «История одного политического преступления». «Преступление», за которое автор оттрубил четыре года в мордовских лагерях, представляет собой... несколько машинописных страничек. Речь идет о статье 1973 года «Иосиф Бродский и наше поколение» — первой статье о Бродском в СССР. За год до этого 32-летний поэт покинул (читай — был выдворен) Союз без единой строчки. А художником он был щедрым — десятки стихотворений остались в Питере у друзей, знакомых и полузнакомых. Вот и решила группа его почитателей «издать» машинописное собрание сочинений в пяти томах, к которому Михаил Рувимович имел неосторожность написать предисловие. Вполне антисоветское, как он с готовностью признал на вечере, организованном в Галицкой синагоге Центром истории и культуры восточноевропейского еврейства и Институтом иудаики совместно с центром «Мидраша ционит».

На следствии писатель не каялся в политической близорукости и не признал себя виновным. Правда, и обещание, данное следователям — написать по книге за каждый год отсидки, — сдержал. Как эти сотни листочков хранились в лагере — на веревках в вывешенных на просушку носках — отдельный рассказ. Недаром директор издательства «Дух і Літера», профессор Константин Сигов назвал «Историю...» документальным детективом.

Ведущий вечера Леонид Финберг предоставил слово лагерному другу Хейфеца Василию Овсиенко. Овсиенко, отсидевший 13 лет за «украинский буржуазный национализм», вспоминал, как Хейфец познакомился с ним в лагере, заговорив на украинском и попросив общаться именно на этом языке. «Это был союз тризуба и звезды Давида, подлинный, а не показной интернационализм», — отметил «особо опасный рецидивист», награжденный недавно в числе других основателей Украинской хельсинской группы орденом «За мужество». Кстати, в свое время «кочегар-зольщик учреждения ЖХ-385/19» Михаил Хейфец специально выучил украинский язык, чтобы лучше понимать стихи Василя Стуса. Гость рассказал и о том, как «в памяти» вынес стихотворения великого украинского поэта, которые затем были опубликованы в эмигрантской прессе.

В завершение вечера всем присутствующим вручили экземпляр «Истории...», после чего желающие смогли лично пообщаться с автором, проводившим автограф-сессию.

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2006 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org