«Еврейский Обозреватель»
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
24/139
Декабрь 2006
5767 Кислев

ИЗ ИСТОРИИ ЕВРЕЕВ

СЕМЕН ШЕХТМАН

На главную страницу Распечатать
За все на еврея найдется судья.
За живость. За ум. За сутулость.
За то, что еврейка 
стреляла в вождя.
За то, что она промахнулась.
Игорь Губерман

Ежегодно, начиная с 25-го числа месяца кислев, в течение восьми дней евреи отмечают праздник Ханука. Как возник этот праздник?

В эпоху Второго Храма, в годы правления греко-сирийских завоевателей, евреи Страны Израиля подвергались неслыханным гонениям. Когда греческие солдаты вошли в Храм и осквернили его, чаша терпения переполнилась. В 165 году до н.э. восставшие евреи под предводительством Маккавеев сбросили чужеземное иго и освободили Иерусалимский Храм. Чтобы очистить и освятить его, требовалось неоскверненное масло. Был найден только один кувшинчик такого масла, запечатанный первосвященником. Его могло хватить лишь на один день. Но произошло чудо — оно горело восемь дней, пока не было подготовлено новое чистое масло. В честь этого события и был установлен восьмидневный праздник, который евреи отмечают по сей день. В переводе на русский язык слово «Ханука» означает «освещение», «обновление». Ханука — это праздник света. Отмечу, к слову, что после обретения Украиной независимости стало традицией, что одну из свечей на Ханукии зажигает Президент Украины.

В дополнение к этому знаковому эпизоду из многовековой истории еврейского народа рискну в продолжение темы «Праздника света» более подробно коснуться истории еврейского народа. Своим гидом я взял английского историка и журналиста Пола Джонсона — автора книги «История евреев».

«Почему я написал историю евреев? — задается вопросом ученый и сам же на него отвечает, называя четыре причины.

Первая — просто любопытство. Работая над «Историей христианства», я, пишет Джонсон, впервые в жизни понял масштаб того вклада, которым христианство обязано иудаизму.

Вторая причина — воодушевление, которое вызвал во мне масштаб еврейской истории. Период со времени Авраама до наших дней охватывает почти четыре тысячелетия. Это больше трех четвертей всей истории человеческой цивилизации! И мне, как историку, доставляло наслаждение исследовать весь названный период...

Третья причина состояла в том, что еврейская история охватывает не только огромный период времени, но и колоссальное пространство. Писать историю евреев — почти все равно, что писать всемирную историю...

И, наконец, эта книга дала Джонсону еще одну возможность подступиться, опираясь на исследование 4000 лет человеческой истории, к ответу на один из самых трудных вопросов, который задает себе человечество: для чего мы на земле?..»

Евреи — самый упорный народ, считает автор, и в качестве доказательства ссылается на историю города Хеврон — места, где евреи впервые официально приобрели землю. Он полагает, что именно отсюда начиналось 4000-летнее существование евреев: «Когда сегодня историк приезжает в Хеврон, он спрашивает себя: где все народы, некогда населявшие это место? Где древние эллины и римляне, византийцы, франки, оттоманские турки? Они навсегда растворились во времени. Но евреи все еще живут в Хевроне».

Напрашивается вывод о том, что евреи являются единственным народом в мире, обладающим историческим документом, который позволяет им проследить свое происхождение вплоть до весьма далеких времен. Не буду пересказывать то, о чем можно прочесть в Торе, но хочу обратить внимание на персонажей Святого писания. Каждый из них выступает из текста, словно живой. Особое внимание уделено портретам женщин. Жена Авраама, Сара, — первый в истории литературы смеющийся персонаж. Будучи уже преклонных лет, она узнает, что ей предстоит выносить долгожданного сына. Женщина не поверила этому известию и «внутренне рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? И господин мой стар» (Книга Бытия, глава 18). Этот смех ее — горько сладок, печален, ироничен, даже циничен. Он в чем-то предвосхищает многое из грядущего еврейского юмора.

Если Авраам участвовал в формировании основных принципов нации, то его внуку Яакову (второе имя — Израиль) предстояло дать жизнь конкретному народу — народу Страны Израиля. Термин «еврей», соответствующий по одному из толкований понятию «Дети Израиля», появился позже.

Иосиф и Моисей от рождения не обладали особыми правами, однако им обоим были дарованы   Б-гом  качества, открывшие путь к величию. Моисей был ключевой фигурой в еврейской истории, осью, вокруг которой все вращалось. Если Авраам был праотцом нации, то Моисей был созидательной силой, формировавшей ее. Именно под его руководством евреи окончательно выделились в качестве народа. Библия описывает его как пророка и вождя, как личность героическую и человечную. Но сам Моисей, при всем своем величии, никоим образом не считал себя сверхчеловеком. Это ему принадлежит лозунг: «Пусть гора преклонится перед Законом». Заветы Моисея, вытекающие из соглашения с  Б-гом , определились в виде Десяти Заповедей как сердцевины сложного свода  Б-жественных  законов. На закате Древнего мира ученые-иудаисты свели их в систему, содержащую 248 предписаний и 365 запретов.

Между 734-м и 581-м годами до н. э. произошло шесть крупных депортаций израильтян. С этого времени большинство евреев всегда жило за пределами Земли Обетованной. Разбросанные, лишенные руководства и поддержки, какую могли бы обеспечить государственные структуры, евреи были вынуждены искать альтернативный способ сохранения своей идентичности. И они обратились к своим писаниям — законам и летописям.

С величайшим благоговением относятся евреи к Торе, или, как ее еще называют, Книге Книг. Принято считать, что Тора существовала еще до акта Творения. Древние еврейские ученые предполагали, что она лежала у  Б-га  за пазухой за 974 поколения до того, как Он воспользовался ею, чтобы сотворить Вселенную. Некоторые мудрецы считали, будто бы Тора была предложена семидесяти нациям на их языках, но все отказались. Только Израиль принял ее, и она стала олицетворять не только Закон и религию, но и мудрость самого Израиля.

Вслед за появлением христианства появился и антисемитизм. Евреи — современники Иисуса — были, казалось бы, свидетелями его чудес и исполнения пророчеств, но, тем не менее, отказались признать его. В этом, считали прежде христиане, и состоял грех евреев, оставляя в стороне тот бесспорный факт, что первые христиане, включая всех апостолов, были евреями. Система христианских «инструментов» вела к новому витку антисемитизма. Ходили слухи о том, что евреи имеют и прячут свои хвосты, обладают специфическим запахом, поклоняются дьяволу, общаются с ним и т. д. и т.п. Но стоит лишь их окрестить, как все это мгновенно исчезает. Возникла целая система враждебных мифов, слухов и наветов, что нередко приводило к еврейским погромам. Во Франции было спровоцировано «Дело Дрейфуса», а в России — «Дело Бейлиса». Примерно в это же время появилась величайшая фальшивка века под названием «Протоколы сионских мудрецов». Даже царь Николай Второй, когда ему принесли этот пасквиль, наложил не нем такую резолюцию: «Благая цель не достигается подлыми средствами».

С иудейской религией тесно связан и ислам. Он распространялся с удивительной быстротой, охватив Ближний Восток, южное Средиземноморье, Испанию и бескрайние просторы Азии.

По-иному сложилось положение евреев в Северной Америке еще до того, как США обрели независимость. Здесь еврей свободно ходил в синагогу, а протестант — в церковь. В других отношениях они были составной частью гражданского общества, в которую были впаяны как светские элементы. В США евреи, впервые за всю свою историю, включились в процесс интеграции гражданского общества, ни под каким предлогом не отказываясь от своей религии.

В России во второй половине ХIХ века евреи составляли 1/24 часть населения. Подавляющее большинство их было заперто в местечках (штетлах). Фактически Россия в это время была единственной страной Европы, где антисемитизм был официальной государственной политикой. Он приобретал разнообразные формы — от фальсифицированных документов до погромов.

Евреи в разных странах искали выход из стремительно накатывающегося вала преследований. Некоторые начали принимать христианство. Так, к примеру, в 1817 году, не по годам развитый 12-летний мальчик Бенджамин Дизраэли крестился в англиканской церкви. Уже будучи премьер-министром Великобритании, он говорил: «Я — недостающая страница между Старым Заветом и Новым». Крещение приняли отец Карла Маркса, поэт Генрих Гейне, причем последний назвал этот акт «входным билетом в европейское общество». Такие «билеты» в ХIХ веке приобрели не менее 250 тысяч евреев Центральной и Восточной Европы.

Кощунственно упрекать евреев в том, что они принимали активное участие в Октябрьской революции. Тем более утверждать, что они ее организовали. Для них революция была своеобразным лучом света в конце тоннеля, избавлением от нищеты, бесправия и унижений. Правда, как это часто случается, за что боролись, на то и напоролись.

Сложным стало для евреев определение языка общения. Возможны были три варианта: иврит — древний язык; идиш, на котором говорило большинство евреев, и третий — язык страны проживания. Мне импонирует то, как рассуждает об идише Пол Джонсон: «Это язык уличных мудрецов, умных неудачников, язык пафоса, страдания и покорности, скрашенных юмором, довольно сильной иронией и суевериями. Писатель Исаак Башевис-Зингер отмечал, что это единственный язык, на котором никогда не говорят стоящие у власти». К концу 1930-х годов идиш был основным языком почти для 11 миллионов человек. Тем не менее официальными языками государства Израиль стали иврит и арабский.

В сентябре 2006-го года человечество в лице глав государств и правительств многих держав мира отметило 65-ю годовщину трагедии Бабьего Яра и Холокоста. Напомню лишь, что в странах Европы, прямо или косвенно находившихся под контролем нацистов, проживало около 8 861 800 евреев. Подсчитано, что фашисты уничтожили 5 933 900 человек. Основная работа по «окончательному решению еврейского вопроса» проводилась в шести больших «фабриках смерти»: Освенциме, Майданеке, Треблинке, Бельжеце, Хелмно и Собиборе. Здесь людей морили голодом, убивали, травили ядом, сжигали...

20 ноября 1945 года в Нюрнберге начался суд над главными немецкими военными преступниками. Завершился он 1 октября 1946 года в День искупления.

Есть у незабвенной Леси Украинки такие пламенные строки:

І ти колись
Боролась, як Ізраїль,
Україно моя!

На фронтах Второй мировой только в советской армии сражалось более 500 000 евреев. Евреи на пятом месте по количеству Героев Советского Союза. Из среды евреев вышли видные военачальники, государственные и общественные деятели.

На одной из пресс-конференций Президент Украины Виктор Ющенко, осуждая антисемитизм, сказал: «Человек любой национальности имеет право свободно жить и учиться в нашей стране»...

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2006 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org