18–19 марта киевская синагога Бродского превратилась в место паломничества евреев из разных городских общин. Причиной тому — визит рава Адина Штейнзальца, который был приглашен для чтения лекций в рамках функционирующего уже более шести лет комплекса образовательных программ для разного возраста под общим названием «Познай Тору».
В насыщенном расписании занятий, ориентированном на различные целевые аудитории, нашлось место и для двух так называемых «общих лекций», то есть открытых для всех желающих, а не только участников программы. Желающих было множество. Не каждый день Киев посещает духовный авторитет такого масштаба. Одним из подлинных гениев XX века назвал рава Адина Штейнзальца раби Йосеф Телушкин, автор настольной книги каждого еврея «Еврейский мир». «Не будет преувеличением сказать», — пишет раби Телушкин, что он преподал Талмуд большему числу евреев, чем кто-либо со времен Раши». Рав Адин Штейнзальц основал Израильский институт талмудических публикаций, где в течение многих лет ведется работа над проектом комментированного перевода Талмуда на современный иврит. Англо-, франко- и русскоязычная аудитория также получила, благодаря раву возможность ознакомиться с талмудическими текстами. На русском языке были изданы «Введение в Талмуд» — настоящая лоция для того, кто впервые выходит в плавание в это море еврейской мудрости. Отдельные разделы из Вавилонского Талмуда, несколько томов Агады. Его книги «Творящее слово», «Социология невежества», «Библейские образы», «Мудрецы Талмуда» и многие другие издавались и переиздавались, и мгновенно становились раритетами. Рав Штейнзальц — руководитель Института изучения иудаизма, одного из первых очагов возрождения еврейской жизни на территории Советского Союза. Он стоял у истоков основания Еврейского Университета в Москве и Санкт-Петербурге. Рав Адин Штейнзальц — почетный доктор и экстраординарный профессор ряда университетов мира: Йельского, Колумбийского, Принстонского, Кейптаунского, Мельбурнского, Пекинского, Шанхайского, Бар-Иланского, Иешива-Юниверсити в Нью-Йорке, Сорбонны и Оксфорда.
Но киевская аудитория увидела перед собой и услышала не «забронзовевшего при жизни» классика, а живого, веселого, лукавого человека, перемежающего речь притчами, рассказами, тонкими шутками, аллегориями и аналогиями. Публика ловила каждое слово, в буквальном смысле. Стол перед равом был усеян диктофонами самых различных моделей, фотокамерами, позволяющими записать звук, и мобильными телефонами, и смартфонами с большой емкостью звукозаписи. После лекции рав общался со слушателями. Он отвечал на вопросы, подписывал протянутые ему для автографов книги, рисунки, газетные статьи, благословлял тех, кто просил его благословения, и, благодаря нескольких, излишне настойчивых людей за приглашения немедленно посетить их, все же неуклонно продвигался к дверям, за которыми и исчез до следующего визита.
Гостям синагоги Бродского остались на память яркие впечатления от знакомства и общения с такой замечательной личностью и чувство искренней благодарности устроителям лекций за этот щедрый и широкий жест — предоставленную возможность услышать из первых уст лекции легендарного рава Адина Штейнзальца.
|