«Еврейский Обозреватель»
ХОЛОКОСТ
9/148
Май 2007
5767 Ияр

ЕВРЕЙСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ХОЛОКОСТУ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

Д.РОМАНОВСКИЙ

На главную страницу Распечатать

Начало в № 8 (147)

БЕЛЬГИЯ

Большинство из 56 тыс. евреев, проживавших в Бельгии накануне войны, были недавними иммигрантами из Восточной Европы. Бельгийские евреи оказались менее законопослушны, чем их голландские собратья.

Единая еврейская организация сопротивления — Комитет защиты евреев (Comiteе de Deеfense des Juifs, CDJ) — была создана в Бельгии еще в конце 1941 года; она объединяла сионистов, преимущественно левых, а также коммунистов, и подчинялась Фронту независимости Бельгии. Одним из создателей Комитета был коммунист Герт (Герц) Йоспа, уроженец Бессарабии. Другим видным лидером был выходец из Польши Абуш Вербер от Левых Поалей-Цион.

Первая удачная акция CDJ состоялась 31 июля 1942 года, в преддверии депортаций. В 4 часа дня четверо евреев, двое из них — одетых в форму гестапо, явились в помещение AJB на бульваре Дю Миди. Пока мнимые гестаповцы проводили собрание юденрата, двое других облили бензином картотеку и списки AJB и подожгли их; все четверо благополучно скрылись.

Самым ярким актом еврейского Сопротивления на западе Европы, вне сомнения, было нападение на 20-й депортационный эшелон, направлявшийся из лагеря Мехелен в Освенцим. Это было единственное за весь период Холокоста успешное нападение на депортационный эшелон, везший евреев в лагерь уничтожения. В ходе нападения 231 человек был спасен, а 25 депортированных погибло во время стычки с немецкой охраной эшелона. По удивительному совпадению эта акция состоялась в ночь с 19 на 20 апреля 1943 года, то есть в ту же ночь, когда началось восстание в Варшавском гетто.

Единичные побеги из депортационных эшелонов случались и раньше. 15 января 1943 года из 19-го эшелона бежало 64 человека. Многие из них были пойманы и возвращены в Мехелен. Немцы сделали перерыв в отправке поездов.

Этот неудачный побег натолкнул Герта Йоспу на мысль организовать нападение на депортационный эшелон и побег из него. Первым делом он обратился за помощью к бельгийским подпольщикам. Согласилась содействовать «Группа Ж» — организация выпускников Свободного университета Брюсселя, включавшая немало евреев, в том числе медика Юру Лившица, уроженца Киева. Именно Юра и его товарищи по группе Свободного университета Робер Местрио и Жан Франклемон начали готовить нападение на следующий эшелон.

Операция готовилась как в Брюсселе, так и в самом Мехелене. В марте в лагере оказалось много арестованных подпольщиков-евреев; их, а также участников побега из 19-го эшелона немцы собирались включить в ближайшую депортацию в Освенцим. Все они присоединились к подготовке побега из поезда; в частности, раздобыли инструменты — ножи, пилы, щипцы. Накануне депортации лагерная организация перераспределила личные номера заключенных таким образом, чтобы назавтра все участники побега оказались в двух смежных вагонах. За первый час пути они должны были подпилить решетки так, чтобы их можно было выломать.

Поезд, который вез в Освенцим 1631 еврея, включая 262 детей, отходил 19 апреля в 10 часов вечера. В это же самое время Юра Лившиц, Местрио и Франклемон прибыли в район Бортмербек, где лес подступал к железной дороге. Чтобы остановить поезд, Местрио поставил на путях фонарь-молнию, который можно было принять за красный сигнал. Поезд встал; Местрио бросился к вагону в середине состава с плоскогубцами — открывать. Он начал кричать: «Выходи, выходи!». Немцы-охранники находились в голове и в хвосте состава и плохо понимали, что происходит в середине; они решили, что имеют дело с большим отрядом. Юра Лившиц стрелял по немцам из разных точек. Те, кто выскочил, побежали к лесу. Местрио начал открывать второй вагон; но тут немцы опомнились и открыли огонь. Поезд двинулся снова. Франклемону не удалось открыть свой вагон.

Между тем участники лагерной организации начали выскакивать из состава сами, когда поезд проехал Левен. Пока немцы были увлечены стрельбой по убегающим из первого вагона, заключенные сумели вырваться из другого вагона, за который отвечал Жак Сенжисер. Некоторые из них также погибли, однако люди продолжали выпрыгивать из поезда до самой германской границы.

Заключенные (231 человек), бежавшие из 20-го эшелона с помощью CDJ, а еще более — самостоятельно, нашли приют у бельгийцев-христиан. Возможно, самое примечательное в истории этой операции — то, что ни один из них не был выдан немцам до самого освобождения Бельгии.

Как ни знаменателен успех евреев-партизан, но наибольшего успеха в спасении еврейских жизней удалось добиться CDJ в сотрудничестве с бельгийским подпольем, с организацией Национальное детское учреждение (Oeuvre Nationale de l’Enfance, ОNЕ) во главе с Ивонн Невжан. Сеть детдомов, принадлежавших ОNЕ, спасла от 3 до 4 тыс. еврейских детей. Детей приводили в детдом посланцы CDJ; детей регистрировали, и они получали новую, нееврейскую «идентичность». Затем их отправляли к приемным родителям или в религиозные или медицинские учреждения (приюты, монастыри, санатории и т.п.).

Организационный талант и умение убеждать Ивонн Невжан и энергия Фели Перельман и Иды Стерно от CDJ обеспечили успех этой операции.

Через Протестантский детдом в Юкле прошло 80–90 еврейских детей. Жители квартала подозревали, а дети — питомцы детдома знали доподлинно, что в доме прячут еврейских детей, но все молчали.

Таким образом, главный успех, которого добилось еврейское Сопротивление на Западе, был в спасении жизней евреев, и более всего — в спасении детей и молодежи. Война еврейских партизан во Франции началась поздно, как и вся французская партизанская война, — только с высадкой союзников в Нормандии, и не может рассматриваться как сопротивление Холокосту. Сдача немецкого воинского эшелона еврейской роте — эффектна, но она произошла тогда, когда большинство из 6 млн. евреев уже погибло. Казни предателей и всевозможных «охотников» на евреев в отдельных случаях могли уменьшить число еврейских жертв, но могли и повлечь ответные репрессии нацистов. Отметим, что все описанные нами операции спасения евреев проходили при участии нееврейского подполья. В отличие от чисто еврейского восстания в Варшавском гетто нападение на 20-й эшелон готовили две организации: еврейская — внутри лагеря Мехелен и смешанная — вне его. Опыт показал, что для спасения еврейских жизней разумней было обратиться к нееврейскому национальному Сопротивлению и с его помощью прятать евреев в стране, чем вести евреев в Испанию или Швейцарию.

Вспомним, что и Сопротивление в Минском гетто не пошло по пути подготовки восстания: его лидеры нашли контакт с советскими партизанами и начали переправлять людей в лес.

Была ли такая ситуация, характерная для западных стран, исключительной? Нет, именно западноевропейское Сопротивление евреев пошло естественным путем, включающим сотрудничество с нееврейским населением, вступление в общенациональные партизанские отряды и т.д. Аномальной была ситуация в Польше, Литве, Западной Украине и Западной Белоруссии. Подпольщики, готовившие побег из 20-го эшелона, рекомендовали узникам выпрыгивать из поезда, пока он не пересек германскую границу: «Слава   Б-гу , на бельгийский народ мы можем положиться». В странах, где евреи абсолютно не могли доверять окружающему населению, подполью не оставалось ничего другого, кроме как готовить самоубийственное восстание в Варшавском или Вильнюсском гетто.

Оценивая отношение того или иного народа к евреям в период Холокоста, мы должны не подсчитывать число «Праведников народов мира», а посмотреть на то, насколько охотно их движения национального Сопротивления откликались на еврейские нужды.

«Лехаим»
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2007 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org