«Еврейский Обозреватель»
ГЛАВНАЯ
12/151
Июнь 2007
5767 Тамуз

ГЛАВНЫЕ РАВВИНЫ ЕВРОПЫ: МЕСТО ВСТРЕЧИ – ОДЕССА

ЕЛЕНА ЛИТВАК

На главную страницу Распечатать

28-30 мая в Одессе на базе иудейской религиозной общины «Тиква»-«Ор Самеах» прошло совещание Постоянного комитета Конференции европейских раввинов (CER). Участие в трехдневном форуме приняли президент Конференции европейских раввинов и главный раввин Франции Йосеф Ситрук, постоянный представитель CER в Европейском Союзе и главный раввин Брюсселя Альбер Гиги, главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт, главный раввин Рима доктор Рикардо Ди Сеньи, президент Европейского верховного раввинского суда раввин Ханох Эрентрэу, Главный раввин Киева и Украины Яков Дов Блайх и многие другие.

Столько главных раввинов одновременно в Главной одесской синагоге на улице Еврейской еще никогда не видели! Это, впрочем, не удивительно: в эти дни Одесса впервые стала, по сути, центром европейского еврейства. Впервые здесь собрались руководители общин из Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Венгрии, России (перечень можно продолжать долго!) — члены Постоянного комитета Конференции европейских раввинов. В это крупнейшее объединение еврейских общин и их лидеров, созданное еще в 1956 году, входят все главные раввины и главы раввинских судов Европы; в нем представлены еврейские сообщества из более чем 40 стран.

При Совете Европы и в учреждениях Европейского Союза Конференция обладает статусом консультанта. Каждые два года в одной из европейских столиц проводятся форумы Конференции с участием авторитетных религиозных лидеров, ведущих политических и общественных деятелей разных стран, признанных европейских экспертов в различных отраслях знаний. Постоянный комитет собирается чаще — раз в полгода, также каждый раз выбирая для рабочей встречи новый город. Но нужно учесть, что общин-то, представленных в CER, — свыше 400 (от Дублина — до Хабаровска)! Так что, если просто ждать своей очереди, нужно запастись терпением лет на 200.

Но Одессе «стоять в очереди» не пришлось: решение о проведении встречи именно здесь было принято еще год тому назад в Лондоне на юбилейном собрании объединения по общему желанию самих его участников. Их не испугала и нынешняя неспокойная политическая ситуация в Украине: место встречи менять не стали. Как говорит главный раввин Одессы и области, член Постоянного комитета CER Шломо Бакшт, «задача раввинов — молиться о мире, способствовать его укреплению. И то, что выдающиеся религиозные деятели из всей Европы собрались в Украине, свидетельствует о том, что мы доверяем этой стране и надеемся на ее доброе будущее»...

Исчерпывающий ответ на вопрос, который в эти дни задавали чуть ли не чаще других — «А почему, собственно, в Одессе?» — дал президент Конференции главных раввинов и главный раввин Франции рав Йосеф Ситрук: «Я лично участвовал в принятии этого решения и считаю этот выбор очень правильным, потому что сегодня одесская еврейская община — прекрасный пример для всех общин Европы.

В эти дни слова Йосефа Ситрука — президента CER — «Одесса — пример для подражания» — звучали неоднократно: об этом гости говорили хозяевам, журналистам, губернатору Ивану Плачкову на встрече в Одесской облгос-администрации, да и просто за рамками «официальной части». Говорили о еврейской общине Одессы и о самой Одессе, отдавая дань уважения городу, в котором историческое признание нашли все веры и культуры. Один из гостей — израильский министр Мишулам Нахари — сформулировал просто и четко: «Евреи в Одессе чувствуют себя как дома».

Директор по международным связям Конференции европейских раввинов Филипп Кармель делится впечатлениями: отмечает, что в Одессе «евреи в кипах без страха ходят по улицам», а, например, во Франции главный раввин страны Йосеф Ситрук вынужден даже призвать иудеев в общественных местах пользоваться бейсболками или кепками. Во многих странах Западной Европы свободное ношение религиозной атрибутики нередко провоцирует антисемитские нападения, и это только одно из проявлений такой древней и такой современной проблемы, обсуждение которой состоялось и на встрече в Одессе.

«Если с антисемитизмом в Европе будут бороться только евреи, никаких успехов в этой борьбе не будет», — так определил одну из ключевых позиций Конференции европейских раввинов в подходах к этой сложной и болезненной теме глава Постоянного комитета CER рав Пинхас Гольдшмидт. Он выразил уверенность, что противостоять любым проявлениям ксенофобии, расизма, национальной нетерпимости необходимо совместными усилиями как гражданского общества, так и всех конфессий. А антисемитизм сравнил с постоянно мутирующим вирусом, напомнив: если в Средние века это явление носило четко выраженный религиозный характер, то в новой европейской истории трансформировалось в нацизм. Сейчас же вновь приобретает религиозную окраску — уже в контексте радикального исламского фундаментализма (эта тенденция находит свое проявление во многих европейских странах, в том числе, например, в Италии).

— В Италии в настоящее время проживает миллион мусульман, — рассказал главный раввин Рима доктор Рикардо Ди Сеньи. — Это совершенно новый фактор не только для итальянских евреев — для страны в целом. Возникает проблема адаптации эмигрантов, которым нужно найти место и для себя, и для своей религии. Но самое страшное, с чем приходится сталкиваться, — это крайние проявления фанатизма, экстремизма. Мы пытаемся выполнять довольно сложную работу, чтобы найти людей, понимающих необходимость договоренностей, диалога, подобного тому, который мы в течение многих лет небезуспешно ведем, например, с Ватиканом. В прошлом году я впервые посетил крупную римскую мечеть. Должен сказать, это вызвало большой общественный резонанс. Возможно, это хорошее начало.

— В Украине проблема межрелигиозной напряженности менее актуальна, чем во многих других европейских странах, — уверен Главный раввин Киева и Украины Яков Дов Блайх. — Как член Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций могу сказать, что мы — представители всех конфессий — встречаемся регулярно. Когда есть диалог, когда люди сидят за одним столом и разговаривают, можно решить любой вопрос и снять любую напряженность.

За одесским столом в течение трех дней члены Постоянного комитета обсуждали проблемы антисемитизма, различные аспекты взаимоотношений религий в современном мире, вновь и вновь акцентировали внимание на необходимости обязательного продолжения межконфессионального диалога… А еще говорили о том, что народ, который забывает о прошлом, не имеет будущего. И это — вовсе не отвлеченный пафос, речь идет о вполне конкретных вещах — международном проекте создания общей базы данных всех еврейских кладбищ Европы, их восстановления и сохранения.

«Любое старое еврейское кладбище является частью истории не только еврейской общины, но и местности, в которой находится», — уверен главный раввин Рима Рикардо Ди Сеньи. Как о положительном примере рассказывает о сотрудничестве своей еврейской общины с итальянскими властями: старейшее еврейское кладбище Европы (ему свыше двух тысяч лет), которое находится в римских катакомбах, официально признано памятником, имеющим огромное историческое значение.

В то же время на совещании с тревогой отмечали: в последнее время именно еврейские кладбища в разных странах все чаще становятся объектами нападения вандалов (не избежала этого и Одесса: февральское осквернение трех сотен могил на Третьем еврейском кладбище и Мемориала жертвам нацизма на Люстдорфской дороге стало шоком не только для евреев). И вот только самые последние факты — из тех, что были зафиксированы в апреле нынешнего года: во французском городе Лилле злоумышленники порушили 53 еврейские могилы, в Гавре — 108 (здесь надгробия крушили молотками и ломами); в польском местечке Аугустов могильные плиты обезобразили свастиками; в белорусском Борисове 16 памятников сбросили с постаментов; в украинском Хмельницком надругались над братской могилой, в которой покоятся 8 тысяч евреев, убитых фашистами.

Между тем для Восточной Европы, в частности для Украины, очень острой остается проблема не только сохранности исторических кладбищ и защиты их от вандалов. До сих пор, спустя 62 года после окончания Великой Отечественной войны, доподлинно не известно, сколько еврейских захоронений разбросано по стране; многие из братских могил, в которых похоронены жертвы нацистского геноцида, находят и сегодня — часто это просто дело случая… С особым вниманием участники совещания выслушали сообщение специально приглашенного гостя — заместителя председателя Любашовской райгосадминистрации (Одесская обл.) Михаила Панченко.

Он показал главным раввинам Европы фотографии, на которых — свидетельства Катастрофы европейского еврейства, открывшиеся совсем недавно. Рассказал, что около года тому назад при проведении в районе работ по прокладке газопровода были обнаружены человеческие кости. Затем начались поиски в архивах, сбор свидетельств очевидцев, которые еще живы и помнят концлагерь в селе Гвоздавка: его узниками были свыше 4700 человек (как местных жителей, так и депортированных из других районов Украины и Молдавии). Цифра эта далеко не окончательна: только в течение последнего года в районе найдены шесть никем не учтенных ранее еврейских захоронений.

М.Панченко говорит, что в Любашовке сегодня нет ни одного еврея. Но тут же спрашивает: какое значение имеет национальность, когда речь идет о людях, их жизни, смерти и — о памяти?.. Любашовцы предлагают воздвигнуть мемориал на месте бывшего концлагеря в память об убитых здесь евреях, чтобы те, чья жизнь оборвалась так страшно, обрели, наконец, покой, чтобы все было сделано, как надо. По правилам. По-человечески.

Главный раввин Одессы и области Шломо Бакшт твердо заверяет: все будет сделано именно так. Просто потому, что иначе нельзя. Потому что без прошлого нет будущего — того будущего, которого люди, все люди, хотят для своих детей...

И здесь же, в Одессе, главные раввины Европы встречаются с будущим, которое уже стало настоящим, с будущим, о котором в общине «Тиква»-«Ор Самеах» совсем недавно еще только мечтали. При участии членов Постоянного комитета Конференции европейских раввинов проходит церемония вручения дипломов бакалавров студентам одесского Еврейского университета, аналога которому, по словам главного раввина Москвы Пинхаса Гольдшмидта, нет на всем постсоветском пространстве.

Одесский Еврейский университет открыт в 2003 году. В Одессе он стал первым с 1930-х годов еврейским национальным высшим учебным заведением. В настоящее время здесь по программе украинского государственного вуза, дополненной циклом еврейских дисциплин (традиция, иврит, еврейская история и литература), обучаются 158 студентов. Дипломы бакалавров вручены 28 четверокурсникам.

Еще об одной принципиальной особенности именно восточноевропейских общин рассказал главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт. Особенность эта ему знакома отнюдь не в теории: его собственная работа в российской столице началась 18 лет тому назад. Он автор многих научных трудов по Галахе (еврейскому законодательству), из которых наиболее фундаментальный — книга «Зикарон бэ-сэфер», посвященная специфическим вопросам Галахи, возникающим у евреев России позднего советского и постсоветского периода. И в то же время рав Гольдшмидт, что называется, — настоящий практик еврейской жизни.

— Если сравнивать раввинов Восточной Европы с западноевропейскими, очевидным становится, насколько разнится наш опыт, — уверен раввин Пинхас Гольд-шмидт. — Общины в Западной Европе, как правило, давние, с выстроенной инфраструктурой. Так что типичный западноевропейский раввин — это, прежде всего, духовный руководитель, его работа процентов на 90 состоит из того, чтобы вести людей по жизни в соответствии с традицией, учить их иудаизму, давать советы в сложных жизненных ситуациях. В Восточной Европе (и особенно в странах бывшего Союза) раввин должен разбираться и в строительстве, и в менеджменте, и в пиаре, должен в буквальном смысле строить общину, а значит, заниматься всем — и духовным, и материальным. Это, конечно, намного тяжелее. Но в то же время интереснее, и многие наши восточноевропейские коллеги нам даже завидуют.

Об этом раввин Гольдшмидт говорил на одной из пресс-конференций, участие в которой принимал вместе с главным раввином Украины Яковом Дов Блайхом и главным раввином Одессы и области Шломо Бакштом. Все трое — евреи Торы. Все трое — раввины, которым пришлось практически с нуля воссоздавать еврейские общины в новых для каждого из них постсоветских странах, сталкиваясь со схожими проблемами и находя собственные пути их разрешения. Тогда, в конце 1980-х — начале 1990-х годов, многим казалось, что работой они занимаются зряшной — мол, люди массово уезжают: кому нужны еврейские общины, когда евреев скоро просто не останется?

Сегодня очевидно: эти многие ошибались. Что ж до нынешней эмиграции в Израиль, рав Бакшт приводит такие цифры: в 2006 году со всего Юга Украины (включая Крым) туда уехал 241 еврей, в 2007-м — 10. Он отмечает еще одну важную тенденцию последнего времени, которую видит по Одессе: люди возвращаются в свой город и, по его мнению, уровень сегодняшней одесской еврейской жизни — не последний фактор, который зачастую влияет на их решение…

А в историю одесской еврейской общины уже вошли эти невероятно насыщенные дни, когда вместе собрались столько главных раввинов, сколько никогда не видела Главная синагога на улице Еврейской. Дни, когда центр европейского еврейства переместился именно сюда, в город, в котором большинство из гостей побывали впервые и который теперь вряд ли забудут. Потому что не смогут! Да и просто не захотят — одесситы в этом уверены.

Фото Евгения Волокина
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@  jewukr .org
© 2001-2007 Еврейская Конфедерация Украины - www. jewukr .org