В современной журналистике нередки явления, когда реальность предвосхищает воображение. Когда же задуманный проект, наконец, осуществляется, все подспудно понимают, что речь идет о настоящем воплощении мечты. Сказанное полностью применимо к удивительной встрече с Евдой Абрамовым — первым еврейским депутатом азербайджанского парламента — Меджлиса. Евда Абрамов ведет свою родословную от иракских коэнов. Отец Евды Абрамова до недавнего времени занимал должность президента религиозной еврейской общины Азербайджана. Абрамов сочетает в себе две ипостаси: он еврей по национальности и лояльный гражданин, патриот Азербайджана. Генеалогическое древо предков Абрамова берет свое начало семь с половиной веков назад в азербайджанском городке Шемаха, расположенном в 250 километрах северо-западнее Баку.
В 1902 году здесь разразилось страшное землетрясение, в котором выжили лишь считанные еврейские семьи. Городок Шемаха был полностью разрушен, а чудом спасшаяся семья Абрамова переехала в Губу, где и проживает по сей день. До 1936 года местные азербайджанские власти были внешне толерантны к еврейской общине, специфике ее религиозных традиций и образования, несмотря на то, что правящая в СССР компартия взяла курс на поголовную и, практически, насильственную ассимиляцию евреев. Но с начала 1937 года еврейское религиозное образование было запрещено и в Азербайджане, и почти сразу после этого ушло в глубокое подполье. В годы Второй мировой войны отец Евды Абрамова пошел добровольцем в Красную армию, чтобы встать на защиту родины от угрозы нацизма.
Евда Абрамов, гордящийся своей еврейской национальностью, искренне лоялен к президенту Азербайджана и поддерживает прекрасные отношения с другими депутатами Меджлиса. Он регулярно посещает Израиль, где живут трое из четверых его детей. Один из них даже делает профессиональную военную карьеру в рядах ЦАХАЛа. Евда родился в 1948 году. У него два диплома о высшем образовании. Один по педагогике, а другой — по международным отношениям. Свои первые шаги по карьерной лестнице Евда начинал преподавателем в школе. Позднее он стал директором этой школы, а затем главой райсовета еврейского городка Красная Слобода, где занимался активной политической деятельностью с 1986 по 1999 год. Пик карьеры Евды Абрамова пришелся на 2005 год, когда он оказался в высших коридорах власти, став депутатом азербайджанского парламента — Меджлиса.
— Как вас, еврея, восприняли ваши коллеги-депутаты?
— У нас прекрасные взаимоотношения и на личном, и на профессиональном уровне. Тем не менее, как и в любой парламентской демократии, между нами бывают идеологические трения. Вполне естественно, что каждый защищает свои партийные интересы, но это не имеет никакого отношения к моей национальности и исполнению служебных обязанностей. Для иллюстрации расскажу о недавно происшедшем случае. Один из активистов еврейской общины города Губа обратился с рядом вопросов к президенту Азербайджана. Президент не без юмора ответил: «Советую обратиться к Евде Абрамову, он лучше меня разбирается в этих вопросах и пользуется всеобщей поддержкой!» Всем парламентариям известно, что мои дети живут в Израиле. Кстати, есть несколько инициированных мной проектов, в частности инициатива по защите прав женщин, в которой принимают участие как азербайджанский Меджлис, так и Кнессет Израиля.
— Что Вас привело в политику?
— Когда покойный президент Гейдар Алиев выставил свою кандидатуру на пост президента Азербайджана и до момента, когда он пришел к власти в 1993 году, еврейская община оказывала ему повсеместную поддержку. Мы знали, чем чревата для еврейской общины «исламская революция» и потому активно поддерживали кандидатуру Гейдара Алиева. Мы также опасались, что рычаги правления в Азербайджане попадут в руки безынициативного назначенца. Но все случилось с точностью наоборот. В своем знаменитом обращении к нации после своего избрания Гейдар Алиев сказал: «Я хочу построить равноправное общество. Дайте мне немного времени, и вы увидите плоды моей политики». Момент избрания Гейдара Алиева на пост президента Азербайджана стал отправной точкой моей политической карьеры. Я стал активистом и представителем партии Гейдара Алиева в Губе. Так начались мои первые шаги в политической карьере.
— Как Вы оцениваете взаимоотношения между Азербайджаном и Израилем?
— У Азербайджана с Израилем глубокие и очень разветвленные связи, по сути, они распространяются на сферы жизнедеятельности. Мне искренне жаль, что в Израиле до сих пор нет посольства Азербайджана, но, думаю, это вопрос времени. Важно отметить, что нынешняя политическая стабильность в Азербайджане — бесспорная заслуга нашего президента, взявшего курс на сближение с Россией и Ираном. Отношения Азербайджана, России и Ирана сложны по своей сути и особенно, если учесть тот факт, что эти государства поддерживают Армению в наиболее болезненном для нас вопросе — Нагорный Карабах. Напомню лишь, что в 1993 году мы потеряли 16% территории Азербайджана, в результате чего оказались вынужденными принять 750 тысяч беженцев — азербайджанцев, проживавших на территории Нагорного Карабаха. Взаимоотношения с Израилем дают нам массу преимуществ, в особенности в технологическом аспекте. Характерно, что первым израильским министром, посетившим Азербайджан, оказался Биньямин Нетаниагу. В 1996 году после своего избрания Нетаниагу впервые посетил Азербайджан и высоко оценил колоссальный энергетический потенциал нашей страны.
— Азербайджан принимает непосредственное участие в работе Исламского комитета, что накладывает на него определенные обязательства. Нет ли тут противоречия интересов, когда, с одной стороны, Азербайджан является активным участником Исламского комитета, а с другой стороны, поддерживает добрые отношения с Израилем?
— Азербайджан находится в прекрасных взаимоотношениях не только с Россией, Ираном и Израилем, но и с Саудовской Аравией. Это обстоятельство не мешает Азербайджану выполнять экономические обязательства по отношению к Евросоюзу. Однако данные обязательства носят сугубо экономический, а не политический характер. От себя добавлю, что на данный момент имеются лишь два мусульманских государства, открыто поддерживающих Азербайджан в карабахском вопросе — это Пакистан и Объединенные Арабские Эмираты. Вы должны понимать, что политическая и экономическая независимость Азербайджана основывается на его богатых месторождениях нефти и газа. Тем не менее мы прекрасно осведомлены о побочных эффектах бурного экономического роста, вызванного разработкой природных месторождений. Мы также понимаем, что однажды «голландский синдром» может коснуться и Азербайджана. Иными словами, речь идет о вероятности того, что Азербайджан может стать теоретически свободным рынком, не заботящимся о создании новых рабочих мест, с иллюзией социальной стабильности при застое экономического развития и расцвете коррупции, при которой группа деляг приберет к рукам госбюджет. При таком развитии ситуации в Азербайджане может возникнуть огромный пласт неимущего населения, а его экономическая зависимость от граничащих с ним мусульманских государств только возрастет. Как бы то ни было, в данный момент говорить о таком развитии событий преждевременно. Крепко стоять на земле, не витать в облаках иллюзий, уважать такие вечные ценности, как труд и образование, искоренять любые проявления коррупции — все эти позиции являются приоритетными в нашей политике. Мы используем все наши природные ресурсы, дабы обеспечить нашим гражданам стабильность и экономическую независимость. Речь идет о трудно достижимом балансе. По прогнозам наших экономических экспертов уже в 2030 году доходы от продажи нефти обогатят азербайджанскую госказну на 160 миллиардов долларов (из расчета 45 долларов за баррель нефти). Эти данные весьма показательны, если учитывать, что только в 2005 году государственный баланс колебался у отметки в два миллиарда долларов.
— Каким Вы видите будущее еврейской общины Азербайджана?
— Вы можете подумать, что моя оценка происходящего сугубо предвзята и политизирована, но спешу ваш разуверить. Несмотря на шиитское большинство в Меджлисе, Азербайджан остается демократическим государством, в котором обеспечена полная свобода вероисповеданий. И все же мы еще молодое демократическое государство, которое совсем недавно освободилось от оков советского коммунистического режима. Азербайджан страдает от острой нехватки рабочих мест и низкого уровня жизни в больших городах. Наблюдается тревожный отток граждан из Азербайджана в такие государства, как Россия, США, Израиль, страны Европы. Я верю, что эти негативные явления носят временный характер. Будущее еврейской общины зависит напрямую от этих и многих других немаловажных обстоятельств. Именно поэтому у меня есть все основания видеть будущее Азербайджана в оптимистичных тонах. Это — вполне реальная перспектива.
Русская интернет-версия журнала «Шалом»
|