СПОРТ |
15/154 Август 2007 5767 Ав |
ЕВРЕИ В ШАХМАТАХА .ЮДАСИН |
|
Эта тема меня давно интересовала. Любили наши длинноносые посидеть перед табличкой очередного чемпионата и посчитать долю «инвалидов пятого пункта». Выходило, помнится, процентов 50-60. Расчеты эти, как и по лауреатам в музыке и физике, были вполне нормальной реакцией на «второсортность». В духе: «Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей!» Почти целый век, где-то с 1880-х по 1970-е, действительно прошел при еврейской в шахматах гегемонии. Прежде — в европейском ( Засим, за самым, пожалуй, в шахматной истории нахрапистым антисемитом Фишером — евреи — мировые чемпионы снова кончились. Если, конечно, не считать папу Каспарова и папу Халифмана. Доминировали мы тоже не так уж ровненько. Можно объяснить, например, частичное снижение роли евреев в шахматной элите в 1920–30-е годы ужасами Первой мировой, прокатившейся боями и высылками из еврейских городков и местечек Восточной Европы. По местам главных еврейских «шахматных центров». Чувствительный и замкнутый лодзинец Акиба Рубинштейн, «железный Акиба», первый в общем мнении кандидат на роль чемпиона, после войны постепенно вышел из элиты, Послевоенный всплеск «еврейского лидерства» был в основном за счет тех из Союза, кто спасся и выжил в эвакуации. Причем процент евреев среди гроссмейстеров ниже, чем, скажем, в 50-60-е, на порядок. Собирая материал для исторических глав своего «Тысячелетнего мифа шахмат», приоткрыл я как-то книгу польского журналиста Ежи Гижинского «С шахматами через века и страны». Помните, толстенная такая штуковина (убить можно!) сероватого оттенка, спереди дядя на слоне восседает? После середины 1950-х она — почти непременная принадлежность каждого «интеллигентного дома». Ну и полюбопытствовал я между делом, что там про «устарелых и закаменелых». Нашлась одна фраза: «800 лет назад два еврея, Абн Азра и Абн Ехиах, написали книгу, восхваляющую шахматы». «Абн Азру» я сразу раскусил как Ибн Эзру, комментатора Торы, каббалиста, астронома, поэта... И это — стандартный уровень знаний о роли евреев в мировой культуре, в массовом сознании массовой же информацией закрепленный! Оно в чем-то и неплохо: чем меньше о нас знают, тем зачастую меньше ненавидят и завидуют. Плохо же то, что этот уровень отношения к своему народу, к его традиции восприняли многие воспитанные современные евреи... Многими делами наши предки занимались на «весьма высоком» (в системе оценок остального мира) уровне: философия, математика и астрономия, медицина, торговля и финансы, музыка... В этом ряду — и шахматы, многократно нашими мудрецами обсуждаемые (и чаще восхваляемые): Рамбамом, рабби Иегудой Галеви, Ибн Эзрой, Рамбаном... Однако не все подчеркивает «объективная дама-история» в своих анналах. В норме мир бывал довольно жестко разделен: политически, религиозно, национально, цеховыми или кастовыми заборами. В европейской культуре обычно упоминаются те еврейские ученые-гроссмейстеры, кто в круг внимания историков-популяризаторов попадал. Известно, например, что в Испании периода мусульманского владычества и несколько позже (практически, до самого изгнания в 1492-м) евреи играли в шахматы много и неплохо «котировались». При дворе короля-шахматиста Альфонсо Х Мудрого, создателя знаменитой Шахматной академии, находилось множество евреев — ученых, бизнесменов, политиков... Однако об их матчах с испанскими чемпионами я не читал. Дело, видимо, не только в том, что большинство евреев держались несколько обособленно, без необходимости «не высовываясь» за пределы общины (безопасней!). И что даже те, кто в мантии, в модную гонку « В VIII–XII веках шатранг — главный, видимо, «предок» современных шахмат, был в арабском халифате и окрестностях «игрой мудрецов», буквально мерилом культуры человека. Судя по появлению периодически евреев-авторов (типа знаменитого «итальянца» Луссены, автора популярнейшего учебника всей эпохи Возрождения), Продолжение следует
«Еврейский мир» |