«Израиль — интересная страна, в ней никогда не соскучишься. Началась война, через 6 дней она окончилась, и весь мир перевернулся» (Слова израильского парашютиста)
УДАР С ВОЗДУХА
В понедельник 5 июня 1967 года в 7.45 утра израильская авиация нанесла первый удар по 10 аэродромам. Почему именно в 7.45?
1. Если через два-три часа после рассвета не было налета, то египтяне, бесспорно, должны были ослабить свою бдительность и выключить несколько своих радиолокационных станций. Израильтяне решили, что в 7.30 утра (8.30 — по каирскому времени) египтяне должны снизить меры предосторожности.
2. Очень часто налеты совершаются на заре. Пилоты должны быть на борту по меньшей мере за три часа до вылета. Это означает, что они должны вставать в полночь или вообще бодрствовать всю ночь. К вечеру первого дня войны они провели бы без сна 36 часов, включая всю ночь, с перспективой не спать следующий день боев. Если же назначить время нанесения первого удара в 7.45 утра, пилоты могли спать до 4.00.
3. В 8.00 метеорологические условия оптимальны. Солнце имеет угол наклона, обеспечивающий лучшую видимость, а полное отсутствие ветра способствует точному попаданию во взлетно-посадочные полосы.
4. 7.45 израильского времени соответствует 8.45 египетского времени. Но почему израильтяне избрали для атаки 7.45, а не 8.00 или 8.15? — Рабочий день в египетских учреждениях начинается в 9 часов утра. Атаковать за 15 минут до этого срока — значит захватить генералов и командиров египетских ВВС на пути к штабам, пилотов — к тренировочным пунктам, обслуживающий персонал — к рабочим местам.
Израильтяне действовали с невероятной стремительностью. Их самолеты могли во второй раз появиться над целью через час после первого налета.
Почти полное уничтожение египетской авиации на земле было достигнуто также благодаря применению бомбы оригинальной конструкции, изобретенной и усовершенствованной израильтянами для разрушения взлетно-посадочных полос. Когда эта бомба сбрасывается, ее падение замедляется ракетой обратного действия. Затем вспомогательная ракета вклинивает бомбу в бетон взлетной полосы, где срабатывает часовой взрыватель.
Таким образом, бомбы взрывались через равные промежутки времени. За 2 часа 50 минут израильтянам удалось уничтожить наступательный потенциал египетской авиации и покончить с ней как с боеспособной силой.
Израильтяне считают, что за эти 170 минут было уничтожено более 300 из 340 боевых египетских самолетов, в том числе все 30 бомбардировщиков дальнего радиуса действия ТУ-16.
До наступления ночи второго дня войны израильтяне уничтожили 416 самолетов, из них 393 на земле.
В первые два дня войны израильские летчики совершили более 1000 вылетов, причем многие из них делали по 8 вылетов в день. К концу вторника израильтяне потеряли 26 самолетов, в том числе шесть учебных машин «Фуга-Магистр», оснащенных 68/80-миллиметровыми бронебойными ракетами. Они потеряли 21 летчика, почти половина которых была взята в плен сирийцами и египтянами. Два пилота были впоследствии возвращены Ираком и два — Иорданией. Генерал Ход недвусмысленно заявил: « В воздушных боях счет был 50:0. Мы сбили в воздушных битвах 50 МИГов, не потеряв ни одного самолета. ... Шестнадцать лет подготовки было затрачено на эти восемьдесят минут начала войны. «Мы жили с планом, мы спали на плане, мы питались планом. Мы постоянно совершенствовали план».
ДЕРЗОСТЬ ИЗРАИЛЬСКИХ МОРЯКОВ
Израиль, население которого не превышало миллиона человек, расходовал фактически весь свой военный бюджет на авиацию и армию, флоту почти ничего не перепадало.
К началу войны между израильским и египетским флотом существовало соотношение кораблей 15:81. Учитывая смехотворные размеры и устарелость оборудования своего военного флота по сравнению с египетским, командование израильскими ВМС вынуждено было в еще большей мере прибегать к военной хитрости, чем их коллеги по сухопутным поискам и авиации. Свою главную задачу израильтяне усматривали в ослаблении египетского флота в Средиземном море, где он мог представлять большую угрозу для Тель-Авива и густонаселенных прибрежных районов страны. Надо было побудить Египет перебросить некоторые суда в Красное море. Израильтяне достигли этого, перебросив четыре десантных судна по суше через пустыню Негев в порт Эйлат, расположенный на северной оконечности Акабского залива. Прибытие судов засветло в Эйлат было замечено. В ту же ночь под покровом темноты суда были снова перевезены в пустыню на десять или пятнадцать миль севернее Эйлата и вновь доставлены в Эйлат днем. Израильтяне повторяли этот маневр несколько раз, и хотя они спустили на воду только три торпедных катера в районе Эйлата для несения патрульной службы в Красном море, египтяне сочли, что Израиль намерен повторить атаку 1956 года в Шарм а-Шейх. Начало войны застало 30 процентов египетских ВМС закупоренными в Красном море, где они представляли слабую опасность для Израиля. Даже после окончания войны египетский флот в Красном море не мог вернуться на свои средиземноморские базы: канал был перегорожен по приказу президента Насера погружением барж и двух пришедших в негодность египетских судов, которые долгое время стояли на приколе в Порт-Саиде.
|