Израиль — «какой огромный странноприимный дом», — скажем мы, слегка переиначив Цветаеву, а , наверное, главная опора дому сему — репатриация, многоликая и многоязыкая, многогранная и многокрасочная. Со временем поток алии достиг такого напора, что в 1977 году возникла безотлагательная потребность в организации специальной комиссии Кнессета по законодательному обеспечению всего, что связано с репатриацией и абсорбцией. И 30 лет назад такая комиссия была создана.
В честь этой знаменательной даты недавно в Кнессете прошло торжественное собрание, на которое были приглашены представители алии различных общин из многих городов Израиля. А то, что предлагается вашему вниманию, — это не официальный отчет с сего торжественного мероприятия, а не претендующие на аналитическую публицистику субъективные впечатления автора, «данные мне в ощущении».
В большом зале Кнессета, именуемом «Аудиториум», появляются депутаты, политики, бывшие министры, председатели парламентской комиссии по алие и абсорбции разных лет. Фактически заседание начинается лишь с прибытием главы правительства, председателя межминистерской комиссии по алие, абсорбции и диаспоре Эхуда Ольмерта и председателя Кнессета Далии Ицик.
Говоря о значении алии в жизни и становлении государства, спикер парламента Далия Ицик обращается к присутствующим с простыми теплыми, «человеческими» словами без всякой обязательной в таких случаях риторики в адрес репатриантов. Она предоставляет слово премьер-министру Ольмерту.
Последний, высказав, как обычно, несколько приличествующих случаю фраз, заверив, что дела алии по-прежнему среди важнейших приоритетов руководства страны, поспешил на встречу с Абу-Мазеном. Там его ждут более важные дела — новые «жесты доброй воли» в виде дальнейшей раздачи, то бишь, выдачи из наших тюрем в качестве подарков председателю Палестинской автономии и ФАТХу заключенных, по которым эти самые тюрьмы продолжают плакать. Вот бы в адрес алии прозвучало от нашего правительства несколько таких добровольно-показательных «жестов доброй воли».
Но вернемся к действу. Судя по сообщениям в прессе, министр абсорбции Яаков Эдри был не особенно счастлив, когда ему предложили этот пост. И чтобы сделать его более привлекательным, дали еще министерство по делам Галилеи и Негева. Не знаю, но думается, что объединение таких объемных и серьезных областей, как развитие Галилеи и Негева, и абсорбция вряд ли послужит на пользу обеим.
В общем, «нагрузили» Яакова Эдри, вынудив человека держать два тяжелых арбуза в одной руке. Причем, «арбуз» абсорбции, полученный «в нагрузку», видимо, — не самое интересное и желанное. Тогда, как портфель министра абсорбции так и просится в руки Марины Солодкиной с ее огромным опытом общения с алией, нерастраченным (как у иных деятелей русскоязычной алии) авторитетом среди репатриантов. Есть основания полагать, что для нее, помимо всех сопутствующих соображений: престижности, «солидности и весомости» министерства как такового, есть, судя по всему, нечто более важное, ради чего человек готов был взвалить на себя этот груз. Но опять в который раз взяли верх соображения, простым смертным недоступные (видимо, очень сильно хотели как лучше, а вышло как всегда).
После выступления Яакова Эдри прозвучали речи главы Еврейского агентства («Сохнут») Зэева Бельского, бывшего министра абсорбции Натана Щаранского, нынешнего председателя парламентской комиссии по алие и абсорбции профессора Михаила Нудельмана и др.
В потоке праздничных речей заметным диссонансом прозвучали нелицеприятные, подчас горькие слова первого председателя комиссии по вопросам алии, абсорбции и диаспоры, собственно, инициатора ее создания, в прошлом депутата Кнессета, легендарной Геулы Коэн. В своем выступлении она была далека от лучезарного взгляда на нынешнее состояние дел в сфере алии и абсорбции. Вопреки всем «правилам приличия», она не стала углубляться в подобающие случаю комплиментарные излияния по адресу алии, назвав их «соловьиными трелями, которыми так любят украшать свои речи израильские политики».
Вот что примерно она сказала: несмотря на колоссальные положительные изменения, привнесенные репатриантами из разных стран в израильскую действительность, до сих пор в этом вопросе наблюдается такое количество и такое качество проблем, которые давно могли бы быть сняты с повестки дня, в частности, обустройство репатриантов. Как стимулировать алию, как сделать привлекательным приезд в Израиль? Есть огромный, по ее словам, потенциал, который представляют собой уехавшие из страны израильтяне. Как остановить отъезд («йериду») и вернуть «йордим» в страну? Этим должно озаботиться и Министерство абсорбции, и другие соответствующие службы, ибо, по словам Геулы Коэн, «настоящими «незаконными еврейскими поселениями» надо считать не поселения в Иудее и Самарии, а колонии израильтян в других странах».
Жаль только, что ни глава правительства, ни министр абсорбции, ни некоторые депутаты, устремившиеся вслед за отбывающим премьером и в большинстве не вернувшиеся в зал, ее выступления не услышали. Впрочем, как не услышали они и одного из самых деятельных и последовательных председателей комиссии по алие и абсорбции — Колет Авиталь.
Она так же сосредоточила свое внимание на нерешенных вопросах, в частности, с прохождением гиюра, гражданскими браками, отдельно остановившись на теме многочисленных предубеждений и предрассудков, а подчас и враждебного отношения уроженцев страны, старожилов к репатриантам. Страна, целиком и полностью созданная алией разных лет и разных поколений, не может позволить себе роскошь погружаться в пучину внутриобщинных разборок, дрязг и интриг, подчеркнула Колет Авиталь.
У нее, предыдущего руководителя, эстафету работы достойно принял нынешний председатель парламентской комиссии Кнессета 17-го созыва профессор Михаил Нудельман. С начала каденции, за год с небольшим, под его руководством комиссия проделала весьма внушительный объем работы, провела беспрецедентное за свою тридцатилетнюю историю количество заседаний (более ста), рассмотрев и заслушав десятки злободневных тем, добившись прохождения, утверждения важных для репатриантов законопроектов.
В ходе собрания неоднократно подчеркивалось, что главной проблемой сегодняшнего потока алии и успешной ее абсорбции стал дефицит финансирования. Иссякают источники, подпитывающие приток новых репатриантов, создающие условия для их успешной интеграции в новое общество. Несмотря на торжественный, праздничный характер мероприятия, выступавшие отмечали существующие проблемы репатриантов.
И в этой связи нельзя не отметить, что перед нынешним составом парламентской комиссии по вопросам алии, абсорбции и диаспоры стоят очень непростые задачи. Многие из них — новы, они рождаются из ежедневной, ежечасной реальности израильской жизни, далекой от размеренной повседневной рутины. Каждый день ставит свои задачи, то и дело преподнося «сюрпризы» в виде разнообразных проблем новых репатриантов, иногда совершенно непредсказуемых. Комиссии предстоит решать их, используя все возможные рычаги законодательной и исполнительной ветвей власти.
Речи депутатов и политиков удачно перемежались прекрасными номерами концертной программы, в которой приняли участие известные израильские исполнители: сестры Слава и София Райфер, актер Владимир Фридман, а также молодежный музыкальный коллектив репатриантов из Эфиопии «Шва-на».
А в кулуарах заслуженное внимание гостей привлекла выставка творчества репатриантов — картин и фоторабот.
Печатается с сокращениями «Вести»—Южный округ» www.isramir
|