Трехсторонний саммит лидеров США, Израиля и Палестинской автономии в Акабе заслужил множество прозвищ. От «исторической встречи» до «национальной катастрофы»... Суть же переговоров проста — новый мирный план «Дорожная карта», разработанный «ближневосточным квартетом», в котором США играют роль первой скрипки.
Накануне Буш встретился с арабскими лидерами в Шарм аш-Шейхе, заручившись их поддержкой очередной американской инициативы. Также накануне и также по настоянию Буша из израильских тюрем были выпущены свыше ста палестинцев, среди них несколько известных террористов.
Главное условие начала реализации «Дорожной карты», предусматривающей отступление Израиля с «оккупированных территорий» и создание палестинского государства в 2005 году, — прекращение атак со стороны палестинцев. Правда, до сих пор нет точного определения термина «оккупированные территории». Все стороны трактуют это понятие по-своему.
Так или иначе, встреча состоялась. По ее завершении четыре лидера вышли для произнесения заранее подготовленных речей к микрофонам. Первым выступал (сначала по-арабски, затем по-английски) король Иордании Абдалла II. Он подчеркнул, что стороны собрались в Акабе, «городе — символе мирного сосуществования», напомнив, что неподалеку от Акабы Израиль и Иордания подписали мирный договор. Абдалла заверил Израиль, что у него будут коллективные гарантии безопасности всех арабских государств, и даже пообещал установить дипломатические отношения между Израилем и арабскими странами по завершении конфликта. Видимо, тогда Иордания решится вывесить израильский флаг, который демонстративно отсутствовал, хотя флаг несуществующего палестинского государства гордо развивался в Акабе...
Затем король обратился к Шарону и Абу-Мазену, посоветовав «преодолеть противоречия и пойти на болезненные уступки, ибо это цена надежды, свободы и мира для нас, детей и детей наших детей». Кстати, «болезненные уступки» — любимое выражение Шарона, нещадно критикуемого справа за готовность на эти уступки.
Выступавший вторым Абу-Мазен постарался уйти от личного признания Израиля, сославшись на «видение мира, изложенное в «Дорожной карте», — две страны, Израиль и палестинское государство, существующие бок о бок в мире и согласии». Премьер ПА выразил надежду на «успешную демилитаризацию» ПА и заверил, что «Палестина будет идти путем демократизации».
Абу Мазен надеется, что с реализацией нового плана закончится «оккупация, начавшаяся в 1967 году», намекая тем самым, что не согласится на меньшее, чем отступление Израиля к границам 1967 года, которые бывший министр иностранных дел Израиля Аба Эвен назвал «границами Освенцима». Он так и не произнес столь трудно выговариваемое по-арабски словосочетание «еврейское государство», на чем настаивал Израиль.
При этом премьер ПА заявил, что арабы не оспаривают страданий евреев, и выразил готовность полностью выполнить свою часть обязательств по «Дорожной карте». «Мы осуждаем террор против израильтян... Такие действия не соответствуют нашим религиозным убеждениям и принципам гуманизма. Мы ...будем бороться всеми доступными мерами с террором ...полностью и бескомпромиссно». Хотя Абу Мазену пока не удалось добиться от ХАМАС согласия даже на временное перемирие, он заверил президента Буша, что руководство ПА примет «самое активное участие в борьбе против терроризма, чтобы палестинский народ стал частью семьи человечества» (видимо, в соответствии с арабской традицией, принято говорить гостю исключительно приятные вещи).
Ариэль Шарон отметил, что сегодня возникла новая возможность достижения мира, стараясь избежать любого упоминания термина «Дорожная карта». Американские дипломаты и советники Шарона выработали удобную формулу, в которой он, не произнося слово «оккупация», признает, что «в интересах Израиля не управлять арабами, а способствовать созданию ими независимого управления». В рамках создания взаимного доверия Шарон обещал облегчить гуманитарные условия жизни арабов ПА и снять ограничения на передвижение.
При этом он предупредил, что не будет сидеть сложа руки, если теракты против израильтян не прекратятся. В заключение своей речи премьер Израиля признал необходимость создания целостного территориального пространства будущего палестинского государства в Иудее и Самарии. Премьер также отметил, что Израиль — государство, уважающее законы, а потому все «нелегальные форпосты будут немедленно устранены».
Выступая с заключительной речью, президент Буш постарался разуверить евреев, что предал Израиль, подчеркнув, что «наша дружба началась с создания еврейского государства». Со свержением Саддама Хусейна, проведением демократических реформ в ПА и прекращением террора он надеется установить мир на Ближнем Востоке.
Далее Буш произнес фразу, шокировавшую всех верующих своей простотой: «Святая земля должна быть разделена», призвав стороны начать немедленные шаги для осуществления своего видения по разделу Святой земли. Буш настаивал на необходимости прекратить подстрекательство в палестинских школах, в СМИ и в речах государственных деятелей. Абу Мазена он назвал «палестинским вождем», что особенно важно в свете того, что ранее президент США уже отказался иметь дело с Я.Арафатом. Президент пообещал, что Кондолиза Райс проследит лично за ходом выполнения обязательств обеими сторонами. Казалось бы, то, о чем так долго говорили миротворцы, начало приобретать реальные очертания. Израильтян не могло не тронуть прямое определение Абу Мазеном вылазок против них как «терроризма», чего ранее со стороны палестинских лидеров не замечалось. Вот только сами террористы отказываются сложить оружие... ХАМАС, поддерживаемый всем палестинским народом и стоящий с ним плечом к плечу с оружием в руках, не позволит кому бы то ни было отказываться даже от клочка нашей земли», — заявил Абдель Азиз аль-Рантиси, один из руководителей движения. Руководитель «Исламского джихада» в секторе Газа Мохаммад аль-Хинди расценил как «пустой звук» решимость Абу Мазена «разоружить» интифаду.
Наконец, Народный фронт освобождения Палестины, являющийся членом ООП под руководством Ясира Арафата, также полон решимости «продолжить сопротивление и интифаду, о чем официально проинформирует Абу Мазена».
Возможно, стоит прислушаться к людям, действия которых, к сожалению, пока определяют реальную палестинскую политику.
Да и представители официального палестинского истеблишмента не только не готовы брататься с двоюродными братьями, но и отказывают им в праве на государство. «Мы были удивлены тем, что Буш использовал термин «еврейское государство». В предварительных планах этого не упоминалось, — прокомментировал итоги саммита министр международного сотрудничества Палестины Набиль Шаат. — Как бы то ни было, заявление Буша не будет препятствовать праву возвращения палестинских беженцев», добавил министр. Между прочим, беженцев этих по палестинским оценкам не менее четырех миллионов. По мнению вождя ПА Ясира Арафата, готовность Шарона на ликвидацию еврейских поселений на Западном берегу нельзя рассматривать как значительную уступку со стороны Израиля. Хотя, если Арафат хотел государство «на блюдечке с голубой каемочкой», надо было соглашаться на сверхщедрые предложения Барака в Кемп Дэвиде...
Впрочем, и в самом Израиле противников «Дорожной карты» более чем достаточно. В день саммита в центре Иерусалима прошла демонстрация, в которой приняли участие около 40 тысяч человек.
Наиболее мягкий лозунг был: «Нельзя давать им государство». Ряд призывов был направлен лично против премьер-министра, была попытка поднять плакат «Шарон — предатель», которую, однако, пресекли.
Соглашения уже привели к росту числа угроз в адрес главы правительства, формулируемых в заявлениях вроде «Шарон пойдет по пути Рабина». Президент Моше Кацав расценил как «опасное» недавнее заявление, сделанное министром транспорта Авигдором Либерманом, согласно которому ликвидация поселений вполне может привести к «гражданской войне». Кстати, на вопрос о его реакции на то, что поселение Нокдим, где проживает министр, согласно последним планам подлежит ликвидации, Либерман с улыбкой ответил: «Что ж , я начинаю ремонт и расширение своего дома».
«Мы будем противиться любой форме ликвидации пунктов заселения и полностью отвергаем принятие правительством «Дорожной карты», — заявил официальный представитель поселенцев Иешуа Мор Йосеф. Совет поселений, в свою очередь, утверждает, что саммит в Акабе — это фактическое «отступление Израиля перед палестинским терроризмом». Зато у левых, как пишет обозреватель Наталья Мозговая, был настоящий праздник под кодовым названием: «Я же вам говорил». Особенно должен был радоваться Шимон Перес, слушая неожиданное признание Эли Ишая, председателя правой религиозной партии ШАС: «Господин Перес, все правые должны просить у вас прощения за критику в ваш адрес. После слов Шарона стало понятно, что вы могли бы заключить с палестинцами гораздо более удачное соглашение». Йоси Бейлин — один из архитекторов соглашений в Осло, считает, что Буш обязан гарантировать, что содержащиеся в «Дорожной карте» инициативы не постигнет участь всех предшествующих. «Если бы встреча на высшем уровне в Акабе состоялась два года назад, крови пролилось бы гораздо меньше», — говорит Бейлин.
Человеку свойственно стремиться к лучшему. Ради этого лучшего он готов иногда поступиться принципами. Израильтяне и палестинцы не исключение. Вот только удастся ли на этот раз пойти навстречу друг другу по одной дороге. Благо, карта уже есть...
По материалам информационных агентств
|