Предвыборные кампании, как показывает опыт предыдущих лет, — время обострения политической обстановки в Украине. И, к сожалению, некоторые политические силы не гнушаются в ходе предвыборной гонки самыми грязными приемами, в том числе провоцированием ксенофобии, межнациональной и межконфессиональной розни.
Однако, как относятся к данному явлению лидеры ведущих партий и предвыборных блоков? Сегодня на вопросы «Еврейского Обозревателя» по этой теме отвечает лидер блока «Наша Украина — Народная самооборона» Юрий Луценко.
— Юрий Витальевич, как, по вашему мнению, должен сегодня решаться «национальный вопрос» в Украине?
— На мой взгляд, сугубо этнический патриотизм несвойственен цивилизованному человеку и патриоту своей страны. Украинец — это кто? Только тот, кто украинец по крови? А как же быть с миллионами других граждан Украины, искренне любящих ее и со всеми на то основаниями считающих ее своей Родиной?
Сегодня мы стоим на пороге создания единой политической нации. Такой, какими являются нации европейских и мировых цивилизованных государств. Поэтому главным для того, кто хочет считать себя украинцем, должны быть не кровь, а любовь к Украине и желание делать все от него зависящее для ее процветания. Я — за постэтнический украинский патриотизм.
Хочу при этом отметить, что Украина — страна достаточно высокого уровня толерантности. У нас испокон веков проживало много национальностей. Сегодня их около 130. Люди давно живут бок о бок, и сложилась культура межнациональных отношений. Серьезных конфликтов на этой почве в последние годы не наблюдалось. Другое дело, что была и есть определенная категория людей, скажем так, с ограниченным мировоззрением, которые склонны винить во всех бедах евреев, русских, армян, цыган, татар, корейцев, «лиц кавказской национальности» и всех остальных по списку. Апеллируя к таким людям, особенно в период политической нестабильности, можно создать конфликт и отвлечь внимание от действительно серьезных проблем в стране.
Говоря же об антисемитизме, мы должны помнить об одном из самых страшных и чудовищных преступлений против человечества во Второй мировой войне — о трагедии еврейского Холокоста, в том числе на территории Украины. Однако мы помним и о наших соотечественниках — тех, кто, рискуя собственной жизнью, прятал еврейские семьи во время оккупации. Потомки этих людей вряд ли будут задумываться о чьей-либо национальности.
Уверен, что общественное мнение в Украине будут определять именно они.
— Но государственная политика в формировании общественного мнения должна ощущаться?
— Конечно. Существует потребность человека на собственную национальную идентичность, чувство гордости за свою нацию, где бы он ни проживал. Это право никто не отменял. Государство должно обеспечить комфортную жизнь своего гражданина, независимо от его этнического происхождения. В современной Украине, где, как я уже говорил, проживают 130 национальностей, участие государства должно проявляться в помощи общинам или общественным организациям в таких вещах, как наличие школ или классов с преподаванием на родном языке, телеканала или времени на нем, газет, книг, фильмов и просветительских телепередач. Ведь иногда достаточно немного узнать историю того или иного народа, приобщиться к его культуре, пусть банальным путем кулинарного опыта в национальном ресторане, и понятия «чужой» и «чуждый» пропадают. Тем более ощущение угрозы и непонимания исчезнет, если посмотреть фильм, программу, да просто послушать песни этого народа!
Позиция государства по этому вопросу должна находить отражение в гуманитарной политике. Но, к сожалению, сегодня эта политика зачастую на уровне пустословия.
— Наверное, именно поэтому у кое-кого появляется желание свалить ответственность за трудности в стране на «инородцев». Вспомним, в конце 2003 года в газете «Сільські вісті», близкой к СПУ, была напечатана скандальная статья профессора МАУП Василия Яременко, в которой речь шла даже о мифических «евреях-эсэсовцах», якобы действовавших в Украине во время войны. Вы высказывали свое мнение по поводу этой статьи? Почему она была напечатана?
— Я не входил в круг людей, принимавших решение о выходе этой статьи в печать, не знал о ее существовании вплоть до выпуска газеты. При всем уважении к истории и роли «СВ» я тогда на страницах «Зеркала недели» высказал сожаление по поводу той злополучной статьи.
Сегодня мы знаем, что инициатива публикации исходила от МАУП, специализирующейся на подобных материалах. Сама статья вышла на правах рекламы, хотя это мало кого оправдывает.
К счастью, эти публикации не привели к конфликтам на межнациональной почве. Более того — они стали катализатором очень полезных дискуссий среди общественности, мы однозначно пришли к выводу о неприемлемости подобных провокаций по отношению к представителям любых национальностей, живущих в нашей стране.
Для меня то время запомнилось вечерней встречей с раввином Яковом Дов Блайхом, который показал письмо трех еврейских семей из небольшого городка, которые боялись выпускать детей на улицу из-за расклеенных на стенах призывов: «беречь христианских детей от ритуальных убийств». Дикая легенда средневековья, появляющаяся в центре Европы в ХХI веке, — что может быть лучшим доказательством чудовищной пагубности игр вокруг национального вопроса.
А мое мнение по поводу национально нетерпимых высказываний сложилось давно. Я его не менял и менять не буду: можно давать оценку тому или иному человеку, исходя из его поступков, но никак не из-за его национальной принадлежности.
— А какие конкретные шаги навстречу национальным общинам ваш блок будет осуществлять в случае своей победы на выборах?
— Ныне назрела потребность в очень широком спектре действий. Не буду сейчас останавливаться на проблемах всех нацменьшинств в Украине. Но раз я отвечаю на вопросы вашей газеты, расскажу о намеченных делах в отношении еврейской диаспоры. Считаю, например, необходимым восстановление памятников еврейского кладбища XV века в Кременце.
Совсем недавно обнаружено массовое захоронение жертв геноцида времен Второй мировой войны в Одесской области. Там не было даже намека о существовавшем гетто, нам неизвестны имена нескольких тысяч погибших. Это место использовалось как сельскохозяйственная земля, на останки наткнулись случайно, во время газификации. Главный раввин Одессы Шломо Бакшт собирается огородить это место, внести его в список еврейских кладбищ, который составляется раввинами 40 стран мира. Необходимо оказать содействие на государственном уровне в этом деле.
Я также считаю, что нужно ужесточить ответственность за вандализм. Важно давать ему оценку.
И действовать адекватно, чтобы никому не было повадно нарушать межнациональный мир в Украине. Ибо этот мир — наше великое достояние и залог будущего процветания Украины.
|