ДИАСПОРА |
20/159 Октябрь 2007 5768 Хешван |
ПОСЕРЕДИНЕ ЗЕМЛИ СИБИРСКОЙИ .КАРПЕНКО |
|
Сибирь, Иркутск, иудеи... Два первых понятия естественным образом связаны. Но при чем здесь евреи? Собственно, об этом-то Да Иркутск, которому скоро исполнится 350 лет, в течение нескольких веков является центром огромного региона: не только Иркутской губернии Он всегда был городом многонациональным, как ЗАСЛУГИ ОТЦОВ
Над быстролетной Ангарой, Так писал об Иркутске Марк Сергеев, сменивший на этот псевдоним «неблагозвучное» в советскую эпоху имя — Марк Давидович Гантваргер. О Марке Давидовиче говорили, что он всю свою жизнь «формировал культурную среду Иркутска». Он любил этот город, воспел его в своих стихах Бессменный глава иркутской писательской организации, автор 15 книг, заслуженный работник культуры России, награжденный многими орденами О Марке Сергееве, Белле Левантовской, Сергее Иоффе, Борисе Ротенфельде ЛЮДИ УХОДЯЩЕЙ ЭПОХИ
Мы знакомимся с председателем иркутской общины. Владимир Данилович Хазанов — бывший военный. Сарра Березовская — родом из Одессы, училась в Ленинграде, 30 лет проработала на Иркутском машиностроительном заводе им. Куйбышева. Выпускали драги для добычи золота. Сейчас, говорит Сарра Ефимовна, на заводе осталось два цеха. Была членом партии, но ходила в синагогу: Там у нас стояла печь, Борис Михайлович Горных с гордостью говорит: «Я — чистый сибиряк!» Его дедушка по папе был сослан в 1864 году из Польши. Как свидетельствует Борис Михайлович, «за мятеж». Звали его Зелиг Горных. Сослан он был в Омскую область, деревню Юдино, да так Отец (Михл-Аарон. — Михл Горных прожил 100 лет, умер в Новосибирске. Сам Борис Михайлович тоже возраста не юношеского: в этом году ему — 97. А Григорий Борухович Трубников — старейшина общины, 1909 года рождения. Он из рода коэнов, как Да, здоровье у местных евреев — сибирское, ПЕРВЫЙ ЕВРЕЙ С ПОКОРМЕЖНЫМ ПАСПОРТОМ
Авторы фундаментального исследования «Евреи в Иркутске» Войтинский Оказывается, первая мысль об организации еврейских земледельческих колоний принадлежит Г.Р. Державину. «...В 1836 году число их ... достигло 1367 человек. Потомки этих земледельцев, а также военных-кантонистов составили «значительное количество среди евреев Иркутска. Именно из них вышли родоначальники многих известных иркутских семей». В книге называется имя родоначальника всей иркутской общины — это некто Ферштер, прибывший в Иркутск с семьей Правда, в «пионерстве» Ферштера многие сомневаются. Это Из кого же в те времена — в середине XIX В 1909 году в 100-тысячном Иркутске евреев было 6169 человек (порядка 6% населения города). Но это — официальная статистика. Владимир Юльевич объясняет: — В 1905 году евреи составляли около 10 процентов официального населения города. При этом здесь находилось огромное количество нелегальных жителей — ведь это край ссылки Понятно, что распространялась эта «черта» не только на евреев — на других ссыльных тоже, но на евреев особенно. «Нормой существования» в регионе становилось нелегальное проживание. Следовательно, реальная численность населения Иркутска Удивительной особенностью иркутской диаспоры было то, что элита иркутской еврейской общины была частью иркутского общества. Генерал-губернатор принимал у себя на балах еврейских купцов. В Петербурге, например, совсем другое — там потомственное дворянство, — а здесь произошло сращивание элит, В черте оседлости евреям запрещено было жить в деревнях. В Сибири же действовала политика «растворения» евреев среди старожилов — им нельзя было жить в Иркутске Как указывают исследователи, с середины XVIII века Владимир Рабинович говорит: — Двадцать процентов ссыльных участников польских восстаний — это евреи. Тот же Домбровский — Яков-Шаул Домбровер, один из основателей иркутской общины. Это первый по-настоящему богатый иркутский еврей Домбровский был образованным человеком, хорошо знал обряды, толковал Тору В Иркутске действовали После польских восстаний 1880-х годов началась новая волна политических ссылок, которые продолжились в начале ХХ века. Потом — 1915 год, сюда пошли толпы восточноевропейских евреев. Выкрестов в Иркутске, поясняет Владимир Юльевич, было немного: — По документам, выкресты составляли 5–6 процентов. Потому что те блага, которые получал выкрест, не компенсировались разрывом связей с общиной. «Чем дальше на Восток, тем крупнее пельмень» — истина, основанная, видимо, на сравнении итальянских равиоли с узбекскими мантами или бурятскими позами. Но, оказывается, можно проследить еще одну любопытную закономерность: чем дальше на восток Сибири, тем больше купцов-евреев! Где зашевелились евреи, там мелочная торговля процветает: еврей делается образцом Согласно переписи 1897 года, в Сибири проживало 34477 иудеев, Однако, как известно, значение имеет не только количество, но Если первоначально иркутяне занимались преимущественно мелкой торговлей Владимир Рабинович утверждает, что иркутские евреи играли активную роль в экономике региона, контролируя четвертую часть всего торгового оборота. Они составляли около 70% купечества, владели пятой частью городской недвижимости, выплачивали в городскую казну до 25% всех налоговых поступлений. Легально иркутская община оформилась к середине XIX века. В 1886 году евреи стали хозяевами свежепостроенной каменной синагоги, долгое время бывшей единственной во всей Восточной Сибири. При общине действовали Общество призрения престарелых евреев (с 1905 года), Благотворительное общество для помощи еврейскому ссыльному элементу (с 1907-го), Благотворительное общество для пособия бедным евреям (с 1909-го), Иркутское еврейское общество помощи жертвам войны (с 1916 года). Продолжение следует
«Лехаим» |