Спустя три тысячи лет после Исхода евреи возвращаются в пустыню, на сей раз обосновываясь в новых домах с зелеными лужайками и бассейнами и устраиваясь на работу в сияющие офисные здания.
Только это не воплощение сионистской мечты превратить Иудейскую пустыню в землю меда и молока. Это Содом и Гоморра XXI века. Это Лас-Вегас, Город Грехов, американская столица азартных игр.
Статистика ошеломляет. Каждый месяц в Лас-Вегас приезжают сотни евреев. В этом некогда маленьком туристическом городе, на глазах превращающемся в быстрорастущий мегаполис, они в основном вливаются, по определению историка Гала Ротмана из университета Невады, в «класс профессионалов», восполняя нехватку квалифицированных сотрудников — врачей, учителей, бухгалтеров и др.
По данным «American Jewish Year Book», с 1995 по 2000 годы еврейская община Лас-Вегаса выросла почти на 20 тыс. человек (или на 35%). В этом году численность еврейского населения преодолела 80-тысячный рубеж.
В Лас-Вегасе есть кошерные рестораны, две еврейские школы, выходят еврейские газеты. Есть мэр-еврей, конгрессмен-еврейка, раввины, которые, как и духовные лица других конфессий Лас-Вегаса, готовы освящать браки 24 часа в сутки. Здесь работают несколько риэлторов, специализирующихся на поиске жилья для соблюдающих евреев, в окрестностях 20 синагог Лас-Вегаса.
Когда, около 10 лет назад, педиатр-гастроэнтеролог Говард Барон переехал в Лас-Вегас, его жене Бонни вместе с несколькими другими соблюдающими кашрут семьями приходилось заказывать кошерные продукты из Лос-Анджелеса и Феникса. Сегодня Бонни может купить все рядом с домом, а ее муж зарабатывает 120 тыс. дол. в год.
В Миннеаполисе, где они жили до этого, семья Барон посещала синагогу, по крайней мере, раз в неделю, соблюдала шаббат, проводя субботние вечера при свете традиционных свечей и произнося ритуальные благословения над вином и халой.
«Быть соблюдающим в Лас-Вегасе сложнее, чем в других городах, где жили предыдущие поколения евреев, — говорит Барон, который участвовал в постройке синагоги «Мидбар Кодеш». — Мы были пионерами».
Барона можно назвать пионером и в другом смысле: он — современный Моисей, ведущий евреев в пустыню. «Мои родственники начали переезжать сюда около пяти лет назад», — рассказывает Барон.
Сегодня многие об этом не помнят, но евреи сыграли ключевую роль в истории Лас-Вегаса. Около века назад, когда Лас-Вегас был еще маленькой железнодорожной станцией, первыми здесь появились еврейские торговцы, которых привлекли новые коммерческие возможности небольших городков, которыми был усеян Старый Запад. Но только вторая волна миграции — прибытие в 1940-х годах еврейских гангстеров, — превратила Лас-Вегас в нечто большее, чем просто полустанок посреди пустыни. Бенджамин «Багси» Зигель и его друзья — Меир Лански, Давид Берман и Гас Гринбаум — построили в Лас-Вегасе отели и казино, где стали работать еврейские крупье, водители, повара и другие белые и синие воротнички, которым можно было доверять и которые держали рот на замке.
И это не простое совпадение, что первая синагога Города Грехов была открыта в 1946 году — тогда же, когда Зигель построил отель «Фламинго». Синагога «Бейт Шалом» стала для «кошер-ностры» местом, где их сыновья отмечали бар-мицву, а их дочери выходили замуж под хупой. И никого не волновало, что все нужды синагоги, равно как и церемонии, проходившие в ней, оплачивались из денег, заработанных на игорном бизнесе и иных предприятиях гангстеров.
Однако вскоре игорный бизнес перешел к другим людям. Сначала — в руки эксцентричных миллионеров вроде Говарда Хью, затем — к крупным туристическим компаниям. Приток евреев прекратился, и на протяжении многих лет Лас-Вегас считался непригодным местом для жизни евреев.
Сибири — да, Лас-Вегасу — нет, — говорил любавичский ребе Менахем Мендель Шнеерсон. Он запретил своим раввинам работать в Лас-Вегасе, несмотря на их глобальную миссию возвращения в лоно иудаизма не соблюдающих традицию евреев. И все же даже Шнеерсон не смог противостоять возможностям, которыми манил людей Вегас. В декабре 1990 года он направил в Лас-Вегас одного из своих учеников — раввина Шая Гарлинга в качестве «шалиаха» (посланника) ХаБаДа. Наказ был таков: восстановить связи ассимилировавшихся евреев с религией и найти богатых спонсоров проекта. Менее чем за 10 лет в Вегасе возникло три центра хабадников и была построена начальная школа.
ЭРА ЕВРЕЙСКИХ ГАНГСТЕРОВ
Мемориальная доска на здании отеля «Фламинго» воздает хвалу Зигелю за его вклад в развитие города, хотя ни одно из зданий, им построенных, не сохранило первозданного вида.
На здании школы в конгрегации «Нер Тамид» висит мемориальная доска в честь Мо Далица, одного из главных «спонсоров» общины, также сыгравшего заметную роль в развитии казино Лас-Вегаса. А в архивах ФБР хранится досье Далица (3 тысячи страниц!), где его обвиняют в рэкете, банковских махинациях и нарушениях сухого закона. Один из последних, кто застал эру еврейских гангстеров, — раввин Сэнфорд Аксельрад. В 1989 году, вскоре после того, как он возглавил реформистскую конгрегацию Лас-Вегаса, ему пришлось проводить похороны Далица. Для большинства евреев, которые ныне живут в пустыне, говорит Аксельрад, эра гангстеров — просто факт истории.
Но закрывать глаза на вклад гангстеров в жизнь Лас-Вегаса сложно. Игорный бизнес, умопомрачительные топлес-шоу в шикарных отелях, дешевые стриптиз-бары, дерзкие рекламные щиты, предлагающие сопровождение для мужчин, — на всем этом стоит нынешний Вегас, и естественно, это не может не причинять дискомфорта соблюдающим евреям, которые пытаются сосуществовать с этим вулканом развлечений. «На Лас-Вегасе и всем, что с ним связано, по-прежнему стоит клеймо», — отмечает Гарлинг. Когда он едет в машине со своими детьми (их у него семеро), ему приходится объезжать некоторые улицы, особенно расцвеченные эротической рекламой.
По словам раввина Джереми Видерхорна из синагоги «Мидбар Кодеш», даже после трех лет, что он прожил в Лас-Вегасе, он по-прежнему испытывает замешательство, «проходя через казино в одном из отелей, чтобы попасть на бар-мицву или на свадьбу». Но для раввина важнее возможность достучаться до тысяч не соблюдающих традицию евреев, переехавших сюда.
Почти четверть живущих в Вегасе евреев — пенсионеры, такие, как бывший бухгалтер Шауль Ярмук, которого привлекла относительно недорогая жизнь в этом городе. «Если бы мне сказали 10 лет назад, что я буду жить в Лас-Вегасе, я бы ответил, что вы сошли с ума», — говорит 69-летний Ярмук.
Люди преклонного возраста, приехавшие в Вегас, обычно стремятся найти раввина, который мог бы проводить общественные мероприятия и праздники. «Многие из них уже вложили средства в еврейские организации там, где они жили раньше, и больше не намерены играть роль строителей», — замечает рабби Аксельрад. Хотя в Лас-Вегасе много синагог, кошерных ресторанов и магазинов, здесь по-прежнему не хватает некоторых еврейских институтов, которые есть в других общинах, отмечает Меир Бодофф, исполнительный директор Еврейской федерации Лас-Вегаса. Пока нет общинного центра, нет еврейского дома престарелых, нет иешивы.
«По правде сказать, мы — не самая быстрорастущая еврейская община Северной Америки, мы — самое быстрорастущее еврейское население. И построить общину нам еще только предстоит, — говорит Бодофф. — Если вы взглянете на здешнюю общину лет эдак через 6–8, все будет совсем иначе».
«The Los Angeles Times» Перевод Ирины Ревякиной 7:40
|