Восьмидневный праздник Ханука («Освящение») был включен в еврейский календарь в 165 г . до н.э., когда было возобновлено богослужение в Иерусалимском Храме, захваченном и отобранном у иудеев в 170 г . до н.э. греко-сирийским царем Антиохом IV Эпифаном. Это первый праздник, который носит чисто исторический характер и не был установлен в Пятикнижии. По этой причине нет запрета работать в дни Хануки.
Завоевав Иудею, Антиох начал активно проводить политику насильственной эллинизации и ассимиляции евреев с другими народами: им было запрещено делать обрезание, соблюдать Субботу и изучать Тору. Народ, защищая свои традиции и духовное наследие, поднял восстание, которое возглавил священник (коэн) Маттафия из рода Асмонеев и его сыновья . 25 числа месяца Кислев (164 г . до н.э.) одержавшее победу войско поднялось на Храмовую гору, чтобы очистить и освятить Храм, но в нем нашелся лишь небольшой сосуд с неоскверненным маслом для храмового светильника, количество которого могло хватить только на один день. Однако светильник горел ровно восемь дней — столько, сколько было необходимо для того, чтобы изготовить новое масло и отметить Суккот, своевременное празднование которого было невозможно из-за осквернения Храма и продолжавшихся военных действий (Талмуд: Шабат, 21а). В память об этих событиях и был установлен праздник Ханука.
В течение восьми дней праздника в синагогах читается молитва «Алель» (хваление), а в домах каждый вечер зажигают особый восьмисвечник — ханукию, или ханукальную менору. Ханукию устанавливают на видном месте и в первую ночь зажигают одну свечу, во вторую — две свечи и т.д. В эти дни обычно едят пищу, жаренную в масле, в основном латкес — картофельные оладьи и молочные блюда. Праздник особенно любят дети, которые в эти дни получают от взрослых подарки — хануке-гелт и играют в традиционную игру дрейдл, или свивон — тип волчка (в древности под этой забавой скрывали обучение детей еврейскому алфавиту, что было запрещено греко-сирийскими завоевателями).
По материалам Интернета
|