В начале ноября прошла персональная выставка 95-летнего ветерана Великой Отечественной войны и труда, члена Союза художников СССР и Украины Григория Минского. Картины на выставке представляла посетителям вся семья — художественная династия Минских-Лельчуков: жена Сара Норбертовна, дочь Марина с мужем Михаилом и внук Дмитрий.
РОЖДЕНИЕ ДИНАСТИИ
С Григорием Семеновичем Минским я познакомился много лет назад на художественной выставке ветеранов войны, посвященной 50-летию Победы над фашистской Германией. Подкупали его искренняя добрая улыбка, его какой-то юношеский запал, пытливость добрых глаз и широкий спектр художественных пристрастий.
Узнав, что картины художника «разбросаны» по музеям и частным коллекциям мира (в Украине, России, Японии, Франции, США, Канаде, Финляндии, Израиле...), захотел поближе познакомиться с ним, его семьей и их картинами.
Родился Григорий Семенович 23 апреля 1912 года в семье художников, а потому первые уроки живописи он получил от своего отца Семена Минского — одного из лучших портретистов и пейзажистов Одессы. Мальчик мог часами наблюдать за взмахами его кисти и любоваться потом результатами его труда. В годы гражданской войны от еврейских погромов их семья скрывалась в одном из местечек под Киевом. Когда отец писал картину «Солдат прощается с девушкой», во двор ворвалась группа погромщиков во главе со своим атаманом Зеленым. Увидев картину, они как бы остолбенели.
— Сам атаман подошел к отцу, похлопал его по плечу и сказал: «Работай, работай», — вспоминает Григорий Семенович. — Так, искусство спасло нас от погрома.
Григорий пошел по стопам отца. В 1930 году он поступил в Днепропетровский художественный техникум, затем продолжил учебу в Одесском художественном институте, переведенном в 1936 году в Киев. Здесь юноша нашел себе кумира. Им оказался профессор Алексей Шовкуненко, в мастерской которого молодой человек постигал тонкости своей профессии. Мастер кисти старался выработать у своих студентов широкий спектр художественных интересов. Он организовывал с ними поездки в Ленинград в Эрмитаж и Русский музей, в Москву в Третьяковку и Музей изобразительных искусств им. А .С.Пушкина, по живописным местам Украины. У Минского сохранилось фото 1938 года, где он снят рядом со своим учителем.
«Университетами» дочери Марины были Республиканская художественная школа, а затем Художественная академия в Киеве. Совершенствовала она свое образование в Ленинграде и, конечно же, в мастерской отца. Ее произведения так же, как и полотна Григория Семеновича, украшают музеи и частные коллекции в разных уголках мира. Внук Дмитрий Минский-Лельчук — выпускник Киевского университета культуры. Всем им, а также ангелу-хранителю — жене Саре Норбертовне, прошедшей бок о бок с Григорием почти 70 лет, посвящен 16-й номер журнала «Художники України» за 2007 год.
МУЖАЛО ТВОРЧЕСТВО В БОЯХ
В июне 1941-го Григорий должен был защищать диплом. Дирекция института эвакуировала выпускников в город Уфу, а Отчизна звала на фронт. И выбрал он — войну. Минского и других ребят из института добровольцами пешим порядком, в гражданской одежде, направили в сторону Полтавы. Он, перебросив через плечо еще сапоги, пошел.
— Именно с этими сапогами связано мое первое армейское приключение, — вспоминает ветеран. — Подходит студент с другого факультета, показывает сбитые в кровь ноги и просит одолжить сапоги. Я их отдал бедному парню. История с ними закончилась лет через десять в Киеве. Как-то останавливается возле меня машина с дипломатическими номерами, из нее выходит солидный гражданин и обнимает меня. — Не узнал? — спрашивает. — Помнишь, ты мне сапоги на фронте отдал...
Всю войну прослужил Минский рядовым, занимал он скромную должность химика-стрелка в авиационных частях.
— Когда англичане узнали, что Дмитрий Шостакович сбрасывал с крыш бомбы во время бомбежки Ленинграда, они предложили поменять его на целую пожарную команду. Но тогда не было бы Ленинградской симфонии. А когда великому актеру Юрию Никулину кто-то сказал, что шесть лет войны вычеркнули из его жизни, он категорически заявил, что именно те годы помогли ему стать тем, кем он стал. А какие у Вас счета с войной относительно творчества? — спрашиваю Григория Семеновича.
— Конечно, война радости никому не добавила, но она заострила мои чувства как художника. Я вроде бы увидел мир с другой стороны. В альбоме репродукций «Я прошел той войной» есть моя картина «Май 1945 года». Я разглядел весну сквозь жестокость, огонь и кровь. Война научила меня любить жизнь. Поэтому на моем полотне не побежденный враг, не человек с автоматом, а молодая девушка-боец со скрипкой. В цветущем саду она играет мелодии раненым бойцам и медсестрам. Если вы обратили внимание, то на моих картинах вообще лишь радость жизни. Я стараюсь найти ту струну души, которая приносит людям наслаждение и счастье.
— Вы занимались творчеством и во время войны? — спрашиваю художника.
— Случайно нашел на развалинах какого-то дома альбом, детские акварельные краски и сразу сделал несколько набросков. Восемь зарисовок из него исчезли во время одной из выставок, а вот эти еще сохранились, — вручил он мне видавший виды альбом более чем 60-летней давности. — В 1944 году я по поручению политуправления фронта стал соавтором документальной истории 1-й и 8-й воздушных армий. Нас, художников, обеспечили красками, кистями, необходимыми реквизитами и даже натурщиками. Там я написал картины: «Боевой день полка», «До Берлина недалеко», «Пленные немцы», «Выступление политрука», «Сталинградская битва» и другие.
— А диплом Вы все-таки защитили и как?
— Да! Защитил в 1947 году. Вот она, — дипломная, — раскрыл художник альбом репродукций своих работ и показал мне картину «С Большой земли».
Он не просто ее автор, но и участник тех событий. Григорий Минский был среди тех, кто привез партизанам оружие, медикаменты и письма.
ПО ВЫСТАВКЕ С МИНСКИМИ
На выставку я пришел намного раньше времени, условленного с Григорием Семеновичем. Хотелось еще раз окунуться в его творчество и поинтересоваться, что о нем думают люди. Тетрадь отзывов была заполнена, и я с удовольствием привожу некоторые из них: «...Ваше творчество дарит людям радость, сопричастность к вечности, любви, природе, людям. Оно притягивает к себе своей искренностью... Качан». «...Дуже дякую за Ваші чудові картини!!! Від них повіяло теплом і любов’ю, в них життєва мудрість... Наталія»; «...Огромное спасибо Григорию Семеновичу за ту гамму ощущений, которые всколыхнула его выставка... Изабелла Новикова»; «...Снег у Вас, Григорий Семенович, просто изумительный. Художник-любитель из Каховки».
— Сколько может стоить картина, — интересуюсь у художника, — ну, хотя бы эта, — и показываю на полотно «Бухта Чехова. Гурзуф»
— Эта-а! — воскликнул Минский, — она бесценна. При освобождении Крыма мы летали на самолетах У-2 и, чтобы не повредить дворцы, музеи и другие достопримечательности, не бомбили, а забрасывали немцев бутылками с зажигательной смесью и расстреливали из пулеметов. А на этой картине домик А .П.Чехова, который я лично оборонял.
Много интересного рассказывал ветеран войны почти о каждой своей картине. Каждая ему по-своему дорога, в каждую он вложил частичку своей души. Он не назвал мне своего любимого жанра. Он с одинаковым мастерством представляет зрителю и цеха Криворожстали, и скошенное поле, и городскую стройку, и лес, и березки, и утренний туман... Отдельным блоком проходит военная тематика. А если собрать воедино написанные им натюрморты, то получится солидная оранжерея. Одна из его любимейших картин — портрет отца. Как отметил искусствовед Вячеслав Демченко, в картинах художника нет черной краски, они полны ритмичности и чрезвычайно музыкальны, они или «звенят», или из них льется мелодия.
Невзирая на преклонный возраст, Григорий Минский продолжает творить и дарить людям тепло своей души. Одна из картин на выставке «смотрела» не в зал, а , для рекламы, из окошка на улицу. Это «Цветы ко Дню Победы», которую автор написал в 95 лет.
|