Выпускница эстрадного отделения Государственной академии музыки имени Гнесиных, протеже Александры Пахмутовой, бывшая актриса театра "Шалом" проделала необычный путь... до кантора одной из лос-анджелесских синагог.
Американцы называют Портнянскую настоящей "певческой сенсацией" за удивительный по красоте и силе голос. В ее распоряжении - лучшие европейские залы. А в репертуаре мирно уживаются еврейские песни и молитвы с джазовыми композициями и русскими романсами. Во время концертов в Израиле залы ей рукоплескали стоя.
- Светлана, как вам вообще пришло в голову - искать применения своему таланту в... синагоге?
- Когда я уехала, мне было 25 лет. Я приехала в Америку и приняла абсолютно все условия новой для себя игры. И в том числе то, что здесь можно получить профессию кантора. Конечно, я об этом раньше не думала и не знала, что можно этому научиться. Меня надоумили...
- Интересно, кто?
- Мой агент. Это был первый человек, с которым я познакомилась в Нью-Йорке. Это он ввел меня в артистический мир, но не русский, в котором увязает большинство российских эмигрантов, а - американский. Он подписал со мной контракт, и так я осталась в Америке. Начались концерты. Он же буквально за руку привел меня в теологическую семинарию, куда я поступила без денег и без документов.
- Как вам это удалось?
- Я набралась наглости и спела две песни на... идиш. И меня приняли. Мало того, дали и стипендию и общежитие. Так я окончила Университет иудаизма и стала кантором. Потом переехала в Лос-Анджелес. И вот уже девятый год работаю по специальности.
- Так и будете жить "на два дома" - синагога и концертная площадка?
- У меня есть жизненный план: пока я могу петь - буду совмещать работу кантора и концерты. А вот когда перестану петь и уйду на пенсию, тогда полностью посвящу себя работе в синагоге.
- В Израиле вы бы себе работу по этой специальности вряд ли нашли, хотя бы потому, что в ортодоксальных синагогах канторами могут быть только мужчины. Женщину-кантора туда на порог не пустят, не то, что петь.
- Если бы я не жила в Америке, я бы не нашла себя нигде. Разве что в Канаде есть две-три синагоги, где женщины - канторы, в Австралии есть одна реформистская синагога, где женщина - раввин. Но это - считанные места. А в Америке профессия кантора вообще становится женской.
- По прошествии двенадцати лет в США вы себя чувствуете эмигранткой?
- Нет, в этом плане Америка замечательная страна. Эмигрант не является в Америке изгоем или чужаком, как в Европе. Мне очень комфортно там. В США неважно, говоришь ли ты по-английски и какой у тебя акцент, потому что все начинали с эмиграции. Правда, есть вещи, которые я в Америке не принимаю. Мне неинтересна американская печать, ненавижу кино...
- И это при том, что вы живете практически в Голливуде?
- Да, да, да! Американское кино, за исключением, конечно, некоторых выдающихся фильмов, в своей массе ужасно. И совершенно не понимаю местный юмор...
- А что было для вас самым большим успехом в России?
- Победа на международном конкурсе "Ступень к Парнасу". Я тогда закончила Гнесинку, карьера только-только начиналась, у меня были теле-, радиоэфиры, концерты... Но на дворе был 1991 год, это было странное время, и что впереди было - неизвестно. И я вполне сознательно хотела в Америку. Так что я ни о чем не жалею ни в коем случае. Я же заняла свою нишу, принимаю участие в концертах с самыми знаменитыми еврейскими артистами мира, подписала контракт с "Коламбия рекордс" на выпуск канториального диска и записываю его сейчас в Японии с Токийским симфоническим оркестром...
У меня уже есть небольшой опыт работы с Голливудом. Например, в 1996 году я работала вместе со Спилбергом. Он снимал документальный фильм "Пережившие Катастрофу". Кроме известной песни " А идише мамэ", я для него записала еще вокализ, который был подложен под видеоряд об узниках концлагерей. По замыслу Спилберга я должна была смотреть на экран и петь... Это было очень тяжело. Но такова была воля режиссера. Видимо, он хотел, чтобы я прочувствовала то, что было на экране.
- Почему с вами нет вашего постоянного звукорежиссера, в роли которого выступает ваш муж?
- Действительно, мой муж знает мой репертуар лучше всех и практически везде со мной ездит. Мы недавно с ним были вместе в длительной поездке по Латинской Америке, в Новой Зеландии. В Израиль он просто не мог поехать.
- Как ваши дети относятся к вашим частым разъездам?
- Привыкли. У меня двое детей. Один родился в Москве, сейчас ему 17, младшему - десять, и он - коренной американец, и я надеюсь, что он станет музыкантом. Младший прекрасно играет на пианино и у него удивительно чистый голос.
- Можете ли вы сказать точно, сколько у вас денег в кошельке?
- У меня нет с собой кошелька. Однажды в Австралии во время концерта у меня украли кошелек. Для Австралии воровство в таком шикарном зале, да еще у артистки во время ее концерта - ЧП. Я очень расстроилась, даже не столько из-за карточек, сколько из-за того, что у меня там была "счастливая монетка", с которой я всегда езжу на гастроли. Мне ее дали со словами: "Пока она будет с тобой, у тебя все будет хорошо". Вот утрата этой монетки для меня была, можно сказать, трагедией. Я не знала, как домой полечу без нее!.. Но мне сказали - найдется! И в последний день моего пребывания в Австралии позвонили моему продюсеру из концертного зала и сообщили, что мой кошелек обнаружили в мусорном ведре!
- Обалдеть! А монетка по-прежнему с вами?
- Монетка - со мной. А кошелек с тех пор я на концерты не ношу.
- Прочитала о том, что вы не только певица, но и "бизнес вумен" - владелица "заводов, газет, пароходов". У вас есть газета и телеканал.
- Это информация уже неактуальна. Бизнес я продала.
- Светлана, скажите, какие чувства вы испытываете, когда приезжаете с концертами в Израиль?
- Даже моя концертная программа называется "Израиль - любовь моя". Израиль для меня - не географическое понятие. Если я попадаю сюда, значит Ему так угодно. Для меня быть в Израиле - это всегда радость. Здесь живут несколько миллионов очень дорогих мне людей, моих соотечественников. И я желаю им счастья, мира и добра.
MIGnews
|