ЖИВЕЕ ВСЕХ ЖИВЫХ?
В 2007 году палестинские власти всерьез отнеслись к третьей годовщине смерти Ясера Арафата. 10 ноября в Рамалле состоялось официальное открытие мемориального комплекса, посвященного покойному «раису». Небольшая гробница, водоем, молельня и минарет, на верхушке которого сверкает лазерный луч, «связывающий» могилу Арафата с Масличной горой в Иерусалиме — так выглядит теперь внутренний двор Мукаты. Абу-Мазен, Абу-Ала, Саиб Арикат, Набиль Абу-Рудейна, Азам аль-Ахмад, Мохаммед Штайа и десятки других палестинских лидеров присутствовали при открытии мемориала Арафата, строительство которого было начато сразу после его похорон в 2004 году и длилось почти три года.
На следующий день, 11 ноября, в день смерти «раиса», в Мукате собрались десятки тысяч палестинцев, которые пришли посмотреть на новую временную могилу Абу-Амара, и вспомнить былые времена, когда у них был только один президент — Арафат и одна партия — ФАТХ.
В Газе годовщину смерти Арафата отметили не так торжественно, но куда более драматично. Руководство ХАМАСа, у которого свои счеты с «человеком в куфие», запретило отмечать дату его смерти, сославшись на то, что это антиисламская традиция, однако 12 ноября почти четверть миллиона сторонников ФАТХа в Газе вышли на демонстрацию протеста, не побоявшись угроз силовиков «Аль-Танфизии» (силовой структуры ХАМАСа). В руках демонстранты держали желтые флаги ФАТХа и портреты Арафата, с которым сегодня идентифицируют себя все противники режима Исмаила Хании в Газе и все, кто опасается захвата власти исламистами в Иудее и Самарии.
«Будь Арафат жив, он не допустил бы путча в Газе. Он не допустил бы победы ХАМАСа на парламентских выборах, да и вообще не стал бы проводить какие-либо выборы, в результате которых не был бы уверен», — заявил д-р Мохаммед Штайа, глава Палестинского фонда национального развития, за несколько дней до того, как в Газе прошла акция протеста сторонников ФАТХа.
Сегодня, через три года после смерти Арафата, победы ХАМАСа на выборах, взрыва междоусобицы в Газе и фактического раскола автономии, палестинцам не хватает сильного и уверенного в себе лидера больше, чем когда-либо. Поскольку Ясер Арафат на протяжении последних 50 лет был единственным лидером, которого знали палестинцы, эта потребность в сильном лидере приобрела ностальгическую форму.
Говоря об Арафате, палестинцы следуют принципу «о покойных или хорошо, или ничего» и отказываются обсуждать подробности финансовых махинаций и коррупционных скандалов, в которых в свое время погряз режим Арафата. Как всегда, во всем виновато окружение «раиса», простого и скромного человека, который всю жизнь провел в различных мукатах и носил один и тот же полувоенный френч десятки лет. Отвечая на вопросы корреспондентов арабских спутниковых телеканалов, жители Рамаллы, Дженина, Шхема и Газы повторяли в один голос одну и ту же фразу: «Нам нужен новый Арафат», — подчеркивая роль личности этого человека в истории палестинского народа. Другие, словно мантру, повторяли другую фразу: «ФАТХ должен пройти процесс возрождения», — указывая на то, что только ФАТХ может стоять у палестинского руля и вести народ к победе.
На самом деле сегодня уже очевидно, что у палестинцев вряд ли будет новый Арафат, да и на возрождение ФАТХа, светского национально-освободительного движения, также рассчитывать не приходится. Во-первых, судя по социологическим опросам, проводимым в ПА, большинство палестинцев не хотели бы видеть в руководстве автономии человека, который будет распоряжаться палестинской казной как своей собственной и единолично принимать решения, которые касаются судьбы всего палестинского народа, идет ли речь о возобновлении вооруженной борьбы против Израиля или подписании мирных соглашений.
Исторический опыт с Арафатом и его окружением привел к тому, что сегодня огромное количество палестинцев поддерживают создание правительства технократов, которые будут просто выполнять свою работу в сфере образования, медицины и экономики. Во-вторых, изменилось время — изменились и требования к потенциальному лидеру. В 70-х годах палестинцам нужно было любыми средствами добиться признания, и им нужен был революционер и революционный пыл. Сегодня, через 14 лет после создания ПА, палестинцам нужен государственный деятель, который будет проигрывать пылкому революционеру, но только на телеэкране. В-третьих, новое поколение палестинских лидеров, безотносительно к их политической ориентации, на все сто процентов состоит из карьерных политиков, амбициозных молодых людей, которые не собираются рисковать своей жизнью во имя чего бы то ни было.
Что касается движения ФАТХ, сегодня оно вновь находится на высоте, во многом из-за того, что произошло в секторе Газа. Учитывая, что светские национально-освободительные движения на Ближнем Востоке нынче не в моде, даже если ФАТХу удастся провести необходимые реформы и избавиться от коррумпированных элементов, успех этой партии в дальнейшем маловероятен. Вполне возможно, что ее лидерам, стремящимся к выживанию, удастся «переодеть» свою партию в исламскую униформу, обязательную сегодня для любого массового движения на Ближнем Востоке, но в таком случае ФАТХ уже не будет ФАТХом.
Предвидел ли Арафат, что произойдет в автономии после его смерти? Вполне возможно, да, предвидел, поэтому и противился проведению парламентских выборов и созданию поста премьера. Однако всем известно, что революционеров, как правило, больше интересует день сегодняшний, чем завтрашний...
«Новости недели»
|