«Еврейский Обозреватель»
ГЛАВНАЯ
2/165
Январь 2008
5768 Шват

ПОМНИ ОБ ОСВЕНЦИМЕ!

МИХАИЛ ФРЕНКЕЛЬ

На главную страницу Распечатать

«Единственный урок Истории состоит в том, что человечество не научилось извлекать из нее никаких уроков». Это определение принадлежит выдающемуся немецкому философу Гегелю. Спустя десятилетия после того, как этот афоризм был произнесен, соплеменники мыслителя «блестяще» доказали, что он был тысячу раз прав. «Окончательное решение еврейского вопроса», задуманное и активно осуществлявшееся нацистами в годы Второй мировой войны, стало для человечества еще одним актом бессмысленной череды трагедий. К счастью, в полной мере осуществить задуманное гитлеровским преступникам не удалось. Однако осознан ли человечеством этот горький урок истории?

1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 27 января Международным днем памяти жертв Холокоста. В этот день в 1945 году были освобождены узники Освенцима. Именно этот концлагерь был превращен фашистами в крупнейшую «фабрику смерти» по уничтожению евреев. Пойманный в конце войны комендант Освенцима (Аушвица) эсэсовец Рудольф Гесс, пытаясь спасти собственную шкуру, в своих показаниях в числе многих других фактов сообщил: «Летом 1941 года я был неожиданно вызван к рейхсфюреру СС в Берлин. Гиммлер принял меня один на один, без адъютанта, что не соответствовало его привычкам, и заявил: «Фюрер распорядился окончательно решить еврейский вопрос, и мы, члены СС, должны этот приказ выполнить. Пункты уничтожения на востоке не смогут справиться с крупными операциями. Поэтому я предназначил на эту цель Освенцим, и потому, что он удобно расположен в отношении путей сообщения, и потому, что его территорию можно легко изолировать и замаскировать. Поручаю вам выполнение этого задания. Подробности вы узнаете от штурмбаннфюрера СС Эйхмана из Главного управления имперской безопасности, который в ближайшее время явится к вам. Этот приказ вы должны сохранить в строжайшей тайне даже от своих начальников. Евреи являются извечными врагами немецкого народа и должны быть уничтожены. Евреи, которые попадут в наши руки во время войны, будут уничтожены все без исключения».

Получив этот важный приказ, я немедленно возвратился в Освенцим. Вскоре после этого ко мне в Освенцим приехал Эйхман и посвятил меня в планы операции.

В кратчайшие сроки были запроектированы,   а  затем и построены два больших крематория,  а  в 1943 году еще два. Строительство еще одного крематория не было осуществлено, потому что осенью 1944 года рейхсфюрер СС дал приказ о немедленном прекращении ликвидации евреев.

В каждом из больших крематориев было по пять печей, в которых можно было сжечь за 24 часа 2000 трупов. В этих крематориях имелись подземные раздевалки и газовые камеры. Печи находились выше, и трупы возили лифтами. Газовые камеры могли вместить по 3000 человек...

В двух меньших крематориях можно было сжечь за 24 часа 1500 трупов...

На предыдущих допросах я указал, что в Аушвиц было привезено в целях ликвидации 2,5 миллиона евреев. Только Эйхман и его заместитель Гюнтер располагали точными данными о количестве уничтоженных евреев».

Рудольф Гесс хоть и запинался от испуга на допросах, но старался говорить сухо.  А  как же, он ведь, по его мнению, ничего такого не делал, просто «работал» для своего фюрера.

 А  ведь таких гессов было множество. Об этом нам надо помнить. И понимать, что тот, кто хочет быть уверенным в своем будущем, не должен забывать о прошлом. И лучше всего, когда о событиях дней минувших ты знаешь не из сухих отчетов и статей,  а  из пропущенных через сердце эпизодов, рассказанных свидетелями событий.

На офицерском кителе моего дяди Ильи в детстве мне особенно нравился польский орден «Виртуте милитаре» — «За воинскую доблесть». Он им был награжден как участник взятия Варшавы. Однако из его воспоминаний особо запомнилось другое. Когда воинская часть, в которой дядя Илья служил, подошла к Освенциму, он неожиданно был вызван в штаб дивизии. Там начальник штаба ему рассказал, что передовые части уже у ворот концлагеря, но не заходят на территорию потому, что собравшиеся у колючей проволоки заключенные машут им руками, чтобы они не шли в лагерь, и при этом кричат что-то на непонятном языке. «Вероятнее всего, они кричат по-еврейски. Поэтому, подполковник Эйвин, прошу вас выехать на место и попытаться разобраться в ситуации» — завершил беседу начштаба.

Вскоре в сопровождении нескольких бойцов дядя Илья прибыл к тому месту, где собрались заключенные. На живых людей они мало были похожи. Казались просто скелетами, обтянутыми кожей и непонятно как державшимися на ногах.  А  кричали эти люди действительно на идиш. Они предостерегали солдат подходить к ним, потому что перед бегством охранники заразили их тифом.

Дядя Илья всегда рассказывал этот эпизод своей фронтовой биографии с дрожью в голосе...

Так усвоило ли человечество уроки самой страшной в своей истории войны?

«...Преступный замысел уничтожения еврейского народа, от стариков до маленьких детей, нашел свой финал в крематориях Освенцима, Треблинки и других лагерей смерти. Драма еврейского народа, старшего брата христиан в вере, будет всегда потрясать и предупреждать. Мы храним память о замученных здесь и в других лагерях евреях, поляках, русских, французах, цыганах, югославах, бельгийцах и людях многих других национальностей». Это отрывок из книги «Дорога к свободе» бывшего президента Польши, лауреата Нобелевской премии мира Леха Валенсы. Память о жертвах нацистов хранят люди во многих странах мира, в том числе и в Украине.

Но есть и другие тенденции. Отрицание Холокоста и других зверств нацистов стало своеобразным «инструментом» в арсенале определенных политических сил.

Не обошла эта зараза и Украину. При этом в ход пускается подленькая мыслишка, что якобы гитлеровцы планировали уничтожить только евреев, как «вредный народец»,  а  с остальными были весьма дружественны. Однако это откровенная ложь.

Антиславянизм и антисемитизм в практике нацистов всегда шли рядом. Славянский мир представлял для «нации господ» серьезную опасность. Имея свою государственность, славяне исторически мешали пангерманскому «натиску на Восток». Поэтому евреи были только первыми жертвами расового террора, затем должен был наступить черед славян.

Довольно откровенно на одном из нацистских сборищ об этом говорил сам Гитлер: «Если мы хотим создать нашу великую немецкую империю, мы должны, прежде всего, вытеснить и уничтожить славянские народы — русских, поляков, чехов, словаков, болгар, украинцев, белорусов. Нет никаких причин не сделать этого». И они «делали». За годы гитлеровской оккупации на территории Украины фашисты сожгли более 280 сел вместе с людьми.  А  согласно опубликованным в последнее время данным, нацистами в Украине было казнено 3,5 миллиона человек.

Воистину страшные цифры, заставляющие каждое честное сердце помнить о страшном прошлом и делать все возможное, чтобы оно никогда не повторилось.

Ну,  а  тем, кто другого мнения, и кто, как пан Юрий Шухевич, награжденный украинским Президентом геройским званием, утверждает, что евреи якобы в годы войны сами готовили свою гибель, хотелось бы напомнить еще один исторический факт. По приговору польского суда нацистский палач Рудольф Гесс был казнен 16 апреля 1947 года на месте своих преступлений — в Освенциме. Виселица, на которой он был повешен, до сих пор является экспонатом мемориального музея на месте бывшего концлагеря. В 1992 году во время посещения Освенцима я видел ее собственными глазами...

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2008 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org