По официальным данным, на 19 марта 1944 года на территории Венгрии проживало 762 тысячи евреев. Из них 440 тысяч были депортированы в лагерь смерти Освенцим , как непосредственно из Венгрии, так и через другие концентрационные лагеря Германии. Таким образом, на территории Венгрии оставалось 322 тысячи человек, из которых 250 тысяч проживало в Будапеште. Более 100 тысяч человек были уничтожены местными нацистами.
К концу Второй мировой уцелевших венгерских евреев оставалось 219 тысяч человек. Почти треть из них спас от уничтожения швейцарский дипломат Карл Лутц.
Среди нескольких тысяч вечнозеленых деревьев в Саду Праведников в «Яд Вашем» есть и дерево, посаженное в честь Карла Лутца.
Более полувека эта драматическая история была погребена в недрах швейцарских дипломатических архивов. Ее основное действующее лицо, швейцарский консул в Будапеште Карл Лутц, вместо награды от своего начальства получил выговор за превышение своих полномочий — его дипломатическая карьера висела на волоске.
Карл родился в деревне Вальценхаузен на северо-востоке Швейцарии в 1895 году и был девятым ребенком в многодетной семье своих родителей. В возрасте 18 лет он решил попытать счастья в далекой Америке и эмигрировал в США. После вступления Америки в Первую мировую войну Карла хотели мобилизовать, но он не пожелал воевать за чужую страну и стал переезжать из штата в штат, уклоняясь от армии. В 1918 году Карл поступил в колледж в штате Миссури. Учеба его тяготила — по своему интеллектуальному развитию он намного превосходил сокурсников — студентов из небольших городков Среднего Запада, и после двух лет обучения Карл оставляет колледж и устраивается на работу в посольство Швейцарии в Вашингтоне. Послу Швейцарии понравился смышленый юноша, и он уговорил его поступить в университет имени Джорджа Вашингтона. Это престижное учебное заведение было своего рода кузницей кадров американских дипломатов. Через четыре года Карл получает вожделенную степень. Успешно шла и его служебная деятельность — посол рекомендовал его своему непосредственному начальству в министерстве иностранных дел Швейцарии. В Берне Карла находят вполне достойным для дипломатической службы и обещают ему пост в одной из европейских стран. Глава МИД, однако, решил, что Карл Лутц будет более полезен в США; так началась его дипломатическая служба в консулатах Вашингтона, Филадельфии, Нью-Йорка и Сент-Луиса.
Более десяти лет он проработал в Америке, и вот, наконец, — долгожданное место в Европе. Карла назначают на работу в консулат в Лондоне. Но в последний момент вместо Лондона его направляют в находившуюся под британским мандатом Палестину.
Именно Палестина подготовит его к Будапешту. Карл попадает на Святую Землю в очень напряженный период противостояния арабов и евреев. Поселившись в Яффе, он однажды стал свидетелем ужасной сцены — разъяренная толпа арабов, возбуждаемая религиозными фанатиками, линчевала невинного еврея. Разгул антисемитизма в нацистской Германии возрастал, и в Палестину стали прибывать немецкие евреи. Они рассказывали Карлу истории преследований, в которые он вначале не хотел верить. Англия, следуя политике «разделяй и властвуй», не принимала должных мер для пресечения арабского экстремизма. Более того, английское правительство всячески ограничивало еврейскую эмиграцию в Палестину. Происходящее все больше и больше усиливало симпатии Лутца к евреям. Началась Вторая мировая война, и немецкие консулаты в Палестине были закрыты. Правительство Германии попросило Швейцарию представлять немецкие интересы в Палестине. Эти обязанности в 1941 году возложили на Карла Лутца, который получил дипломатический чин вице-консула. В январе 1942 года последовало новое назначение в Будапешт.
Венгрия в то время была союзницей Германии, но ее фактический правитель адмирал Хорти не спешил принимать активное участие в военных действиях. Несмотря на постоянные понукания из Берлина, лишь незначительная часть венгерской армии была направлена на Восточный фронт. Еще в меньшей степени Хорти следовал гитлеровской политике по «окончательному решению еврейского вопроса». Под сильным нажимом Германии венгерских евреев значительно ущемили в правах, заставили нашить желтые звезды, поместили в гетто, но вопрос о высылке их в лагеря уничтожения под различными причинами откладывался. Более того, за венгерскими евреями сохранилась возможность эмигрировать. Но куда они могли уехать в разгар войны, когда практически ни одна из нейтральных стран их не принимала? Оставалась только ограниченная возможность, в рамках разрешенной английскими властями квоты в 75 тысяч человек, эмигрировать в Палестину. На вице-консула Карла Лутца и была возложена обязанность заниматься этим вопросом. Еженедельно он оформлял эмиграционные документы на группы от 50 до 100 человек, преимущественно молодых людей и детей, и они получали от венгерских властей эмиграционные визы. Карл сумел договориться с румынскими и болгарскими властями, и эмигранты через эти страны достигали черноморских портов, а оттуда уже попадали в Палестину. По данным швейцарского федерального архива, с 1942 года по март 1944 года Карл Лутц помог 10 тысячам венгерских евреев достичь Палестины.
К началу 1944 года стало ясно, что Германия войну проиграла. Руководство Венгрии искало пути покинуть идущий ко дну нацистский корабль. Разумеется, они бы с большей охотой вступили в контакт с западными странами, но те были далеко, а Красная Армия уже стояла у границ Венгрии. Об осторожном зондаже военным руководством Венгрии командования Красной Армии стало известно в Германии, и Гитлер отдал приказ оккупировать страну. Дата 19 марта 1944 года стала трагической для крупнейшей из оставшихся в Центральной Европе еврейских общин. Во всех странах, находящихся под нацистской оккупацией, к этому времени еврейское население было практически полностью уничтожено. Вместе с немецкой армией в самом шикарном отеле Будапешта расположился штаб Адольфа Эйхмана, и очень скоро сплошным потоком пошли в Освенцим эшелоны с венгерскими евреями.
Еврейская эмиграция была полностью прекращена. Это вызвало резкий протест посольства Швейцарии. Кроме защиты интересов своей страны, оно также представляло в Венгрии интересы двенадцати стран, в том числе Великобритании и Соединенных Штатов Америки. Посол Швейцарии в Будапеште тщетно пытался договориться с посланником Германии Висенмауэром и Эйхманом. Те ссылались на инструкции из Берлина. К протесту Швейцарии присоединилось посольство Швеции и некоторые другие представители нейтральных стран и международных организаций.
Посол возложил на Карла переговоры с нацистами. Те принимали его с должным почетом и уважением, а тем временем эшелоны с венгерскими евреями продолжали направляться в Освенцим. Настойчивость Карла Лутца плюс некоторая международная поддержка сыграли свою роль. Немцам пришлось начать переговоры. Карл настаивал на том, что они не имеют право нарушать ранее данные обязательства венгерского правительства. Всем кандидатам на эмиграцию, ожидающим отправки, Лутц выдавал специальные письма о том, что они находятся под покровительством правительства Швейцарии. Владельцы таких писем, по согласованию с венгерскими властями, не могли быть вывезены за пределы страны, не могли быть направлены в так называемые рабочие лагеря, имели некоторые другие послабления.
Оккупировав Венгрию, нацисты заставляли правительство Хорти строго следовать немецким расистским законам, и хотя формально страна числилась независимой, в отношении евреев венгерские власти вынуждены были подчиняться требованиям Эйхмана. Поэтому и Висенмауэр и Эйхман первым делом спросили о количестве евреев, имеющих защитные письма. Карл назвал цифру в 8 тысяч человек. Удалось выбить согласие на эти 8 тысяч, затем Карл раздал еще 30 тысяч таких писем. Прикрываясь защитой интересов стран, представленных посольством Швейцарии, Лутц поселил в одном из домов, принадлежавшем гражданину нейтральной страны, 4 тысячи владельцев этих охранных писем. Затем под тем же предлогом Карл водрузил швейцарские флаги над 72 домами в Будапеште. В эти дома он поместил тысячи евреев, имевших швейцарские охранные письма. По данным Симона Визенталя, к июлю 1944 года в лагеря смерти было отправлено 350 тысяч венгерских евреев. Но затем под давлением ряда нейтральных стран и международных организаций Хорти временно приостановил эту акцию. Тогда, с подачи Эйхмана, 15 октября 1944 года в Венгрии был организован фашистский переворот. Правительство Хорти было свергнуто, и к власти приведены венгерские нацисты из организации «Скрещенные стрелы» во главе с Салаши. Они сразу же попытались захватить дома, где жили евреи с охранными письмами, а их обитателей направить в газовые камеры. С риском для собственной жизни Карл защищал своих подопечных. Не раз жизнь его висела на волоске, но фашисты все же не решились тронуть швейцарского дипломата. Карлу Лутцу в его благородной миссии помогали посланник Ватикана Анжелло Ротта, представитель международного Красного Креста в Венгрии Фридрих Борн и Рауль Валленберг из посольства Швеции. Кстати сказать, Валленберг именно у Лутца перенял метод, благодаря которому ему удалось спасти тысячи венгерских евреев, выдавая им охранные письма от имени шведского правительства.
Карл делал все, что мог для спасения обреченных. Кроме выдачи защитных писем он, например, размещал людей в домах своих знакомых. В его собственном доме и офисе скрывались несколько человек. Карлу активно помогала его жена Гертруда.
Как было подсчитано впоследствии, усилиями Карла Лутца, других дипломатов и представителей международных организаций было спасено от гибели 100 тысяч человек, а из них непосредственно Карлом 62 тысячи.
Окончилась Вторая мировая война. Карл возвратился в Швейцарию. Вместо признания героических усилий своего представителя по спасению такого количества жертв нацизма руководство министерства иностранных дел обвинило его в превышении власти и нарушении своих полномочий. Однако уволить его все же не решились, и Карл Лутц продолжал служить в МИД Швейцарии до своей отставки в 1961 году. Да и чего можно было ждать от швейцарских высокопоставленных бюрократов, в лучшем случае безразличных к трагедии европейского еврейства, например, от начальника зарубежного отдела швейцарской полиции Ротмунда, депортировавшего в нацистскую Германию, на верную смерть, тысячи евреев-эмигрантов, которым ранее был разрешен въезд в страну. Или от коллег Ротмунда, которые еще в 1938 году предложили нацистскому правительству Германии при выдаче заграничных паспортов немецким и австрийским евреям ставить в паспорта букву «J». Впоследствии владельцы этих паспортов были насильственно депортированы из Швейцарии в Германию и погибли в лагерях.
О Карле Лутце стало известно Центру Симона Визенталя. В западноевропейской печати появились публикации о нем. Пришлось и парламенту Швейцарии через 12 лет после войны, правда, не очень громко, заявить о благородной деятельности своего выдающегося гражданина. Его даже представляли к Нобелевской премии мира, а в родной деревне присвоили звание почетного гражданина. Но лишь в 1995 году после публикации результатов исследования о деятельности Карла Лутца в годы Второй мировой войны Федеральное правительство Швейцарии принесло официальные извинения за столь долгое пренебрежение к его благородной деятельности и признало своего бывшего дипломата одним из самых выдающихся граждан за всю историю этой страны. Была выпущена специальная марка, посвященная Карлу Лутцу. Увы, все это произошло лишь через двадцать лет после его смерти.
Журнал «Вестник»
|