«Еврейский Обозреватель»
ГЛАВНАЯ
3/166
Февраль 2008
5768 Шват

НА ПУТИ К ХРАМУ

На главную страницу Распечатать

Политическая жизнь в Украине бьет ключом.   А  иногда и пятерней по физиономии. Газеты и телеканалы рассказывают об этом с удовольствием и даже азартом. Однако за этим мельканием лиц и кулаков не видно, в каком обществе мы живем, куда идем.  А  ведь интересно знать и это.

Сегодня своими размышлениями о происходящих в обществе процессах с нашими читателями делится доктор физико-математических наук, первый проректор Международного Соломонова университета Георгий Финин.

— Георгий Семенович, есть что-то объединяющее математику и социологию?

— Жизнь общества, конечно же, не выразить формулами. Но если отбросить порой зашкаливающие по пустякам в нашем политикуме страсти, то с помощью логики и анализа можно определить тенденции, по которым развивается современное общество.

— И что же помогает, что мешает ему стать гармоничным?

— Современное общество характерно разнообразием своих составляющих. На смену доминированию социально-классового расслоения, которое было основным предметом социально-философских исследований в советские времена, приходит дифференциация по этническим, культурным, гендерным, национальным, религиозным признакам. Человек чувствует потребность самостоятельно избирать свое национальное, культурное, моральное, политическое пространство. Тем самым нарастает разнообразие социума. Появляются предпосылки формирования гражданского общества как альтернативы государственному аппарату.

Общество все в большей степени становится мультикультурным, в нем крепнет разнообразная культурная идентичность, основанная на этнической, расовой или религиозной принадлежности. При этих условиях возникает ряд острейших для общества проблем, в том числе и политической окраски. Есть среди них и негативные. Конфронтационность, сепаратистская ментальность, конфликтность, злокачественные формы национализма.

— Сегодня, думается, для создания в Украине гражданского общества и образования единой политической нации особо опасна ксенофобия.

— Согласен с этим утверждением. И давайте, определим, что есть ксенофобия.

Само слово происходит от греческого xenos — чужой и fobos — страх. Следовательно, ксенофобия — это взаимоотношения, при которых одна группа людей считает другую, выделяемую по каким-то признакам (расовым, религиозным, языковым, территориальным и т.д.), чужой или враждебной. Ксенофобия — это общественная проекция инстинкта самосохранения, имеющего глубокие исторические корни. Еще во времена первобытно-общинного строя отношение к представителю другого рода-племени было враждебным. Чувство ксенофобии сопровождало человека на всех ступенях его развития. Индивид склонен к поискам «чужого» как виновника его бед и неурядиц, за счет которого можно было бы улучшить свое положение. Человеку свойственно осознание того, что нет такого мира, в котором он бы полностью чувствовал себя совсем как дома, и нет ни одного субъекта, который бы в собственном доме чувствовал себя полновластным хозяином. Он всегда испытывает на себе чужие,  а  временами и враждебные влияния. Таковы социально-психологические предпосылки ксенофобии.

Она возникает на уровне межличностных отношений, приобретает социальное значение на уровне межгрупповых и, возвышенная до ранга мировоззренческих, идеологических ориентаций, становится особенно опасной. Она способна перерастать в сегрегацию, насильственную ассимиляцию, вытеснение «чужих» вплоть до межнациональной резни. Например, ныне группы соответственно настроенных религиозных фанатиков не могут смириться с существованием крамольного, по их мнению, инакомыслия и убивают ни в чем не повинных «неверных» на всем земном шаре, объявив де-факто «джихад» всему человечеству. В наше время рождается жесткая конфронтационность в политической сфере между группами, придерживающимися различных политических целей,  а  также заостряются взаимоотношения на межрегиональном уровне. Иногда они принимают причудливые формы. Например, когда некоторые жители Донецкой области искренне полагают, что к ним враждебно относятся обитатели других регионов Украины. Те же настроения бытуют среди части населения Галиции. Такое региональное противостояние является результатом безответственной политики, проводимой командами кандидатов, на различных выборах и представляет большую угрозу унитарному устройству Украины.

— Национализм, однако, не всегда отрицательное понятие.

— Да, когда любовь к собственной нации включает благосклонное отношение к другим национально— этническим сообществам, ориентированное на эффективное использование их культурных достижений, то это положительное явление. Развитая национальная культура предусматривает не закостенелое ограничение своего достояния прошлым, традиционным, частично отжившим,  а  постоянное обновление достижениями мировой культуры. Если литературой, музыкальным творчеством, живописью и другими культурными формами пренебрегают, не используют, отгораживаются от того, чем наполнена современная мировая духовность, люди деградируют и несут на себе клеймо провинциальной ограниченности. Современная украинская культура не может ограничиваться лишь собственной почвой в виде истории его традиций и ментальных приоритетов. Она должна быть открытой средой относительно внедрения в свою структуру достижений мировой культуры: скажем, музыкального творчества Шнитке, литературных достижений Грааса, Лагерквиста, живописи Сальвадора Дали и так далее. Здесь у каждого могут быть свои предпочтения.

Национализм лишь в его злокачественной форме сознательно ограничивает достояние нации, проявляет враждебность к другим языкам, нанося непоправимый вред сообществу, защитником интересов которого себя провозглашает. Любые ксенофобские проявления, в том числе антисемитизм, враждебны прогрессу как таковому и в конечном итоге гибельны для человечества. Другими словами, для достижения мира и согласия между людьми не стоит начинать диалог с доказательства собственной правоты. Такой подход хоть и подлежит логическому объяснению, но является абсолютно неконструктивным. Как это не сложно, но придется изучать и принимать позицию оппонентов и искать возможные компромиссы, хотя бы для обеспечения мирного сосуществования. И здесь возникает важный вопрос:  а  кто защищает наши права и свободы? Если это малообразованные агрессивные люди, исповедующие постулаты ксенофобии, то их доказательства собственной правоты не приведут к достижению главной цели: обеспечению мира и согласия в обществе. Примеры легко подобрать даже среди демократических государств: противостояние католиков и протестантов в Ольстере, баскские сепаратисты в Испании, террористические проявления иммигрантов во Франции и Австралии.

 А  в Украине?

— К сожалению, уровень ксенофобских настроений у нас достаточно высокий и, по данным Института социологии НАНУ, имеет тенденцию к росту. Его наращивание наблюдается в сфере взаимоотношений между населением Восточной и Западной Украины, межрегиональными группами, инокультурными образованиями (например, в Крыму). Подобное состояние объясняется тем, что любые экономические и политические неурядицы, имеющие место в общественной жизни, негативно отражаются на межэтнических отношениях. Чувствуют на себе ксенофобские настроения наши иммигранты и в других странах (в частности, Польше, Германии),  а  также проявляются они и со стороны россиян к украинцам, приобретая временами уродливые формы. Да и среди украинцев, к сожалению, случаются проявления русофобии. Однако, по данным социологических опросов, общественное мнение у нас склоняется в сторону толерантности, что является серьезным достижением независимой Украины.

Особый характер носят ксенофобские настроения по отношению к нацменьшинствам. В настоящий момент в Украине они возможно и преодолены на государственном уровне и в основном в идеологии и социальной пропаганде. Однако эпизодичность не менее опасна, чем массовость. Как считает академик Мирослав Попович: «Не нужно, чтобы 25% было настроено агрессивно. Достаточно кучки людей, чтобы спровоцировать острую ситуацию, что было уже не раз». Статьи ксенофобского, в первую очередь юдофобского содержания печатаются на страницах ряда изданий. Особая опасность подобных публикаций заключается в том, что расистские и антисемитские взгляды приводятся идеологами ксенофобии в определенную «логическую» систему, которая для неподготовленных людей приобретает вид доказанности. Абсолютно необходимо постоянное осуждение этих позорных фактов, и, прежде всего публичное. Для людей всегда очень важными являются мысли и действия знаковых личностей политической, художественной, научной или бизнесовой элиты. И в нынешних условиях правового нигилизма и коррумпированной судебной системы, трудно переоценить их пример.

— Несомненно, свое веское слово должна сказать и наука.

— Конфликтность и конфронтационность должны быть преодолены, в том числе и разработкой теоретических принципов.

«Толерантность способна достигать самого широкого спектра взглядов до тех пор, пока она не вынуждена будет остановиться на грани угроз или других прямых действий, достаточных для нанесения обиды индивидуумам», — отмечает Эми Гутман во вступлении к книге Ч.Тейлора «Мультикультурализм и политика признания».

В решении противоречий и преодолении антагонизмов во взаимоотношениях «свой» — «чужой» большое значение имеет современная научная отрасль — ксенология, изучающая основы налаживания позитивных отношений между «инообразованиями», в том числе национально-этнического происхождения. Но изучение человеческих взаимоотношений и их выражение в теоретической форме не решает практических проблем преодоления ксенофобии. Для предупреждения и устранения конфликтов должны быть использованы властные структуры, в частности все три их ответвления: законодательное для создания правового поля, исполнительное для искоренения различных проявлений ксенофобии и судебное, к которому можно было бы обратиться в случаях разного рода злоупотреблений или нарушений. Концепция государственной этнонациональной политики должна предусматривать наличие норм, по которыми определенные высказывания и действия следует рассматривать как недопустимые для цивилизованного общества. Украинское законодательство осуждает разжигание межнациональной вражды: не только прямые призывы к насилию, но и высказывания, задевающие национальное достоинство человека или группы, к которой он принадлежит. Однако эти нормы редко применяются на практике, иски по ним, как правило, не удовлетворяются. И это сильно тормозит нас на пути к гражданскому обществу.

 А  вообще-то борьбу с ксенофобией нужно начинать, прежде всего, с самого себя. Только преодолев собственный инфантилизм и апатию, можно рассчитывать на успех. Дело это многотрудное, связанное зачастую со сверхусилиями, не приносящими никакого сиюминутного вознаграждения. Но другого рецепта, к сожалению, нет.

— И здесь для общества очень важен пример самых ярких его представителей, тех, кто умеет доказать свою правоту не кулаками,  а  мыслями и идеями.

— Весной прошлого года в Киеве состоялась Международная конференция христиан, евреев и мусульман. Ее украшением было присутствие Беназир Бхутто — женщины-легенды, харизматичной личности, умной и необыкновенно красивой. В своем докладе госпожа Бхутто говорила о трактовании в Коране прав и свобод женщин, определяющих, по ее словам, их равноправие с мужчинами.  А  еще она говорила, что знает про «оранжевую» революцию в Украине и мечтает таким же мирным способом вернуться к активной политической жизни в Пакистане.

Но как мы знаем, ей это не удалось. И как раз по той причине, что нынешнее пакистанское общество сильно расколото. В нем ярко выражены религиозная, межэтническая и политическая вражда. Отсюда и методы ведения «диалога» — насилие и террор.  А  это путь в никуда.

 А  есть ли вообще в мире дорога к Храму?

— Все мы живем, подсознательно ожидая чуда. Однако по мановению волшебной палочки мир не станет добрее. Только от нас самих зависит, сможем ли мы донести смысл серьезнейших проблем до понимания наших сограждан? При этом крайне важно, чтобы простота формы не отождествлялась с отсутствием содержания,  а , наоборот, лишь подчеркивала его глубину и актуальность, как это происходит на картинах выдающегося грузинского художника Пиросмани. Пока что вопросов сформулировано гораздо больше, чем ответов на них. К тому же нужно понимать, что универсальных рецептов счастья не существует. Каждый исторический период развития общества дает различное трактование ответов на вечные вопросы. И самое главное! Повторю ваш вопрос.  А  существует ли вообще Храм всеобщего примирения, ненасилия, взаимоуважения и любви? Вряд ли. Но точно есть дорога, ведущая к такому Храму.

Вел беседу Михаил Френкель
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2008 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org