Прорыв стены Рафиаха, разрушенной 22 января 17-тью динамитными зарядами, которые заложили активисты ХАМАСа, является, на самом деле, лишь очередным ходом в рискованной шахматной партии, которую ведут не два, а три игрока — Израиль, Египет и ХАМАС.
У каждой из сторон есть свои мотивы, свои козыри в рукаве, а также и далеко идущие планы, которые каждая сторона считает самыми хитрыми и мудрыми.
ЕГИПЕТ
Многие политологи считали, что после плана размежевания Израиль начнет строительство огромного забора, дабы полностью отгородиться от осиного гнезда под названием сектор Газа. Ну а через день после начала строительства, предсказывали некоторые, Египет тоже возьмется за строительство, но не забора, а железобетонной стены в два раза выше израильской — зачем президенту Мубараку, страна которого получает американский хлеб и не способна прокормить себя, еще полтора миллиона необразованных и бедных «гастарбайтеров»? Экспорт палестинских проблем в Египет Мубараку ведь совершенно не нужен.
Но мы ошиблись. Газа оказалась для Египта бесценным инструментом давления на Израиль. Используя мягкое «подбрюшье» и главную слабость нашей страны — либерально настроенное общество, — Египет использовал Газу для деморализации Западного Негева, в то же время критикуя правительство Ольмерта за чрезмерную строгость по отношению к «несчастным палестинцам». Не препятствуя на деле контрабанде наркотиков и оружия, Египет, тем не менее, делал вид, что верен мирному договору, борется с терроризмом, и продолжал получать американские кредиты.
Египет считал и считает себя главной региональной державой — пять тысяч лет истории просто так не стираются из коллективного самосознания народа. И сильный «ядерный» Израиль ему мешает. В то же время египтяне отлично понимают, что уничтожить сионистов своими силами они не могут, несмотря на многочисленную армию. Несколько израильских ракет по Ассуанской плотине превратят дельту Нила в ад, практически уничтожив Каир и окрестности — и это еще до использования «тактического» ядерного оружия, которым один раз, в 1973-м, Моше Даян уже многозначительно бряцал, недвусмысленно намекая египтянам, что «Третий Храм разрушен не будет». Да и с США ругаться не стоит. Медленная оттепель между Каиром и Тегераном еще далека от «весны», а значит с янки надо и выгодно дружить. Покамест.
Учитывая все это, Египет пытается выставить себя в наилучшем свете: братьям-арабам он демонстрирует свою заботу о голодных палестинцах, а миру — ужасы блокады, которой подверг Израиль жителей сектора. Кроме того, в многочисленных чемоданах и тюках, которые были переброшены в район Хан-Юнеса, есть, надо думать, большое количество оружия и взрывчатки, которые будут направлены против Израиля. Египет не упустит возможности досадить своему соседу; при этом таскать для него каштаны из огня будут те самые «несчастные жители» Газы.
План неплохой, спору нет. Египет ведет осторожную партию, но он не может позволить себе превратить ее в затяжную — Мубарак уже стар и болен, его сын, Джимми, не производит впечатление сильного лидера, а «Мусульманские братья» продолжают набирать силу. Шиитское воинство, подпитываемое Ираном и его сподвижниками (Хизбаллой, ХАМАСом), является угрозой режиму Мубарака; однако это то неизбежное зло, с которым ему приходится мириться в ходе той игры, которую он ведет против Израиля. Вряд ли он преуменьшает потенциал «Мусульманских братьев», и потому президенту придется применить силу, что несколько испортит созданное в последние дни впечатление, но и с этим ему придется смириться. Вопрос, конечно, не затянется ли партия, и не выйдут ли его пешки из под контроля, ведь история изобилует подобными прецедентами.
ХАМАС
Два года после ошеломившей всех, включая их самих, победы на выборах, и семь месяцев после расправы с неугодными им структурами ФАТХа в секторе Газа лидеры ХАМАСа с некоторым удивлением наблюдают за смехотворно вялыми потугами Израиля (и некоторых стран) устроить им делегитимацию в глазах мирового сообщества. Они-то ожидали настоящей блокады, крупномасштабную операцию Армии обороны Израиля, а то и повторную оккупацию Газы, а получили... Даже массовый обстрел Сдерота и поселков Западного Негева ракетами, минометными снарядами и снайперами не приводит к реальной эскалации. Им бы войну, гору трупов, экстренные заседания Совета Безопасности, а не те несущественные потери, которые они несут. Десяток-другой убитых боевиков и мирных жителей, да один застреленный снайпером израильский кибуцник-доброволец из Южной Америки — это не тот резонанс, который бы им хотелось создать.
Максимально использовав частичную блокаду, которую им попыталось устроить израильское правительство, лидеры ХАМАСа устроили целое представление, убедив мир, а главное — собственных сограждан, что электричества в секторе Газа нет, больницы не функционируют, а для карет скорой помощи нет бензина. Взрыв стены в Рафиахе был воспринят в данной ситуации как жест отчаяния и смелости; кто посмеет противостоять сотням тысяч голодных и замученных палестинцев?
Исмаил Хания рассчитал все правильно. Хосни Мубарак мог бы без особых затруднений предотвратить массовое «паломничество» палестинцев в Синай, но это нанесло бы огромный урон его престижу в глазах арабского мира. При желании египетские пограничники могли утопить в крови ринувшихся к ним палестинцев, и после сотни-другой убитых палестинцы ринулись бы назад. Но вездесущие СМИ, столь помогающие всем «борцам за свободу» в мире, показали бы негодующим жителям США и Европы кадры бойни, а на такое Мубарак согласиться не смог. И потому сотни тысяч жителей сектора беспрепятственно перешли границу.
ХАМАС усилил тем самым свое влияние в мусульманском мире, позиционируя себя в роли защитника угнетенных, а также реальной силы, с которой следует считаться. Он терроризирует Израиль, ядерную державу со сверхмощной армией. Он спокойно и даже легко ломает границы с Египтом. Он смел с пути ФАТХ; цинично используя страдания собственных подданных, ХАМАС играет со всеми СМИ, правозащитными организациями и общественным мнением. В глазах жителей Газы ХАМАС является той силой, которая защищает их от Большого и Малого Сатаны.
ХАМАС знает, что в какой-то момент Мубарак может обрушиться на него, если почувствует, что под его режим, словно под израильскую крепость, ведется подкоп. Хания и Машаль отлично понимают, что при желании египетские пограничники вмиг обнаружат туннели, по которым перебрасывается оружие, арестуют или перестреляют бедуинов-контрабандистов, или же просто устроят блокаду и со своей стороны тоже. Но они знают, что на данный момент египтяне себе такого позволить не могут. Они отлично понимают, что Израиль может решиться на настоящую блокаду и на реальные военные действия. Для этого требуется, чтоб хоть один кассам попал, например, в детский сад. Ради убитого южноамериканца Израиль не начнет войну, но если погибнут дети, или дюжина мирных жителей, то Ольмерт постарается показать себя с самой решительной стороны, как в Амоне и Ливане. Но им такое развитие событий кажется положительным. Вряд ли армия получит от правительства карт-бланш на отстрел лидеров ХАМАСа, а значит, война пойдет Хании и Аз-Захару на пользу, тем более, что друзья из Южного Ливана и Тегерана вряд ли оставят их в беде.
ХАМАС укрепляет свои позиции, позиционируя себя в роли наконечника копья, которое пробьет брюхо еврейско-христианскому миру. И если Израиль не будет действовать максимально решительно и жестко, ХАМАС будет продолжать свою партию с большим успехом.
ИЗРАИЛЬ
Взрыв стены в Рафиахе прекратил обстрелы Сдерота, как бы парадоксально это ни звучало. По всей видимости, «кассамщики» тоже ринулись в Египет за покупками, но израильтяне понимают, что долго это затишье продолжаться не будет и вскоре обстрелы возобновятся с новой силой.
Есть в Израиле и считающие размежевание стратегическим шагом Шарона, который пожертвовал фигурой ради улучшения будущих позиций. Дескать, палестинцы докажут, что даже демонтаж еврейских поселений не заставит их прекратить террор, а значит — что и говорить с ними нечего. По этой версии, Газа должна превратиться в воронку, с помощью которой Израиль будет избавляться от местных враждебных элементов, «пятой колонны». Принцип прост — в Газе создаются невыносимые условия, люди убегают оттуда в арабские страны, превращаясь из израильской головной боли в чужую. В таком случае Израиль сможет депортировать туда внутренних врагов (израильских арабов — пособников террористических организаций), тем самым постепенно уничтожая многочисленные «метастазы».
Израиль постепенно, шаг за шагом, робко, но все же целенаправленно отсекает от себя враждебно настроенный сектор Газа. На каком-то этапе электричество и газ совсем перестанут поступать через Израиль, и в свете этого стоит рассматривать «блокаду» 21-22 января как пробный запуск, прошедший довольно успешно. В будущем Израиль полностью отгородится от своих недоброжелателей.
Все это не может помешать запускам самодельных ракет и мин, как и всему, имеющему навесную траекторию. Прекращение поставок нефти и солярки может немного помешать мастерским ХАМАСа, но не надолго, и не сильно. Израиль это понимает и делает ставку на продолжение авиаударов по инфраструктуре ХАМАСа, отстрел террористов и на будущую наземную операцию, без которой, по всей видимости, проблему безопасности жителей юга не решить. Эта операция будет стоить жизни многим солдатам и еще большему количеству жителей Газы, превратив их жизнь в один сплошной кошмар, что приведет к массовому бегству в Египет, ослаблению ХАМАСа и возможному строительству новых поселений в Гуш-Катифе. Пока не будет серьезных жертв среди мирного населения эта операция не состоится, ведь и в 2002-м, пока не погибло 30 человек в гостинице «Парк» в Нетании, правительство Шарона не рискнуло запустить операцию «Защитная Стена». Таковы суровые реалии, такова цена которую приходится платить израильтянам, для того чтобы армия получила «зеленый свет» на действия против террористов.
Израильский национальный лагерь ждет выборов; победа достанется Нетаньягу и партии «Ликуд» — в этом мало кто сомневается. Поднявшись на волне народного разочарования от мирного процесса и действий нынешнего правительства, правый лагерь намерен получить от избирателей мандат на решительные действия, и потому события в Рафиахе ему лишь на руку. Операция «Защитная Стена» доказала преимущество грубой силы над сотрудничеством с палестинцами, и в армии ждут своего часа, дабы начать действия в секторе Газа.
P.S. Ну а США... Правительство президента Буша, исполняющее роль секунданта, пытается контролировать ситуацию. Стратегам и политологам с Капитолийского Холма не понятны правила игры, да и слушать их никто не намерен; что израильтяне, что египтяне, лишь вежливо поддакивают, ведя при этом свою игру.
После Афганистана и Ирака американцам не хочется начинать очередную авантюру, да и устали они от проблем Ближнего Востока — падение биржи на Уолл-Стрите интересует их куда больше. И потому они лишь важно надувают щеки, делая умный вид и имитируя реальную деятельность. Ближневосточные шахматисты, поняв, что госпожа Райс ничего не понимает в проблемах нашего региона, а Буш лишь хочет спокойно завершить каденцию, дают понять, что мнение Вашингтона ценят и, дабы не сбивать спесь с заокеанского «старшего брата», торжественно принимают их у себя. Пусть тешатся, а у нас своя партия.
http://mnenia.zahav.ru
|