Все дальше от нас Вторая мировая... Все меньше остается людей, пропустивших ее через себя не перед экраном телевизора. И сегодня, когда неонацисты бьют стекла в синагогах и громят памятники на еврейских кладбищах, так важны воспоминания этих очевидцев.
Три автора книги «Что запомнилось», изданной при содействии посольства Норвегии в Украине, каждый по-своему рассказывают о пережитом.
Воспоминания Моисея Гойхберга «До, во время и после войны» — своеобразная повесть о становлении личности — интеллектуальной, гуманной, благородной. До тринадцати лет жил Моисей в еврейском местечке Яруга. Выбился в люди, стал врачом, прошел горнило войны. С теплотой и любовью пишет он о евреях — потомственных виноградарях, целых династиях, складывавшихся веками.
Боевая жизнь началась для него на Карельском фронте в должности командира санитарной роты. На войне как на войне: непрерывные бомбежки, артобстрелы, жизнь в землянках. Тяжелый тридцатикилометровый бросок в тыл врага с разведкой боем и взятием языка, первая помощь раненым, контузия, и все это в двадцать два года.
Война оставила обостренное чувство справедливости, веру в то, что после победы люди станут чище, а жизнь лучше. Разочарование наступило быстро. Шел 1952- й . Автор с горечью вспоминает о кампаниях против «космополитов» и «врачей-убийц»...
Умер Сталин. Многое изменилось. И благородная борьба доктора Моисея Гойхберга за жизнь и здоровье людей продолжается уже более полувека.
Евгения Якера, 16-летнего юношу, война застала в Хотине, что на Буковине. В воспоминаниях «Шесть сюжетов из моей жизни» Евгений Лазаревич повествует о зверствах румынских жандармов, гнавших буковинских евреев в Озаринецкое гетто, о своем побеге из немецкого концлагеря.
В очерке «Озаринецкая гора» есть страшная картина. Колонну евреев, конвоируемую жандармами, как скот, гонят в гетто. Льет холодный осенний дождь. Люди едва передвигают ноги по размокшей дороге, их мучает голод и жажда, а к колодцам не допускают. Не в силах идти, они ложатся на мокрую землю. Тех, кто не в состоянии подняться, пристреливают.
С рваным мешком на неокрепших плечах, еле передвигая ноги, идет он, шестнадцатилетний юноша. В мешке — тяжело заболевшая мать. У нее не то тиф, не то воспаление легких. А жандарм требует золота, грозится расстрелять всех, кто золота не даст.
Жизнь продолжается даже в гетто, не умирает и любовь. Мозес, которого фашисты назначили гробовщиком, решил вывезти из гетто любимую девушку — сироту Хайкеле. Он посадил ее в повозку и прикрыл соломой. Но ретивый полицай при выезде из гетто штыком дважды протыкает солому. Спасая любимого, Хайкеле не издала ни стона и умерла от ран. Не в силах пережить ее смерть кончает жизнь самоубийством Мозес.
В концлагере автор знакомится с отцом и сыном Кауфманами, добрыми, физически сильными людьми. Скучающие немцы придумали изуверскую забаву: отец и сын должны встретиться в смертельной схватке на площадке мостовой опоры: столкнувший противника в воду получит жизнь. И невдомек им, что в людях, даже обреченных на смерть, может победить человеческое начало. Не предал отца 16-летний юноша и вместе с ним ушел на дно реки.
Не потерял человеческий облик и 14-летний Леня Иосипов, а ведь в Сырецком лагере, куда его бросили, детей убивали. Хуже всех в лагере — евреям. Иногда, расщедрясь, фашисты выдавали им гнилую конину, от которой умирали. Одних заключенных живьем закапывали в землю, других увозили в Бабий Яр и там расстреливали.
Три судьбы, три жизненных среза, три восстановленные из прошлого картины Катастрофы... Картины нашей исторической памяти.
|