«Еврейский Обозреватель»
ЕВРЕЙСКИЙ МИР
6/169
Март 2008
5768 Адар 2

ЕВРЕЙСКИЕ «ЗОМБИ» И ДРУГИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ГАИТИ

  В .СНИТКОВСКИЙ

На главную страницу Распечатать

Гаити — одна из беднейших стран мира, всегда страдающая от стихийных бедствий и государственных переворотов. Столица — Порт-о-Пренс. Население 8,15 млн. человек. Основное население — чернокожие и мулаты, потомки рабов, вывезенных из Африки  в  XVI–XVIII веках.

 В  1633 г. эту испанскую колонию захватила Франция. 1 января 1804 г. чернокожие вырезали всех белых и образовали «республику»,  в  которой беспрестанно убивали друг друга.

Наилучшим временем, когда народ Гаити получил передышку, можно считать 19 лет оккупации страны военно-морскими силами США. Американская администрация построила больницы, дороги, школы, ввела разумную судебную систему, способствовала сокращению преступности, резкому снижению детской смертности и увеличению продолжительности жизни.  В  1934 году американцы ушли, и на Гаити вновь воцарились убийства, нищета и коррупция.

 В  1937 г.  в  Доминиканской республике убили более 21 тысячи сезонных рабочих из Гаити. Доминиканские испаноязычные чернокожие воспринимают своих чернокожих франкоязычных соседей по острову как дикарей. И до сих пор самую грязную работу  в  Доминиканской республике выполняют нищие гаитяне.

 В  1957 г. президентом Гаити стал Франсуа Дювалье, который опирался на тонтон-макутов (гаитянский вариант НКВД).  В  1986 г. режим клана Дювалье свергли. После серии переворотов к власти пришло правительство бывшего священника Аристида, которого вскоре свергли военные.  В  1994 г. США разогнали военную хунту и вернули Аристида на пост президента.  В  1995 г. он распустил армию и стал опираться на вооруженные ополчения — «Армию каннибалов».

4 февраля 2004 г. боевики «Армии каннибалов» подняли мятеж, который поддержали «вудуисты» из бывших тонтон-макутов и боевики бывшего шефа полиции Филиппа.  В  столице начались грабежи и убийства. Президент Аристид покинул Гаити. 1 марта 2004 г. французские войска (по соглашению с США) взяли под контроль все ключевые пункты столицы.

 В  июле 2004 г. свыше 1,5 тысячи гаитян погибли от оползней, вызванных проливными дождями, а  в  сентябре не менее 2-х тысяч стали жертвами ураганов. ООН направила пострадавшим гуманитарную помощь, дележ которой привел к кровопролитию. И так продолжается до сих пор.

Трудно представить евреев  в  более неподходящем месте для жизни, чем Республика Гаити.  В  1492 г. на землю острова Гаити ступил маран Луис де Торрес — переводчик Колумба. Первые еврейские поселенцы прибыли из Бразилии  в  1634 г., через год после завоевания Гаити французами.  В  1683 г. евреи были изгнаны из французских колоний.  В  середине XVIII века евреи получили право на проживание  в  Гаити, и сколько-то евреев — работников французских компаний обосновались здесь. Позднее на острове поселились евреи из французского города Бордо. Однако все они погибли во время учиненной  в  1804 г. всеобщей резни белых.

Через несколько лет после резни до Гаити добралась группа польских евреев, спасавшихся от русских завоевателей Польши.

 В  1890 г. на Гаити прибыли 30 еврейских семей из Ливана, Сирии и Египта. К этому времени здесь существовала большая арабская община, которая была недовольна прибытием евреев. Летом 1903 года, вскоре после знаменитого погрома  в  Кишиневе,  в  столице Гаити Порт-о-Пренсе разразился еврейский погром. Погромщиками был арабы и чернокожие. Местные газеты писали: «Надо с корнем вырвать потомков Иуды — левантийских монстров».

Во время американской оккупации Гаити (1915–1934 гг.) там проживали около 200 евреев, но  в  1934 г. они уехали  в  США и Аргентину. После 1935 г.  в  Гаити стали прибывать евреи из Европы.  В  конце 1930-х годов там проживали около 300 евреев, бежавших от фашизма, но после 1945 г. многие из них покинули беспокойную страну.

 В  1979 г.  в  Гаити жили 150 евреев, почти все —  в  столице республики Порт-о-Пренсе. Большинство из них эмигрировали из страны  в  следующем десятилетии. Главой неформальной еврейской общины считается сын выходца из сирийского города Алеппо, бывший экспортер кофе, какао и шерсти Жильберт Биджио, которому сейчас 68 лет. Он, как и большинство образованных гаитян, говорит на французском и гаитянском креольском, а также владеет английским языком и ивритом. Живет «главный» еврей Гаити  в  Петионвилле — одном из нескольких пригородов для зажиточных людей. У него хорошо охраняемый дом с бассейном. Жильберт Биджио почетный консул Израиля на Гаити (около дома на флагштоке развевается израильский флаг), он же владелец единственного Свитка Торы  в  стране.

 В  беседе о местных уважаемых евреях Жильберт упоминает еще одну еврейскую семью — Вайнер, которая занята торговлей кофе. О третьей семье, Залман, лидер гаитянских евреев говорит, что она прибыла на остров во времена Холокоста из Австрии.

Биджио полагает, что до 1950 г., когда население Гаити не превышало 3-4 млн. человек, все было прекрасно. Но с 1950 г. население страны утроилось. Это привело к нищете. Как пример для подражания, он приводит Доминиканскую Республику.

Жильберт считает, что большая часть евреев покинула Гаити, чтобы жить  в  более развитых странах и иметь возможность создавать еврейские семьи. Ашкеназские евреи покинули Гаити еще  в  конце 1950-х годов. Последняя еврейская свадьба состоялась  в  стране  в  конце ХХ века. Сам Жильберт женился на гаитянке, которая перешла  в  иудаизм. Сейчас на Гаити, по словам Биджио проживают примерно 300 евреев. Несколько израильтян, имеющих бизнес, живут  в  Порт-о-Пренсе. Впрочем, согласно другим источникам, численность еврейского населения намного меньше.

На мой вопрос об антисемитизме  в  Гаити Биджио ответил отрицательно. А на вопрос о том, почему у гаитянских евреев нет синагоги, разъяснил: «Собрать миньян трудно. Даже когда существовала более крупная община, мы привыкли молиться каждый у себя  в  доме».

Касательно экономических отношений с Израилем, Биджио рассказал, что страна ввозит каждый год из Израиля примерно на 20 млн дол. различных товаров — от телевизионного оборудования до автоматов «Узи». Кроме того,  в  столице есть клуб «Шалом», который посещают евреи и гаитяне, получившие образование  в  Израиле. Израильская миссия  в  Порт-о-Пренсе занимается проблемами развития сельского хозяйства и кооперации. Посол Израиля  в  Панаме аккредитован также на Гаити.

Свое кредо относительно общественной жизни Жильберт выразил так: «Мы, евреи, занимаемся бизнесом, а политикой пусть занимаются гаитяне».

 В  городе Джереми археологи ведут раскопки остатков старинной синагоги.  В  городах Кап-Гаитьен и Жакмель изучают еврейские захоронения на старинных кладбищах.

У чернокожих гаитян популярно верование, что колдуны могут убить человека и вернуть его из могилы  в  виде особого полуживого существа — зомби, действующего лишь по воле колдуна (поклонники этого культа — вуду — называются «вудуисты»). Нетрудно догадаться, что  в  головах не обремененных образованием вудуистов колдунами являются евреи. Кроме того, у чернокожих гаитян существуют разнообразные поверья о духах с еврейского кладбища. Вудуисты полагают, что духи евреев обладают особенно ценными качествами, потому они проводят свои обряды, например, оставляют на могильных плитах тарелки с мелкими монетами и другими предметами именно на еврейских кладбищах.

Впрочем, духи с еврейских кладбищ «беспокоят» вудуистов не только на Гаити, но и  в  других странах. Гебраист М. Носоновский сообщает, что  в  языке папьяменту (язык чернокожего населения на ряде Карибских островов — Аруба, Кюрасао и др.) существует выражение «Бет-Хаим та спок» — «Духи с еврейского кладбища преследуют тебя».

«Еврейский мир»
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2008 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org