В Пензе, как и во всех городах и весях России, издавна жили и поныне живут евреи. Пензенская еврейская религиозная община насчитывает сегодня две тысячи человек; около полутысячи евреев живут в области...
СОЛДАТЫ, РЕМЕСЛЕННИКИ, ВРАЧИ
Еврейская община возникла в Пензе после того, как Александр II своим манифестом от 26 августа 1856 года упразднил институт кантонистов. Ликвидировались специальные военные школы, где наряду с малолетними бродягами, детьми раскольников, польских повстанцев, цыган обучалось немало мальчиков-евреев — в основном из беднейших семей. Только за последние 30 лет существования кантонистских школ через них прошли не менее 50 тысяч еврейских рекрутов. Несмотря на преследования, угнетение и угрозы, большинство их наотрез отказывались от крещения и сохраняли верность религии отцов и дедов.
Указом 1856 года кантонисты и молодые солдаты из евреев возвращались к семьям в «черту оседлости». Но те, кто выслужил полный срок, получали право (оно распространялось и на их потомков) селиться в любой точке Российской империи — там, где захотят сами.
В 1860 году Императорский указ был распространен и на демобилизованных гвардейцев, не выслуживших положенные 25 лет. Одновременно право проживания вне «черты оседлости» получали врачи и ремесленники, в 1879 году — все, кто имел высшее образование, а также аптекари и средний медицинский персонал, в 1905 году — участники русско-японской войны...
За полвека до реформ Александра II, в 1810 году, в Пензу из Кременчуга переселился ювелир А .Вассер. Еще раньше на винокуренные заводы в Инсарском, Краснослободском, Городищенском и Нижне-Ломовском уездах была приглашена большая группа евреев из Белоруссии, Литвы и Украины.
В составе расквартированной в губернии 16-й пехотной дивизии в 1859 году несли службу 63 еврея, в 1897 году — 104. В самой же Пензе, согласно полицейским книгам учета, в 1864 году жили всего два еврея-отставника и портниха. В последующие годы сюда переселилось несколько еврейских семей. Среди тогдашних новоселов были уже не только ремесленники и купцы, но и выпускники университетов...
Нахман Лейбович Рабинович, купец 1-й гильдии, в 1898 году построил в Городищенском уезде лесопильный завод на 32 рабочих места. В 1902 году выступил соучредителем «Товарищества первой пензенской паровой фабрики гнутой венской мебели Рамимба», первоначальный капитал которого достигал 120 тысяч рублей.
Исаак Аронович Вальдман в 1886 году открыл на углу Московской и Нагорной улиц фотографию. За качество своих работ был награжден двумя золотыми и двумя серебряными медалями... Профессию погибшего в железнодорожной катастрофе отца унаследовал его сын, Борис Исаакович, тоже отмеченный золотой (1904) и серебряной (1909) медалями.
Ицхак Пинхасович Эльяшевич, часовых дел мастер, в царской армии служил ефрейтором. Его сын возглавлял общину до конца 40-х годов прошлого века...
Коренное население Пензы отнеслось к евреям дружески. Во второй половине XIX века богатые русские люди, приглашая к себе виноделов, портных, шляпниц, сапожников, помогали им избавляться от пут «черты оседлости». Знаменитый художник-передвижник Константин Аполлонович Савицкий, основавший в Пензе художественное училище, трижды обращался к властям с просьбой разрешить одаренному еврейскому мальчику переселиться в Пензу и добился своего...
Власти же вели за еврейскими поселенцами строгий надзор и использовали малейшую возможность приписать кому-нибудь нарушение режима: еврей сразу же выселялся из города без всякого имущества и права на возвращение.
ОТКРЫТИЕ СИНАГОГИ
В начале 90-х годов XIX века, когда численность еврейской общины в Пензе достигла 200 человек (около 20 семей), встал вопрос о строительстве синагоги. На это требовалось специальное разрешение, но его в то время могли получить лишь общины, насчитывавшие не менее 25 семей. Обойти строгое предписание помог счастливый случай, подробно описанный в записях летописца Пензенской общины Мордуха Певзнера.
В 1894 году, в день коронации Николая II, община послала ему поздравления и пожелания счастья. Царь написал в ответ: «Спасибо Пензенской еврейской кэгиле».
Местные власти не посмели поправить Государя, назвавшего малочисленную общину «кагалом», и разрешили пензенским евреям строить богослужебное здание для общественных молитв, чтения и толкования Талмуда.
Самый значительный вклад в строительство сделал Ицхак Мордухович Франт, первый председатель и староста общины, отслуживший 25 лет солдатом и вместе с женой приехавший в Пензу. Он, едва поступило разрешение, отдал под строительство синагоги свою только что приобретенную усадьбу на Рождественской улице. Ицхак Франт руководил постройкой культового здания, занимался внутренним оформлением синагоги, оснащением ее предметами культа. В 1900 году синагога была открыта. Двухэтажное кирпичное здание с толстыми (90 см) двойными стенами увенчивалось застекленным куполом. Площадь синагоги составила 150 квадратных метров, 50 квадратных метров добавляли к ней «хоры». Вмещало здание до 650 человек.
СТО С ЛИШНИМ ЛЕТ НАЗАД
В Пензе и в уездных городах губернии на рубеже XIX и XX веков трудились ремесленники-евреи более пятидесяти профессий: портные, заготовщики обуви, сапожники, картузники, часовщики, ювелиры, шляпники и т.п.; некоторые имели уже собственные мастерские. Купцов 1-й и 2-й гильдий насчитывалось среди евреев более тридцати. Были и евреи-врачи, фармацевты...
Религиозное и светское просвещение среди пензенских евреев значительно расширилось. Купец 1-й гильдии Ханан Пинес в 1905 году учредил еврейское благотворительное общество и открыл первую в Пензе национальную школу на 40 учащихся, где дети изучали идиш и русский язык, арифметику и еврейские обычаи. После трехлетнего обучения они могли поступить в первый класс гимназии или училища, где занимались вместе с русскими детьми.
Тогда же резко возросло число беженцев из «черты оседлости». Еврейская община Пензы всячески помогала им избежать высылки, закрепиться на новом месте, а затем и получить право на жительство. Возглавлял такую работу новый председатель общины Аарон Рапопорт, богатый купец, близкий к властям по своим торговым делам. К 1914 году еврейское население Пензы превысило уже 100 семей (более 1000 человек).
В начале Первой мировой войны в Пензу и другие населенные пункты губернии прибыло около 13 тысяч евреев — обитателей прифронтовой полосы, получивших приказ покинуть свои дома в течение 24 часов. Руководство Пензенской общины, образовав Комитет взаимопомощи, помогло голодным и оборванным изгнанникам, число которых многократно превышало все тогдашнее еврейское население Пензы, разместиться по жилищам и получить необходимую медицинскую помощь. Были открыты пять новых молитвенных домов, три светские и одна религиозная школы...
Февральская революция вселила в российских евреев большие надежды. Временное правительство, приняв Декларацию о равенстве гражданских прав, отменило «черту оседлости» и предоставило каждому народу право на автономию. В июне 1917 года в Пензе возникло автономное еврейское собрание, которое намеревалось устраивать национальные дела без вмешательства властей, по своему усмотрению. Но большевики, пришедшие к власти в октябре 1917 года, немедленно распустили все автономные собрания.
ЕВРЕИ И ПРОЛЕТАРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Октябрьская социалистическая революция внесла раскол в еврейскую общину — среди евреев нашлись как ее восторженные сторонники, так и яростные противники. Среди первых был, например, Наум Григорьевич Либерсон, чьим именем названа одна из пензенских улиц. Он возглавлял губисполком и во время восстания белочехов попал в заложники; при попытке к бегству его застрелили...
Состоятельные евреи потеряли свои фабрики, заводы, торговые дома, склады, магазины и были выброшены на улицу.
НЭП вернул еврейскую жизнь Пензы в обычную колею. Община привела в порядок кладбище, отремонтировала синагогу, где появился новый, образованный раввин Цви Бар Файнберг.
В октябре 1931 года вместе с шестью православными церквями синагога была закрыта. В ней попытались устроить детский сад, потом — районную библиотеку, затем здание передали клубу швейников. Позднее в нем размещались артель «Двигатель», Пензоблгазстрой и другие организации. Здание в тот период было перестроено до неузнаваемости: ликвидировали купол, достроили третий этаж...
Еврейская жизнь в Пензе почти полностью застыла. Молитвенные собрания проводились тогда на квартирах верующих, которые не раз настойчиво просили вернуть им синагогу, но непременно получали отказ. 9 августа 1945 года, правда, общине передали полуразрушенную после пожара сторожку, расположенную возле синагоги. До 1956 года и за это помещение горкомхоз взыскивал арендную плату. В течение сорока с лишним лет община не имела раввина, молитвы читал староста, Тору — те из прихожан, кто хорошо ее знал.
Только 16 июня 1993 года постановлением главы администрации Пензы здание синагоги было возвращено общине. Официальное открытие состоялось 18 декабря 1995 года — после капитального ремонта.
СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
Задолго до возвращения синагоги в Пензе появились энтузиасты, стремившиеся возродить религиозную и культурную жизнь общины. Усилиями большой группы активистов в 1989 году был основан Клуб еврейской культуры и было арендовано помещение, где отмечались еврейские праздники, разместился ульпан (школа по изучению иврита) для отъезжающих в Израиль.
Сегодня светские и религиозные еврейские организации Пензенской области объединены в центр «Атиква». В него входят волонтерская организация «Хесед Мордехай», клуб, воскресная детская школа, ульпан, мацепекарня, столовая для неимущих, службы помощи и проката медицинского оборудования, вокально-инструментальный ансамбль, библиотека... Все это сконцентрировано в помещении синагоги. Здесь же находится музей общины, которым заведует Бася Соломоновна Гугель, внучка упомянутого выше Мордуха Певзнера. На стенах — портреты участников Великой Отечественной войны, которые с оружием в руках героически защищали Родину. В областную Книгу Памяти внесены более 700 погибших на войне пензенских евреев.
Важной отличительной чертой Пензенской общины является наличие консультационного пункта — одного из немногих на территории России, где полностью и с соблюдением всех требований оформляются документы для выезда и поездок в Израиль. Такая помощь оказывается там и членам еврейских общин Мордовии и второго по величине города области — Кузнецка.
Активно функционирует в Пензе и Российский еврейский конгресс, деятельность которого в области координирует Евгений Вакуленко, одновременно преподающий в воскресной школе. Его жена, Галина Андреевна, заведует библиотекой и школой. Их сын, Сергей, прошедший в Иерусалимском университете подготовку по программе «Мелтон», возглавляет молодежную организацию «Бейт-Гилель».
«Международная еврейская газета»
|