«Еврейский Обозреватель»
АНТИСЕМИТИЗМ
7/170
Апрель 2008
5768 Адар 2

НЕ ТРОЖЬ «НАТЯНУТОЙ СТРУНЫ»

ИЛИ НЕМНОГО ОБ «ИРРАЦИОНАЛЬНОМ» АНТИСЕМИТИЗМЕ

МИХАИЛ ФРЕНКЕЛЬ

На главную страницу Распечатать

«Есть в мире много, друг Горацио, что непонятно нашим мудрецам» — любил говаривать принц датский Гамлет. О Дании я сегодня еще обязательно упомяну.   А  пока в извечных рассуждениях, что нам понятно,  а  что нет в антисемитизме, припомним одного из классиков марксизма.  А  именно ведущего из них — Карла (до крещения Мордехая) Маркса.

Вспомним по двум причинам. Во-первых, потому, что бывший Мордехай евреев не очень любил. Причем не как выкрест (он был убежденным атеистом),  а  потому, что евреи в его очень классовом сознании отождествлялись с «мировым торгашеством». Вот эту нелюбовь классика, простите за каламбур, классовой теории, к своему народу мы вполне можем объяснить некой иррациональностью природы юдофобии, на которую мы так часто любим ссылаться с философским стоицизмом. И действительно, бессмысленно отрицать существование подобного психологического феномена. У Маркса он, наверное, в подсознании был предопределен «комплексом несуществующей вины» (его крестили маленьким мальчиком). Можно было бы упомянуть еще немало людей, знаменитых и никому неизвестных, у которых антисемитизм стал проявлением их затаенных комплексов и пороков...

И все же, зная это, мы тем не менее имеем все основания утверждать, что самые страшные события в еврейской истории — от разрушения Храма до Холокоста — происходили как порождение замыслов негодяев, циничных и расчетливых, для которых преследование и уничтожение евреев было не всплеском эмоций,  а  осуществлением холодных политических планов. И даже самые «стихийные» погромы в царской России, как мы знаем, обычно были хорошо организованы и спровоцированы охранкой.

Впрочем, не имею я намерения в данной статье вести теоретические споры и глубинно-исторические исследования. Для журналиста всегда важна актуальность. И вот тут позвольте еще раз вспомнить товарища Маркса, совершенно справедливо заметившего, что история повторяется дважды. Первый раз в виде трагедии, второй раз — в виде фарса.

Да, трагическое в жизни нередко переплетается со смешным, драма с фарсом. Уже после нескольких просмотров популярнейшего телесериала «Семнадцать мгновений весны», в книге по истории Третьего рейха я обнаружил фотографию Генриха Мюллера. Настоящий начальник гестапо разительно отличался от образа «папаши Мюллера», сыгранного артистом в кино. Узкое лицо, змеиные, крепко сжатые губы и, главное, холодный и пронизывающий даже с фотографии взгляд. Теле-Мюллер в общем-то был болван. Настоящий группенфюрер ни за что бы не поверил во все эти сказки про отпечатки на чемоданах. Он был профессионал высокого класса, поэтому и сумел уже выслеженный советской разведкой улизнуть весной сорок пятого из Берлина. Но одну фразу из фильма настоящий гестаповец Мюллер вполне мог бы сказать. Это слова о том, что в грядущем для возрождения фашизма нужно будет обратить главный идеологический удар по тем, кто из-за возраста ничего не помнит и не знает и может стать легкой добычей для новых «фюреров». Собственно, здесь Юлиан Семенов ничего не придумал, он наткнулся на эти «размышления» в одном из нацистских документов.

Не знаю, как вам, но мне иногда кажется, что сценарий, завещанный «папашами-мюллерами», кто-то сегодня пробует осуществить. Причем в местах вроде бы совершенно неожиданных. Например, в Украине, положившей миллионы жизней ради победы над нацизмом. По ее улицам время от времени расхаживают юнцы со стилизованной свастикой на рукаве. Они поют песни и выкрикивают лозунги, которые Геббельсу очень бы пришлись по душе. Кое-кому из украинских политиков эта шпана тоже нравится. И они представляют ее как явление некоего «национального духа». С точки зрения недавней истории, просто дикая фантасмагория. Да только все дело в том, что, как уже говорилось, за спиной крикливых юнцов и нервных политиканов всегда оказываются весьма хладнокровные, расчетливые, но чудовищно циничные люди. Их цель — богатство и власть, и достигают они ее древним как мир, но от этого не менее эффективным путем: «Разделяй и властвуй».  А  разделять людей, как и многие века назад, удобней всего по национальному признаку,

Как-то знакомый киевский историк показал мне книженцию с претенциозным заголовком «Миф о Холокосте», написанную неким швейцарским «исследователем» и переведенную и изданную в Москве. Между прочим, это та самая книга, на которую ссылаются авторы антисемитских статеек и в Украине, утверждая, что «Холокост выдумали евреи». Главный «пафос» данного опуса все тот же, «геноцид, конечно, был, но цифры его сильно завышены». Словом, ничего нового и интересного.  А  интересно как раз другое — сама история написания книги, раскопанная дотошными журналистами. Когда спустя много лет после окончания войны стало известно, что некоторые швейцарские банки все эти годы хранили в сейфах ценности, отнятые фашистами у своих жертв, разразился крупный международный скандал. У банков потребовали отдать часть этих средств оставшимся в живых узникам гетто, концлагерей и людям, насильно пригнанным в Германию на рабский труд. Не всем банкирам эти требования пришлись по нутру, и вскоре не где-нибудь,  а  именно в Швейцарии появилось издание, в котором число жертв Катастрофы Второй мировой войны сильно приуменьшено. Зачем нужна была эта ложь? Ради сбережения денег. Так что, неправ был римский император Веспасиан. Деньги пахнут. В данном случае — кровью.

Однако чаще причиной разжигания межнациональной вражды все же становится борьба за власть, дающую и деньги, и многое другое. Вот почему, когда в том или ином государстве эта борьба резко усиливается, «неожиданно» возникают попытки обострить межэтнические отношения. Межнациональный мир — одно из немногих, достижений независимой Украины.  А  потому расшатывание его — одна из главнейших целей тех, кто желает дестабилизировать обстановку в стране, особенно в периоды предвыборных гонок. Иногда это проявляется как драма, иногда как откровенный фарс. И фарс весьма гнусный. Каким являются оголтелые юдофобские писания в ряде изданий. Их авторы, похоже, вообще не в ладах с реальными историческими фактами, но и с совестью в первую очередь. Тот, кто пишет, что в годы войны в Украину ворвалось 400 тысяч (!) евреев-эсэсовцев, принявшихся грабить и убивать, отлично знает, что вещает омерзительную ложь. Но он при этом хорошо помнит, что тот же Геббельс любил говорить — чем чудовищнее ложь, тем легче в нее верят.

В ответ на бредовые писания о «евреях-эсэсовцах» Виталий Коротич остроумно заметил: «Бывает, что-то одно: или ты еврей, или — служил в СС. Одновременно такого быть не может». И, тем не менее, газетные юдофобы не унимаются. Но отдадим себе отчет — они лишь марионетки в спектакле, который ставят некие «кукловоды», как всегда остающиеся за кулисами.

Беда, однако, в том, что фарс как учит нас история, может очень быстро переходить в трагедию. И в очень большую. Лидеры Веймарской республики оценили как опереточный гитлеровский «пивной путч» в начале двадцатых годов прошлого века. Но уже вскоре в Германии не было ни этих лидеров, ни самой республики. Об этом с тревогой вспоминаешь, когда читаешь все учащающиеся сообщения о нападениях бандитов-расистов, почему-то называющихся звучным иностранным словом «скинхеды», на улицах городов Украины на людей с другим цветом кожи и разрезом глаз. Занятой мелочными разборками между собой нашей политической «элите» явно нет дела до этой нарастающей напасти.  А  остающаяся в такой ситуации «крайней» милиция находит уход от проблемы в определении этого беспредела, как «хулиганских действий» или «драки из-за девушки». Ну, как тут не заметить, что тот, кто при опасности зарывает голову в песок, рискует ее потерять.

Мысленно перекидывая мостик от событий минувшей войны к современности, я вспоминаю разговор, произошедший у меня во время международной конференции на родине принца Гамлета с одним депутатом датского парламента. Я и раньше знал историю спасения подавляющего большинства датских евреев от фашистов. В ночь накануне депортации евреев в концлагеря их переправили через пролив в нейтральную Швецию. Но более всего поразило меня в этой истории не то, что нашлись смельчаки, решившие спасти от смерти своих сограждан,  а  то, что, хотя об этой благородной акции знали очень многие люди, никто не донес в гестапо.

И еще об одном случае поведал мне депутат. В былые времена датчане часто воевали с немцами за приграничные территории. И вот во время одной из битв командовавший датской армией военачальник вынужден был со своими солдатами отступить. В тогдашнем датском парламенте долго шло обсуждение случившегося. Военачальника упрекали за разное. Не упрекали его только за одно, что он — еврей.

После этого разговора были еще встречи и дискуссии, и я вдруг понял датчан. Дело вовсе не в евреях,  а  просто они не считают людей других национальностей, проживающих в их стране, чужаками. Евреи для них тоже свои, только другого вероисповедания. Своих и спасали в войну, не дают в обиду и сегодня. И я не удивлен, что нынешняя Дания, при мизерности экономических ресурсов, — страна, где люди живут богато и не обвиняют озлобленно друг друга в курчавости волос или «неправильном» строении носа.

К великому сожалению, все эти прекрасные поступки были редкостью на огромной территории бывшей империи, где веками воспитывалась рабство и ненависть к «чужакам». Причем делали это не только сатрапы, но и иные «душки-либералы». В одном из произведений автора, считающегося классиком украинской литературы XIX века, читаем высказывание главного персонажа о том, что для счастья народного необходимо «відібрати шинки від жидів і віддати людям». Здесь интересны не только наивные, с точки зрения любой политэкономии, мысли, но и само семантическое противопоставление понятий «жиды» и «люди». Нет, очень, очень рационально внедрялся в народный менталитет «иррациональный» антисемитизм.

«Чересчур натянутая струна лопается», — говорил древний мудрец. Национальный вопрос — это как раз такая струна. С ней нужно обращаться очень осторожно.

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2008 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org