«Еврейский Обозреватель»
ГЛАВНАЯ
8/171
Апрель 2008
5768 Нисан

ЗАГАДКА КОВЧЕГА

АВРААМ АБУЛАФИ

На главную страницу Распечатать

Есть исторические загадки, решением которых занимаются и профессионалы, и любители, и даже те, кто лишь краем уха слышал о существовании проблемы. Есть загадки, настолько интересные и удивительные, что не пытаться их разгадать может лишь человек, очень не любознательный, живущий сегодняшним днем, и мы надеемся, что среди наших читателей таких нет. Если сказать точнее — среди людей, живущих сегодняшним днем, вряд ли есть наши читатели.   А  если вам интересны вечные, как мир, загадки, то вот одна из них — тайна исчезновения Ковчега Завета.

Вся история еврейского народа связана с историей Ковчега Завета, в котором находились скрижали, полученные Моисеем на горе Синай.

Что представляет собой Ковчег?

«Пусть построят ковчег из дерева ситтим (пустынная акация), длина его два с половиной локтя, и ширина его полтора локтя, и высота его полтора локтя; пусть обложат его чистым золотом изнутри и снаружи, и пусть отольют четыре кольца золотые и утвердят их на четырех нижних углах: два с одной стороны, два — с другой. И пусть сделают четыре шеста из дерева ситтим и обложат их золотом. И пусть вложат шесты в кольца, по обе стороны ковчега, чтобы носить его и пусть шесты остаются в кольцах и никогда не вынимаются оттуда. В ковчег же пусть положат откровение, которое я вам дал. И пусть сделают крышку из чистого золота, длина ее два с половиной локтя, и ширина ее полтора локтя. И пусть сделают двух золотых херувимов на обоих краях крышки. Пусть будет один херувим на одном краю крышки,  а  другой пусть будет на другом краю крышки. И пусть херувимы широко распростертыми крыльями осеняют крышку, и пусть они обратятся лицом друг к другу, лицом к крышке. И этой крышкой пусть закроют ковчег,  а  в ковчег пусть положат откровение, которое я вам дам. Оттуда, с крышки ковчега Завета, я буду говорить с тобой обо всем, что будет заповедано народу Израиля» (Исх., 25: 10–40).

Судьба Ковчега достаточно странна. Ковчег долго находился в Шхеме, оттуда по приказу царя Давида был доставлен в Иерусалим. Напомним одну, на первый взгляд, незначительную деталь, связанную с переездом. Начали везти Ковчег на быках, но те отказались идти и остановились у дома левита. Оттуда на плечах левитов Ковчег был доставлен в Иерусалим. С тех пор людьми, носившими Ковчег, были только левиты, одетые в специальные одежды.

В дальнейшем, после окончания строительства Храма царем Соломоном, сыном Давида, Ковчег установили в месте, названном Святая Святых. Туда раз в год, в Йом Кипур, входил первосвященник, одетый в специальные одежды.

Почему ваше внимание акцентируется на этих, казалось бы, малозначительных деталях?

Среди легенд, касающихся царя Соломона, существует целый цикл, связанный с приездом к нему эфиопской царицы Савской. В эфиопском эпосе «Бутрук сале» рассказывается о том, что царица родила Соломону сына Малека, который приезжал в Иерусалим и был принят Соломоном. Далее рассказывается о похищении Ковчега Малеком.

По следам этой легенды в Эфиопию устремилось немало авантюристов, но нигде и никто не мог указать им место нахождения Ковчега. Священники достаточно долго морочили европейцам голову, но ничего, хотя бы отдаленно похожего на Ковчег, показать не могли.

Возникает вопрос: для чего это было сделано? Быть может, это был ложный след? Если так, то он кому-нибудь был нужен?

За все время между Первым и Вторым Храмами Ковчег активно проявил себя только один раз, когда ассирийский царь Санхериб двинул огромную армию на Иудею, разоряя все на своем пути. Эта огромная, хорошо оснащенная армия пришла к стенам Иерусалима. Под предводительством царя Хизкии народ мужественно сопротивлялся, но, казалось, Иерусалим должен был пасть.

И тут происходит событие, которое не поддается истолкованию. В один день всю армию захватчиков поражает неизвестная болезнь. Наскоро похоронив десятки тысяч умерших, Санхериб покидает осажденный город.

Современные археологи подтвердили, что подобное событие действительно происходило. Таково было, вероятно, влияние Ковчега Завета.

Ковчег был не единственным предметом, обладающим такими необыкновенными свойствами. Так, в индийском эпосе «Махабхарата» сказано об оружии, «убивающем плод в материнском чреве». Если люди узнают о том, что должно быть применено подобное оружие, «они срывают с себя все металлическое, что на них было, прыгают в реку и тщательно моют все, к чему прикасались...» Под воздействием этого оружия «выпадают волосы и ногти на руках и ногах. Все живое... бледнеет и слабеет»

В «Махабхарате» встречается выражение, аналогичное тому, что говорят те, кто наблюдал взрыв водородной бомбы на атолле Бикини: «Ослепительно сверкающее облако, в десять тысяч раз ярче солнца, превратившееся в бесконечное сияние и обратившее город в пепел...».

Но вернемся к истории Ковчега. После падения Первого Храма вавилонская армия во главе с Навуходоносором разрушила город,  а  большую часть его жителей как рабов отправила в Вавилон. Косвенные данные говорят о том, что Ковчег со всеми драгоценностями Храма был также переправлен в Вавилон. Судьба евреев в Вавилоне была печальна, не зря там был написан псалом:

«На реках вавилонских –там сидели мы и плакали,вспоминая о Сионе.Среди вербповесили мы наши арфы.Ибо там пленившие настребовали от нас слов песнии притеснители наши — веселия:« Спойте нам из песен Сионских!»Как нам петь песню Господнюна земле чужой?Если я забуду тебя, Иерусалим,да забудет моя правая рукаискусство свое.Да прильнет мой язык к гортани,если не вспомню тебя,если не поставлю Иерусалимвыше веселия моего».

Изгнанники сохранили свои традиции и не растворились среди местного населения, несмотря на то, что Вавилонское царство было одним из центров культуры. Достаточно заметить, что большинство построек в городе были из камня. В центре возвышалась реконструированная Вавилонская башня.

Страна переживала свой расцвет. Вавилон был центром мира и культуры. И никому не могло прийти в голову, что близок конец этого огромного, великолепного царства.

После смерти Навуходоносора империя начала клониться к закату. Ко времени прихода к власти Валтасара на отрогах Иранских гор появилось и возмужало молодое Персидское царство, царь Кир с невероятной легкостью расправился с развращенным и опустившимся войском царя, больше думавшего об удовольствиях, чем о спасении царства. Захватив огромную территорию, Кир проявил себя как деятельный администратор и весьма терпеливый правитель. Вскоре он издал указ, позволяющий евреям вернуться на родину.

42 тысячи изгнанников вернулись в Землю Израиля. И, прежде всего, воздвигнув жертвенник для богослужения, принялись отстраивать Храм. Ковчег вновь оказался в Святая Святых.

Несмотря на постоянные потрясения, вплоть до правления Антиоха Епифана Храм никто не трогал. Антиох решил запретить иудаизм, что привело к восстанию Маккавеев, которое завершилось изгнанием греков из страны и восстановлением оскверненного Храма.

Во времена правления Ирода Храм был реконструирован, расширен и украшен. Усовершенствование Храмового комплекса происходило на протяжении всей жизни царя, начавшись в 20-е годы до н.э. и закончившись уже после его смерти в 4г. до н.э.

Отстроенный Иродом, Храм был великолепен. По всему Ближнему Востоку прокатилась весть о его величии. Храм был исполнен в греческом стиле, как и все постройки Ирода.

Став Римской провинцией, Иудея постоянно бурлила от восстаний.

И мы снова сталкиваемся с загадкой Ковчега. Открытие Кумранских рукописей породило легенду о существовании секты ессеев, которые вели монашеский образ жизни, общались с Иисусом и т.д. Если исходить из списка известных свитков, найденных в Кумране, можно предположить, что ко времени Иудейской войны часть свитков из Храма,  а  впоследствии и Ковчег Завета, были спасены священниками и спрятаны в пещерах Мертвого моря.

Когда Иерусалим пал,  а  Второй Храм был разрушен, среди трофеев победителей Ковчега не было. Благодаря скрупулезности описаний Иосифа Флавия, мы точно знаем, что Тит захватил Менору, Золотые столы, Золотые хлеба и многое, но какова же судьба Ковчега?

Перенесемся в более поздний период истории — cредневековье. Средние века в обыденном представлении — время упадка и дикости. Однако, это время известно и своими постоянными связями между Западом и Востоком. Гарун аль Рашид послал в подарок Карлу Великому маятниковые часы, шелк из Китая можно было встретить на всех рынках Европы, паломники и купцы Италии и Испании проникали далеко на Восток. Трубадуры и мейстерзингеры начинают петь баллады о святом Граале.

Что собой представлял этот предмет, никто толком не знает: в одних балладах это чаша, в других камень, в третьих — ящик. Благородные рыцари отправляются на поиски священного предмета, который можно только увидеть.

Но баллады вскоре обретают жизнь. После опустошительной черной чумы и диких еврейских погромов тысячи проповедников устремились на Восток, в Святую Землю освобождать Гроб Господень от неверных. На Константинопольском соборе Папа Урбан провозглашает крестовый поход.

После завоевания Иерусалима Балдуин выбирает очень странное место для своей резиденции. Это Храмовая гора. Через некоторое время к нему прибывают семь рыцарей с просьбой обследовать гору. До сих пор любопытным туристам показывают туннель тамплиеров.

Именно так св. Бернард прозвал этих рыцарей. После того, как рыцари провели свои поиски и вернулись во Францию, орден внезапно разбогател и через некоторое время стал одной из внушительных сил в Европе. Известны связи тамплиеров с восточными князьями,  а  также их интерес к иудаизму.

Предположение о том, что тамплиеры нашли Ковчег, могло бы оказаться справедливым, если бы не одно обстоятельство. Крестовые походы продолжаются. Значит, следует предположить, что цель не была достигнута, Ковчег не был найден.

Историки недоумевают, почему один из походов был направлен против Византии. Но если отбросить политическую подоплеку, то можно предположить, что в Византии искали Ковчег Завета.

Но самым интересным для нас является поход против альбигойцев — так называемые внутренние крестовые походы. Альбигойская ересь начала теснить католическую церковь, и был объявлен поход против еретиков. Такова официальная версия. Заметим, однако, что на юге Франции в то время находилась значительная еврейская колония, и до прихода туда крестоносцев это место было сосредоточением науки и искусства. Именно здесь народ отличался большой веротерпимостью. Перед самым падением Монсегюра альбигойцы бежали по подземному ходу, унеся свои сокровища.

Побег альбигойцев не вызывает сомнений, но что за сокровище они унесли? Не имело ли оно непосредственное отношение к Ковчегу? И если так, то где Ковчег мог оказаться потом?

С VII по X век между Кавказом и Волгой существовала Хазарская империя (каганат), которая сыграла важную роль в жизни средневековой Европы. Занимая стратегическое положение между Черным и Каспийским морями, она играла роль буфера, защищая Византию от вторжения варварских племен.

После смерти Магомета (632 г.) армия Халифата, прорываясь на север и сокрушив две империи, достигла Кавказа. Стоило армии преодолеть этот барьер, и путь в Восточную Европу был бы открыт. Однако хазары эту экспансию остановили.

Не приходится удивляться тому обстоятельству, что после победы хазар над арабами в 732 году Константин V женился на хазарской принцессе. Со временем у них родился сын, который стал императором Львом IV, известным под именем Льва Хазарина. В 740 году каган и его верхушка перешли в иудаизм.

Находясь между христианской Византией и исламским Халифатом, каганы обращались и к тем, и к другим с просьбой прислать своих представителей и описать преимущества своих религий. Но политический выбор был сделан. То, что еврейская диаспора в Каганате играла значительную роль, у современных западных историков не вызывает сомнений. Согласно аль-Масуде, ситуация выглядела таким образом: «Жители столицы — мусульмане, христиане, иудеи и язычники. Иудеями являлись царь, его окружение и хазары его рода. Царь принял иудейство во время правления Гарун аль-Рашида. Ряд евреев примкнули к нему из других мусульманских стран и Византийской империи...»

Для нас очень важно свидетельство ибн Фаллада о том, что Хазария вела обширную торговлю с Средней Азией, Грузией, Персией, Византией, были в Хазарии и купцы из Европы. Это объясняет тот путь, который в свое время проделал Ковчег, доставленный в Хазарию и находившийся там достаточно долго.

Затем следы Ковчега снова теряются.

Поищем его следы в более поздней эпохе.

Более загадочной и неоднозначной фигуры в истории географических открытий, чем Христофор Колумб, трудно назвать. Это человек, о котором ничего нельзя сказать с уверенностью, но известно, что он происходил из крещеной венецианской семьи. Он предлагал свои услуги по открытию нового торгового пути в Индию сначала Португальской,  а  затем Испанской короне. Он ведет караван по проложенному маршруту. Карты, которые были у него, составлены на иврите. Финансировали экспедицию испанские евреи. Событие это совпало с изгнанием евреев из Испании, когда вся Европа была охвачена ненавистью к евреям.

Не можем ли мы предположить, что во время одной из экспедиций Колумба Ковчег Завета был доставлен в Америку? Там он находился достаточно долго. Вспомните: сменится лишь одно поколение, и США провозгласят Декларацию независимости. Евреи, составившие ее, будут большинством.

Неужели Ковчег до сих пор находится в США?

 А  может быть, Ковчег Завета находится в пределах Израиля. Но где, в каком месте? На Храмовой горе? В Хевроне? В пещерах Мертвого моря?

История Ковчега Завета еще не окончена.

Иудея.Ру
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2008 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org