«Еврейский Обозреватель»
ЕВРЕЙСКИЙ МИР
10/173
Май 2008
5768 Ияр

ЕВРЕИ ВЕНЕСУЭЛЫ. ОТ ЛЮБВИ К НЕНАВИСТИ...

ВИКТОР СНИТКОВСКИЙ

На главную страницу Распечатать

Еврейская история Венесуэлы началась, когда наши соплеменники впервые появились в приморском городе Коро в 1820 году, вскоре после того как в стране была провозглашена свобода вероисповедания. В 1832 году еврейская община в городе основала еврейское кладбище. Городом и портом управляли тогда голландцы, которые радушно приняли группу сефардских евреев из своей колонии на острове Кюрасао.

В XIX веке в страну прибывали евреи, в основном португальского происхождения, с Карибских островов. Кто, как говорится, с корабля на бал, а евреи сразу же приняли активное участие в Войне за независимость испанских колоний в Америке (1810–1826 гг.) в составе армии Симона Боливара. Еврейский энтузиазм в данном случае не удивляет, ибо независимость позволяла надеяться на освобождение от мертвой хватки испанских иезуитов. Одним из наиболее прославленных героев в армии Боливара стал генерал Хуан (Исаак) де Сола (1795–1860 гг.). Известно, что он потерял руку в битве при Карабобо в 1821 году, где были разгромлены основные силы испанской армии.

Увы, первые немногочисленные евреи быстро растворились в христианской среде. Что касается наших соплеменников из города Коро, то через 28 лет численность еврейского населения там достигла 168 человек, но они все вернулись на остров Кюрасао в 1848 году (голландцев тогда лишили права на управление портом), так как свобода вероисповедания в Венесуэле была лишь в конституции...

Английские источники указывали на более раннее присутствие евреев в Венесуэле: мараны появились в Каракасе и Маракайбо в середине XVII века. В 1693 году группа маранов переселилась из Каракаса в город Тукас. Именно в Тукасе мараны впервые в Венесуэле получили возможность открыто исповедовать иудаизм. Но со временем и эти евреи растворились в христианском окружении.

Кроме того, нужно отметить, что в конце XIX века наиболее благоприятной страной для эмиграции в Южной Америке была Аргентина, где уже образовалась довольно большая еврейская община. Венесуэла стала привлекать евреев чуть позже, когда власти в Буэнос-Айресе ужесточили иммиграционное законодательство.

В начале ХХ века в Венесуэлу начали иммигрировать евреи из Северной Африки. Они-то и положили начало современной еврейской общине. Евреи из Бессарабии стали селиться здесь с 1926 г., а из Центральной Европы — после 1934 г. В середине 1930-х местное правительство ограничило иммиграцию евреев. В октябре 1950-го в Венесуэле жили пять-шесть тысяч евреев. В 1957 — 59 гг. был разрешен въезд в Венесуэлу примерно тысяче евреев из Египта и Венгрии.

Значительное число евреев иммигрировало в Венесуэлу из других стран Южной Америки. В 1972 г. еврейское население в государстве достигло 15 тыс., большинство из которых проживали в Каракасе. К концу 1970-х численность евреев Венесуэлы составила около 17 тысяч человек, к концу 1980-х годов — около 20 тысяч.

В 1998-м, когда президентом стал поклонник Фиделя Кастро Уго Чавес, еврейская община насчитывала 30 тыс. чел. С тех пор численность евреев в стране начала быстро снижаться.

Кроме Каракаса, евреи живут также в городах Маракайбо, Парламар, Маракай, Валенсия, Пуэрто-ла-Крус, Сан-Кристобаль (в каждом из них есть синагога и община), Коро. В Каракасе две общины — сефардская и ашкеназская (примерно равные по численности), синагоги (всего в стране их 15, причем 14 — ортодоксальных и одна — хасидская) и еврейские культурные центры. В Коро, из-за малочисленности общины, синагога превращена в Еврейский музей. Кошерная еда продается в еврейских продуктовых магазинах Каракаса.

В столице страны — Каракасе — первая синагога была построена лишь полвека назад, в районе El Conde. Затем в столице были построены еще 10 синагог. Евреи проживают в районах San Bernardino, La Florida, Altamira, Los Palos Grandes и Los Dos Caminos. Эти красивейшие районы столицы ныне охраняются частной еврейской полицией. Сегодня в Каракасе функционируют 4 миквы и 4 еврейских кладбища. Работают две еврейские средние школы «Герцль-Бялик» с филиалами-иешивами «Явне» и «Рамбам». В городе Маракайбо также есть еврейская средняя школа — «Билу». Эти школы, деятельность которых с 1973 г. координирует и финансирует Комитет по общинному образованию, посещают около 75 % еврейских детей Венесуэлы.

Большая часть евреев Венесуэлы принадлежит к высшему и среднему классам. Среди них много писателей, бизнесменов, врачей и адвокатов. В Каракасе действуют Культурный центр имени Шолом-Алейхема, объединяющий любителей языка и литературы на идиш, Центр информации и еврейской культуры, спортивный клуб «Эбраика». В 1982 г. в университете Каракаса открылась кафедра еврейской цивилизации, тогда же в городе был создан центр по изучению истории и культуры сефардов. В стране выходит несколько еврейских газет и журналов, по радио транслируется программа «Shalom».

Евреи Венесуэлы поддерживают тесную связь с Израилем и оказывают ему значительную финансовую помощь. Несколько сот добровольцев из Венесуэлы прибыли в Израиль после Шестидневной войны: они просто не успели до окончания кратковременной военной кампании.

В 1972 кардинал Кинтеро выступил в защиту религиозных свобод евреев СССР и их права на выезд в Израиль. В 1970 - 80-х гг. в стране активно действовал Постоянный комитет по защите еврейского меньшинства в Советском Союзе.

В 1970–80-х гг. Израиль оказывал Венесуэле помощь в обучении специалистов, осуществлении ряда проектов развития хозяйственной инфраструктуры.

В ноябре 1975 г. представитель Венесуэлы в ООН воздержался при голосовании по резолюции, квалифицировавшей сионизм как форму расизма. Тогда в Каракасе прошли митинги протеста против этой резолюции, и был создан Венесуэльский комитет еврейской солидарности. В 1983 г. правительство страны отказалось официально признать Организацию Освобождения Палестины и не разрешило ей открыть представительство в Каракасе. В конце 1980-х гг. венесуэльский парламент осудил резолюцию ООН о сионизме, а в декабре 1991 г. делегация Венесуэлы в ООН проголосовала за ее отмену. Все изменилось с приходом на пост президента Уго Чавеса.

С конца 1990-х наблюдается рост антиеврейских настроений в Венесуэле, в основном со стороны ультралевых группировок и мусульман. В мае 1998-го в газете El Universal была опубликована статья «Соединенные Штаты — сателлит Израиля», в которой утверждалось, что еврейские организации США определяют политику конгресса. В скором времени Чавес назначил автора статьи — Т. Харди послом Венесуэлы в США.

Первые антисемитские публикации с «теоретическим» уклоном появились в 1999 году в двух наиболее популярных газетах — El Universal и El Nacional. В первой профессор философии Луис-Кастро Лива поставил под сомнение патриотизм венесуэльских евреев. В El Nacional журналист Карлос Соурс повторил старые антиеврейские измышления.

В 2004 году под предлогом того, что к убийству главного прокурора Венесуэлы якобы причастны спецслужбы Израиля, был проведен обыск в еврейской школе в Каракасе. В рождественской речи 2004 года венесуэльский президент заявил, что «некоторые немногочисленные нации, например, евреи, плохо влияют на здоровье всего мира».

В июле 2006 года во время Второй ливанской войны Чавес назвал Израиль «нацистской страной», а газета El Diario de Caracas потребовала изгнать евреев из Венесуэлы. В то же время ХАМАС и Хизбалла свободно ведут свою пропаганду в Каракасе и других городах страны. Стены домов в мусульманском районе западного Каракаса — Сatia — сплошь обклеены плакатами и фотографиями обнимающих друг друга Чавеса и Ахмадинеджада. Впрочем, президент Конфедерации еврейских ассоциаций Венесуэлы Фред Пресснер в своих выступлениях обычно отзывается о Чавесе положительно, дабы не навлечь на общину репрессий.

«Еврейский мир»
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@  jewukr .org
© 2001-2008 Еврейская Конфедерация Украины - www. jewukr .org