«Еврейский Обозреватель»
ЕВРЕЙСКИЙ МИР
12/175
Июнь 2008
5768 Сиван

ЕВРЕИ КОЛУМБИИ

ВИКТОР СНИТКОВСКИЙ

На главную страницу Распечатать

Документы о рождении одного из завоевателей Америки, Гонсало Хименеса де Кесада, не сохранились. Предполагают, что он родился между 1494 и 1509 годами. Известно, что его родители были маранами. Отец Гонсало был преуспевающим торговцем тканями,   а  сам он учился в знаменитом Саламанкском университете, которому уступала тогда парижская Сорбонна. Чтобы поправить семейные дела, Гонсало Кесада, образованный человек, владеющий многими языками, вместе с двумя младшими братьями отправился за океан, сначала старшим судьей экспедиции,  а  затем ее главой. К этому времени он уже был известен в Испании как поэт и прозаик и продолжал заниматься литературой в годы своих экспедиций. Историки литературы считают, что он стал прототипом Дон Кихота Сервантеса.

Итак, Гонсало Хименес де Кесада стал конквистадором «по несчастью», но талантливый человек обычно успешен в разных областях. Поэтому губернатор города Санта-Марты доверил Кесаде руководство экспедицией в глубь Южной Америки на поиски Эльдорадо. С этого момента началось восхождение сына марана к вершинам славы.

В 1536 году отряд Кесады двинулся вверх по реке Магдалене, вступив в совершенно неизвестные европейцам земли. Спустя месяц экспедиция достигла обширного плоскогорья. Неизвестная страна была покрыта полями кукурузы и картофеля. Индейцы Муиска из группы племен Чибчи жили в деревянных или глинобитных домах с очень простой обстановкой. Сильное впечатление на испанцев произвели их деревянные примитивные храмы, крытые золотыми пластинками. Муиски сами не добывали золота,  а  получали его от других племен в обмен на изумруды, соль и хлопчатобумажные ткани. В обработке золота они достигли большого искусства, в их святилищах и могильниках было много изумрудов и золотых изделий. В апреле 1537 г. отряд Кесады вступил в столицу страны муисков.

Проведя там месяц и не найдя никаких сокровищ (вождь Тискесуса успел их вывезти), Кесада решил отправиться в горы на поиски изумрудных копий. Он собрал немалые сокровища и в 1538 году основал новый город Санта-Фе-де-Богота. Впоследствии он получил право на собственный герб и стал маршалом королевства Новая Гранада.

В памяти колумбийцев этот католик, родившийся в еврейской семье, остался славен тем, что именно он заложил Боготу — сегодня это столица республики Колумбия, что раскинулась на землях, которые открыл Гонсало Хименес де Кесада. Сейчас его прах в бронзовом саркофаге покоится в Кафедрале Боготы — одного из красивейших городов в Южной Америке. Его имя жители страны чтят как основателя города и отца колумбийской нации.

Во времена Кесады жить евреям в Колумбии было опасно. Так, в период 1610– 1781 годов суд инквизиции в городе Картахена предал сожжению 800 человек по обвинению в тайном исповедании иудаизма. Вот почему многие из потомков первых еврейских поселенцев приняли католичество. После того как Симон Боливар в 1819-м упразднил инквизицию в Латинской Америке, евреи в Колумбии начали селиться открыто. Правда, окончательное отделение религии от государства произошло спустя почти два века — лишь в 1991-м. В этом же году все зарегистрированные религиозные учреждения были освобождены от уплаты налогов. Однако еврейские общины от этой льготы отказались. В 1853 г. евреи Барранкильи получили от правительства участок земли под кладбище. В 1867 г. в Барранкилье,  а  в 1871 г. в городе Риоаче открылись школы Альянс исраэлит.

После Первой мировой войны в Колумбию прибыли сефарды из Греции, Турции, Северной Африки и Сирии. Они занимались торговлей и основали в Барранкилье две шелкопрядильные фабрики. В 1921– 1922 гг., после введения ограничений на иммиграцию в США, начался приток в Колумбию евреев из Восточной Европы. В 1933-м сюда начали прибывать еврейские беженцы из нацистской Германии. Два года спустя в Колумбии жили 2045 евреев. В 1938 году власти ограничили иммиграцию. Тем не менее численность евреев в стране возросла до шести тысяч.

Большинство еврейских иммигрантов занимались тогда торговлей, ремеслами и работали в легкой промышленности. Некоторые из них, преуспев, основали крупные текстильные и мебельные фабрики и внесли большой вклад в развивающуюся экономику страны. Антисемитизм, насаждавшийся в Колумбии через немецкое посольство местными нацистами с середины 1930-х гг. и подхваченный официальными газетами «Эль Эспектадор» и «Эль Тьемпо», особенно расцвел во время и после Второй мировой войны. В апреле 1948-го в Боготе произошел погром: было разгромлено и разграблено около 130 еврейских лавок. В 1983 году в городе Барранкилье взрывом была повреждена синагога Бет-Эль, но это уже дело рук арабских экстремистов. В еврейской школе в Боготе, основанной в 1948 г., учатся около половины всех еврейских детей Колумбии. Преподавание ведется на испанском языке, но дети изучают и иврит. В школе отмечаются традиционные еврейские праздники, День независимости Израиля и годовщина восстания в Варшавском гетто. В городе Кали есть еврейская школа имени Хорхе Исаака (1837–1895) — классика колумбийской литературы. В городах Барранкилье и Медельине также имеются еврейские школы. Во всех школах преподают учителя из Израиля.

Сейчас в Колумбии существует ложа Бней-Брит, спортивное общество «Маккаби», ВИЦО (Международная женская сионистская организация) и др. После Второй мировой войны в Боготе была основана Федерация еврейских общин — филиал Всемирного еврейского конгресса.

Сефарды, немецкие и восточноевропейские евреи имеют свои отдельные общинные учреждения. В начале 2000-х гг. в Колумбии функционировали девять синагог, четыре из них находятся в Боготе. Издаются две еврейские газеты на испанском языке: «Менора» (с 1950 г.) и «Идеал». Евреи Колумбии практически не участвуют в политической жизни страны.

Президент Centro Israelita de Bogota Абрахам Менаше Фефер считает, что пик численности еврейской общины страны достиг в 1970-х годах около 12 тысяч человек. В целом в стране образ жизни соответствует строгим католическим канонам. Поэтому в некотором смысле наши немногочисленные религиозные единоверцы чувствуют дискомфорт. В Колумбии живут несколько десятков тысяч арабов, здесь нет столь дружелюбных контактов, как в бывшей части Колумбии — Панаме, но отношения в целом мирные.

В сентябре 2003 г. террористами колумбийской (маоистского толка) Армии национального освобождения (FARC) были захвачены семь иностранных туристов, среди них шестеро израильтян. В 2005 году колумбийская армия по приказу правительства сумела вытеснить террористов в непроходимые джунгли.  А  те переместились еще дальше — в приграничные территории Венесуэлы и Эквадора, где у власти находятся Уго Чавес и Рафаэль Коррера. В начале марта колумбийская армия нанесла удар с воздуха по базе террористов в Эквадоре,  а  затем послала туда небольшой отряд спецназа, чтобы захватить документацию бандитов. Как выяснилось из трофейных документов, Чавес передал колумбийским террористам 300 млн. долларов. Базы колумбийских террористов расположены в Эквадоре. Сейчас у террористов в заложниках находятся около семисот человек. В грязных поставках оружия колумбийским террористам принимал участие российский бизнесмен Виктор Бут, связанный с верхушкой российской армии и ФСБ.

В последние десятилетия в Колумбии отсутствует проявление антисемитизма. После Шестидневной войны 62 молодых еврея приехали из Колумбии в Израиль как добровольцы. Дипломатические отношения между Колумбией и Израилем на уровне посольств были установлены в начале 1950-х гг. Многие колумбийцы проходят техническую подготовку в Израиле. Ими создана организация «Шалом».

Крупнейшие города страны — Богота, Картахена, Медельин, Кали — имеют много красивых современных зданий и районы старинных очаровательных улочек, где время замерло еще три-четыре века тому назад. Где-то здесь жили первые евреи Колумбии, о которых можно узнать лишь по камням на еврейских кладбищах.

«Еврейский мир»
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2008 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org