«Еврейский Обозреватель»
ИЗРАИЛЬ
13/176
Июль 2008
5768 Тамуз

КОГДА ВРАГИ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ

ИРИНА ПЕТРОВА

На главную страницу Распечатать

Пока американская администрация строит фантастические прожекты вроде примирения Израиля и палестинцев за один день, на регион надвигается другое примирение — не столь быстрое, зато очень опасное. Речи лидеров ФАТХа и ХАМАСа полны громких фраз о «национальном единстве» и «новом позитивном духе».

До сих пор ни одна сторона не желала идти на уступки, прекрасно понимая, что в арабском мире никто не оценит проигравшего. Однако теперь глава администрации Газы Исмаил Хания сам говорит о возврате   к  ситуации, предшествовавшей захвату власти ХАМАСом в секторе в июне 2007-го. Его оппонент Махмуд Аббас, в свою очередь, готов  к  переговорам без предварительных условий и скромно называет «разногласиями» то, что прежде именовал путчем.

У этого неожиданного дружелюбия есть несколько причин. Одна из них — неожиданное падение популярности ХАМАСа. Согласно последним опросам, Абу Мазен получил бы сегодня голоса 52% палестинских избирателей, а Исмаил Хания — только 40%. Если бы в роли кандидата от ФАТХа выступал отбывающий ныне срок в израильской тюрьме Маруан Баргути, то голоса распределились бы так: 43% — ФАТХ и 31% — ХАМАС.

Эти цифры — страшный сон Израиля. Представим себе, что враждующим течениям удалось договориться. Первое, что они делают, — с новыми требованиями приступают  к  переговорам с Израилем, при этом Аббас будет выступать и от имени ХАМАСа тоже.

 К  требованиям же добавится необходимое условие — освобождение Баргути. Можно представить себе, какое давление испытает Израиль, если судьба урегулирования окажется в зависимости от свободы одного человека — террориста с кровью на руках. Баргути выйдет из тюрьмы, возглавит автономию, и Иерусалиму придется иметь дело уже не со слабым Абу Мазеном, а с лидером жестким, сильным, настроенным на уничтожение Израиля, но достаточно умным, чтобы не говорить об этом вслух.

До сих пор мы полагали, что, атакуя ХАМАС в Газе, оказываем услугу Абу Мазену. Однако в последнее время Аббас стал выступать против операции ЦАХАЛа в Газе. Вероятно, он понял, что население вряд ли отнесется благосклонно  к  новой власти, пришедшей в Газу на израильских «штыках». Куда выгоднее захватить власть мирным путем. Тем более, что оппоненты сейчас провозглашают принцип «нет ни победителя, ни побежденного».

Израиль, таким образом, припирают  к  стенке. С одной стороны, исламисты своими непрестанными терактами вынуждают его  к  примирению. Если эти вылазки приведут  к  жертвам, то Израиль должен будет на них ответить. Но официальный партнер с палестинской стороны грозит прекратить переговоры в случае вторжения в Газу — а это, в свою очередь, вызовет нападки миротворческих кругов Запада.

Еще недавно СМИ иронически отзывались о переговорах с участием трех непопулярных в своем отечестве лидеров: Ольмерта, Буша, Аббаса. Но Аббас нашел источник силы в возможном замирении с ХАМАСом, и его требования звучат теперь гораздо жестче. Палестинская сторона настаивала на передаче ей 98% территорий «за зеленой чертой», как соглашался Израиль, а сейчас хочет получить еще и Латрун (участок в центре страны, до 1967 года вгрызавшийся в израильскую территорию опасным клином, за что и получил прозвище «Латрунский зуб»). Палестинцы также мечтают о расформировании крупных еврейских поселений и городов на Западном берегу.

Эти растущие аппетиты связаны с расчетом на слабость и уязвимость нынешнего израильского правительства. Многие в ПА считают, что сегодня от Ольмерта, которому постоянно грозит отставка и досрочные выборы, можно добиться значительных уступок. Не исключено, что старая и безнадежная идея «палестинского единства» извлечена на свет лишь для того, чтобы сделать израильское правительство более сговорчивым.

MIGnews.com
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2008 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org