В середине июня, год спустя после военного переворота в секторе Газы, активисты ФАТХа распространили листовки, в которых были перечислены все «достижения» ХАМАСа за год у власти.
В центре страницы красовались следующие данные:
— уровень безработицы в секторе превысил 60%;
— свыше 70% палестинцев живут за чертой бедности;
— 3500 магазинов, заводов и мастерских были закрыты;
— сотни активистов ФАТХа и просто «сочувствующих» продолжают томиться в тюрьмах ХАМАСа.
Эти листовки, напечатанные на домашних принтерах, попали в руки тысяч жителей Газы, а также были опубликованы веб-сайтами ФАТХа и Палестинской автономии в надежде на то, что массы наконец-то поймут, что ХАМАС — это зло, и пойдут грудью на амбразуры с тем, чтобы освободить Газу от «диктатуры зеленых».
Однако надежды составителей листовок не оправдались. Массы остались дома. Те, в чьих домах в тот момент было электричество — смотрели телевизор, остальные играли в нарды или просто обсуждали последние новости: цены на хлеб и молоко вновь поползли вверх, на заправочной станции в Хан Юнисе кончился бензин, такой-то поссорился со своей женой, так как израсходовал все запасы подсолнечного масла на поездку в автомобиле к родственникам...
Такую же картину в Газе можно было увидеть и год назад (до переворота), и раньше (до победы исламистов на выборах). На самом деле, ситуация в Газе, которая хоть и продолжает ухудшаться, не сильно изменилась за последние несколько лет. Кроме того, ФАТХ уже был у власти в течение 13 лет, и имена Набиля Шаата и Мухаммада Дахлана до сих пор вызывают антагонизм у большинства жителей сектора. Так стоит ли менять шило на мыло и поднимать восстание против исламистов, которым, как считают многие в Газе, «просто не дают развернуться»!
Кроме того, лидеры ХАМАСа могут похвастаться и несколькими достижениями: за прошедший год количество вооруженных столкновений на улицах Газы резко снизилось (во многом благодаря тому, что были арестованы сотни активистов ФАТХа), самодельные блокпосты на дорогах сектора были снесены, и ситуация в области безопасности, как ни странно, улучшилась.
Что же, диктаторские режимы, типа режима Саддама в Ираке или Каддафи в Ливии, всегда славились своей способностью «быстро навести порядок». Для жителей Газы, которые, порой, неделями оставались дома из-за того, что на улице шли перестрелки между бандитами, воспринимают это маленькое достижение как настоящую победу.
Кроме того, в начале этого года ХАМАС показал всем скептикам, что в случае необходимости, он может действовать быстро и эффективно, прорвав пограничную стену в Рафиахе. Исмаилу Хание и Халеду Машалю удалось не только выпустить пар и удовлетворить покупательный голод жителей сектора, но и наглядно продемонстрировать Хосни Мубараку и Эхуду Ольмерту, каково связываться с ХАМАСом.
Разумеется, лидерам ХАМАСа было бы крайне выгодно вернуться на прежние позиции — создать правительство национального единства с ФАТХом, оставив полный контроль над Газой за собой, и даже сам факт ведения таких переговоров идет им на пользу. ХАМАС выглядит сильным и заинтересованным в компромиссе, а Абу Мазен — слабым, колеблющимся и зависимым от Израиля, который то разрешает, то запрещает контакты с ХАМАСом. Именно поэтому на сегодняшний день на контрреволюцию в Газе не приходится рассчитывать.
Единственное (кроме израильской широкомасштабной операции), что может произойти сегодня с ХАМАСом, — это внутренний раскол. Палестинские СМИ все чаще сообщают о разногласиях между Машалем и Ханией (историческое соперничество между этими двумя началось еще после ликвидации шейха Ясина), и не исключено, что раньше или позже Хание надоест получать приказы из Дамаска, что, разумеется, чревато прекращением денежного потока из Тегерана.
Возможно, что именно тогда лидер ХАМАСа станет более уступчивым и сговорчивым. А пока дела в Газе идут как обычно...
Zman.com
|