1 июля 2008 года исполнился год со дня выхода в эфир программ польского радио на иврите. Получасовые передачи транслируются шесть дней в неделю. Их задача — рассказать о современной Польше и о ее немногочисленной еврейской общине.
Польша продуманно привлекает еврейских инвесторов и туристов (не только израильских). Например, польские газеты сообщают, что израильтяне скупают недвижимость в этой стране.
Специфическими инвестициями на территории Польши являются вклады в организацию еврейского туризма.
Иммануэль Х., работник израильской фирмы, специализирующейся на хасидском туризме в Восточной Европе, поделился своими впечатлениями с обозревателем сайта Sem40: «В Кракове, где количество евреев исчисляется немногими сотнями — функционирует музей, синагога, старое кладбище (не в смысле захоронений, а в смысле объекта для хасидских паломников). В старом еврейском квартале Кракова открыты кафе и рестораны с еврейскими названиями. Экскурсионные электромобили курсируют мимо зданий, где когда-то размещались синагоги и общинные заведения.
Однажды возле синагоги (вход в которую платный) к хасидам из моей группы пыталась обратиться полька-старушка. Хасиды шарахнулись от нее в сторону. Я был единственным, кто мог ее понять. Женщина начала с того, что она относится к знатному роду. Ее родители до войны владели большим имуществом. Она помнит, как в то время по улицам ходили вот такие же евреи в черных костюмах и шляпах, и вид этих евреев возвращает ее в доброе старое время... Я пожелал этой пани здоровья и благополучия. И увидел в ее глазах слезы».
— То есть, в Польше евреев встречают ностальгически?
— Нет, это редкий случай. Польша мононациональная страна. Хасид в польской провинции чувствует себя так же, как польский турист в квартале Меа Шеарим в Иерусалиме. Нередки случаи, когда молодые поляки показывают на хасидов пальцами, насмехаясь над их пейсами и другими «атрибутами».
Мне хочется рассказать об одном случае... На востоке страны есть городок, где похоронен ребе из династии Баал Шем-Това. Хасиды со всего мира приезжают на его могилу. Там построена гостиница с миквой и кошерной столовой. В столовой работают польские пареньки, которые таскают продукты из склада (на некотором удалении от гостиницы). Я обратил внимание, что с тележкой они всегда передвигаются бегом, и предположил — достойная оплата их труда способствует столь высокой мотивации. Но я понял, что ошибся, когда однажды увидел рядом с гостиницей «бритоголовых». Именно их остерегались пареньки из столовой. Они рискуют пострадать за «сотрудничество с жидами».
Один из «бритоголовых» бросил окурок в проходящего мимо хасида. А в хасидской группе было много молодых ребят, служивших в боевых войсках. Если бы я не объяснил «бритоголовым», что лучше уйти — случился бы международный скандал. Хасиды-десантники рвались в бой.
— То есть, в Польше евреи сталкиваются с антисемитизмом?
— А где евреи не сталкиваются с антисемитизмом? Но упомянутый мной случай с «бритоголовыми» был единственным явно антисемитским, с которым мне довелось столкнуться в Польше. По поводу тыканий пальцами в сторону хасидов... Эти же хасиды рассказывают, что с подобным им приходится сталкиваться на улицах Петах-Тиквы или Нетании. Обычно это не антисемитизм, а элементарное бескультурье.
— Вы советуете посетителям сайта Sem40 посетить Польшу?
— Советует рекламный отдел компании, в которой я работаю. Лично я не понимаю людей, которые отправляются на экскурсию в Освенцим. Вы будете удивлены, но я много раз, находясь у ворот в этот концлагерь (с надписью «Труд освобождает»), ни разу туда не зашел. Я в подобные места добровольно не вхожу. И искренне никому не рекомендую... А в целом... Я сравниваю эту страну с другими в профессиональном плане. Польские пограничники, в отличие от венгерских, не вымогают взяток с хасидских групп. Польша — красивая европейская страна с горами, озерами, качественной инфраструктурой и еврейскими кладбищами...
Недавно в Польше был создан раввинат. Михаэль Шудрих, главный раввин, отвечая на вопросы радиокорреспондента, сказал: «Польшу не случайно называют «большим еврейским кладбищем», и нам нельзя об этом забывать. Но евреи живут здесь, и местные раввины, объединившись, стремятся помочь им сохранить свое еврейство».
«Sem40»
|