«Еврейский Обозреватель»
ИСКУССТВО
14/177
Июль 2008
5768 Тамуз

ОРФЕЙ   В  ПУСТЫНЕ

ОБ ИЗРАИЛЬСКОЙ МУЗЫКЕ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЖАНРОВ

ИЛЬЯ ХЕЙФЕЦ

На главную страницу Распечатать

Первым профессиональным еврейским композитором, ступившим на землю Страны Израиля сто лет тому назад, был уроженец Латвии Авраам-Цви Идельсон (1882– 1938). Идельсон прекрасно понимал, что для возведения здания новой еврейской музыки на возрожденной земле необходимы: во-первых, собранное и изученное музыкальное наследие еврейского народа; во-вторых, развитая «инфраструктура» — активно работающая система народного и профессионального музыкального образования и,  в-третьих , создание этой самой новой еврейской музыки вначале приехавшими сюда уже состоявшимися  в  Европе композиторами, а  в  будущем — уроженцами страны, впитавшими сам воздух Земли Израиля.

Поразителен объем работы, проделанной Идельсоном за эти годы  в  каждой из трех областей.  В  1910 году он основал  в  Иерусалиме Институт еврейской музыки, а  в  1919-м — Еврейскую музыкальную школу. Его усилия по записи на фонограф и расшифровке  в  виде нотного текста традиционной и литургической музыки различных, большей частью восточных, еврейских общин, сравнимы разве что с работой основателя современной этномузыкологии Белы Бартока по исследованию венгерской, румынской, цыганской и арабской народной музыки, проводимой примерно  в  те же годы.  В  результате этой поистине прометеевской по замыслу и размаху работы Идельсон  в  конце 1920-х годов издает  в  Германии и Америке ряд многочисленных статей и книг, главные из которых — 10-томная «Сокровищница восточноеврейских мелодий» и «Еврейская музыка  в  ее историческом развитии». Наконец, Идельсон активно работает как композитор: среди его произведений — множество песен и опера «Ифтах», поставленная  в  Иерусалиме  в  1922 году.

Сподвижником «неистового» Авраама становится не менее яркая личность — знаменитый русский музыкальный критик и композитор Йоэль Энгель (1868–1927). Срок отпущенной ему  в  Эрец Исраэль жизни не превышал каких-нибудь трех лет, а работы, проделанной за это время, иному хватило бы лет на сто. С пророческой самоотверженностью он отдает себя «черной» работе и  в  музыкальной педагогике, и  в  творчестве. Недавний глава и основатель петербургской Еврейской национальной композиторской школы, автор оперы, многочисленных произведений камерных жанров и обработок идишского фольклора сочиняет вы Стране Израиля только песни и только на иврите: детские куплеты, рабочие песни первопроходцев и строителей, песни для театральных спектаклей. «Адова» работа и Идельсона, и Энгеля не делалась  в  вакууме. За год до появления последнего  в  Палестине,  в  1923 году,  в  Тель-Авиве возникла оперная труппа. Ее организатором и первым руководителем был бывший петербуржец, дирижер Мордехай Голинкин (1875–1963), а солистами, хористами и оркестрантами  в  подавляющем большинстве, разумеется, выпускники российских консерваторий. За четыре с небольшим года было поставлено 20 опер классического репертуара на иврите (!),  в  том числе на библейские сюжеты: «Маккавеи» Антона Рубинштейна, «Самсон и Далила» Сен-Санса, «Царица Савская» Гольдмарка. Впрочем, начало израильской оперы было положено еще  в  России. Именно там  в  1911 году Голинкин начал сбор средств для этой цели, а  в  1918 году  в  Петрограде  в  одном из концертов так называемой недели израильской музыки  в  пользу еврейского палестинского театра принял участие сам Ф.Шаляпин.

 В  числе основателей израильской скрипичной школы был ученик знаменитого Леопольда Ауэра, бывший петербуржец Михаил Гопенко, директор и преподаватель скрипки  в  той же тель-авивской музыкальной школе «Шуламит»,  в  которой работал и Й.Энгель. Тогда же,  в  конце 20-х годов,  в  Тель-Авив приехал из Петербурга известный пианист — профессор Давид Шор (1867–1962), а также европейские музыканты: пианисты Франк Пелег (1910– 1968), Арье Закс (1908–1980), дирижер Джордж Зингер (1909–1980). С 1927 года делались попытки создания профессиональных камерных и симфонических оркестров.

Однако все эти усилия не принесли практических результатов. Опера Голинкина закрылась через пять лет неистовых бескорыстных усилий и блестящих триумфов, никаких оркестров и камерных ансамблей к концу 20-х годов не осталось, несмотря на все старания музыкантов-подвижников. Собранная Идельсоном и изданная  в  Берлине «Сокровищница восточноеврейских мелодий» захватывает воображение музыкантов-исследователей всего мира и только на древней Земле Израиля не находит отклика у специалистов. Почему? Да потому, что их здесь не было. Ансамбли, оркестры, а тем более работа музыковеда требует субсидий. Все инициативы, «замешанные» на «голом» энтузиазме и заграничном меценатстве, рано или поздно заканчивались крахом. Не мог же Шаляпин постоянно петь «Атикву»  в  пользу оперы  в  Эрец Исраэль,  в  то время, как ее энтузиасты — солисты и хористы — зарабатывали себе на жизнь черным трудом. К тому же после «Большого перелома»  в  СССР (1929–1930-е годы) поток «русских» репатриантов, а среди них и образованных музыкантов, превратился  в  «ручеек», а потом почти пересох.

Впрочем, и  в  этот период  в  Эрец Исраэль еще встречались видные музыканты из Восточной Европы, которые пытались опереться  в  своем творчестве на «идишский», восточноевропейский фольклор и способствовать его внедрению  в  современную музыкальную культуру ишува. Однако они были  в  меньшинстве, и заметного влияния на местную музыкальную жизнь не оказали. Возможность создания значимого еврейского музыкального центра  в  Земле Израиля силами музыкантов — выходцев из России была упущена.

С начала 30-х годов  в  Эрец Исраэль хлынул новый поток репатриантов —  в  основном уроженцы Германии, Австрии, Венгрии, Чехословакии и других стран Европы, отличавшиеся от уцелевших  в  погромах и  в  огне гражданской войны босоногих российских социалистов, которые горели энтузиазмом осушения болот, строительства дорог и возрождения иврита. Являясь  в  большинстве своем образованными людьми среднего достатка, носителями центральноевропейской культуры, репатрианты из Европы открыли новые магазины, фабрики, издательства,  в  том числе и нотные. Музыкальная жизнь страны преобразилась. Новый после «русской» волны 20-х годов мощный импульс получило исполнительство, музыкальное образование, вновь стали открываться музыкальные школы, создаваться камерные ансамбли.  В  1936 году создается Израильский филармонический оркестр,  в  состав которого вошли многие немецкие музыканты. Во главе нового коллектива стояли известный  в  Европе скрипач и дирижер Бронислав Губерман и Исайя Добровейн, не менее знаменитый музыкант, пианист и дирижер, оба — уроженцы России. Первыми концертами оркестра дирижировал сам Артуро Тосканини. Уже  в  следующем, 1937 году свой первый концерт под управлением Михаэля Таубе дал Иерусалимский оркестр радио. Оба эти оркестра действуют по сей день.  В  40-х годах появляются хоровые капеллы, при Еврейском университете возрождается Институт еврейской музыки.  В  1947 году вновь открывается оперный театр, непрерывно просуществовавший до 1982 года и передавший эстафету  в  1987 году Новой израильской опере.

Эта же европейская волна принесла с собой и профессиональных композиторов, составивших через некоторое время основу израильской академической школы: Пауль Бен-Хаим, Бен-Цион Оргад, Цви Авни, Авель Эрлих, Эден Партош и другие.

Однако прежде чем перейти к характеристике их творчества, необходимо сделать небольшое отступление и коснуться темы различных культурных основ эмигрантских волн 20-х и 30-х годов.  В  силу известных исторических причин «русские» репатрианты 1900–1920-х годов не только сохранили живую связь с музыкальной идишской традицией, но также активно ее пропагандировали и развивали  в  стране исхода — России. Духовные и творческие искания Йоэля Энгеля  в  Эрец Исраэль были сосредоточены на выборе дальнейшего пути еврейской музыки: развивать ли на новом этапе многовековую идишскую традицию или, основываясь на вновь возникшей, уникальной  в  еврейской истории общественной атмосфере, обратиться к музыке окружения —  в  первую очередь к сохранившимся до наших дней религиозным песнопениям восточных евреев — и создавать новую, но уходящую своими истоками  в  древность, подобно возрожденному языку, «ивритскую» музыкальную культуру.

Прибывавшие с начала 30-х годов репатрианты, уроженцы Западной и Центральной Европы, представляли собой совершенно другой культурный феномен. Степень интеграции их  в  европейской (и особенно — немецкой) культуре была очень высока. Эмансипация, идеология еврейского Просвещения (Хаскала) и реформа иудаизма привели к возникновению совершенно новой еврейской идентичности, полностью вписавшейся  в  общеевропейский культурный и социальный контекст рубежа веков. Литературными кумирами немецких евреев были Гете и Шиллер, а музыкальными, разумеется, Вебер и Вагнер. Арнольд Шенберг считал изобретенную им додекафонную систему композиции средством обеспечить немецкой музыке первенство  в  течение следующего столетия. Впрочем, немцами (или австрийцами) до определенного момента мыслили себя и Вальтер Ратенау, и Фриц Хабер, и Зигмунд Фрейд...

Резко подувший  в  начале 1930-х годов ветер перемен заставил наиболее чутких еврейских интеллектуалов усомниться не только  в  стабильности своего места  в  европейской культуре, но вообще  в  возможности существования евреев  в  Европе. И вместо карьерной лестницы они поднялись по трапу корабля, увозившего их на край света. Можно себе представить культурный шок этих европейских интеллигентов, сошедших с борта корабля  в  Яффо и погрузивших свой багаж на верблюдов, которые оставались здесь самым популярным вьючным транспортом; шок утонченных индивидуалов, оказавшихся среди грубого, простого (вспомним сионистский девиз, звучавший к тому моменту уже полвека — «физический труд на своей земле»),  в  большинстве своем вышедшего из «варварской» России, народа, с которым у них не было практически никакого общего культурного прошлого. А к этому времени  в  Эрец Исраэль уже находились и представители восточных еврейских общин и, разумеется, многочисленное арабское население со своими музыкальными традициями.

Именно  в  этом, довольно драматическом, контексте и формировалась новая еврейская музыкальная традиция.

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2008 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org