Художник с необычайно широким диапазоном творческих интересов, создавший циклы рисунков, посвященные Людвигу ван Бетховену, Николло Паганини, Петру Ильичу Чайковскому, Дмитрию Шостаковичу, Яну Сибелиусу, Чарли Чаплину, иллюстрации к «Дон Кихоту» Сервантеса, множество прекрасных работ с натуры, Григорий Бенцианович Ингер (1910–1996) три четверти своего искусства отдал еврейской теме, тому, что составляет само существо его жизни, воспоминаниям о далеком детстве в Украине, о близких людях, оставшихся за незримой гранью времени.
Автобиографическая тема проходит у Григория Ингера сквозь десятилетия — такая долговременная верность теме вообще свойственна его творческой индивидуальности. Детство воскресает и живет в его рисунках, звенящих радостным открытым цветом, проникнутых грустноватым юмором, типично еврейской насмешкой над самим собой. Если возможно передать звучание цветом, то, как нельзя лучше, это удалось Григорию Ингеру в серии «Мое детство»: краски поют, вещи, яркие, каких не бывает в жизни, кричат и шепчутся таинственными сказочными голосами. Сказка звучит во всем.
Последние — 1990-х годов — рисунки из серии «Мое детство» утрачивают радостное звучание более ранних работ: став черно-белыми, они обрели больший драматизм; смягчаются, а иногда исчезают совсем черты «детскости»; глубже и взрослее становятся образы людей. Другой Ингер — другая грань таланта и мастерства художника.
Такое искусство — цельное на протяжении шестидесяти лет, интимно-личное и бескорыстное, исключающее какой бы то ни было расчет, не часто можно было встретить в наш деловой прагматичный век.
Работы Григория Ингера находятся в частных собраниях России и за рубежом, а также в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Центральном музее музыкальной культуры им.Михаила Глинки в Москве, в Художественной галерее г .Чебоксары, в Краеведческом музее г .Белгорода.
«Русский еврей»
|