Упоминания о евреях в Коста-Рике нет в 16-томной Еврейской энциклопедии Брокгауза и Эфрона начала ХХ века. Однако первый же Интернет-источник на английском языке The Jewish Traveler дает статью о евреях в Коста-Рике, начиная с XVI–XVII веков.
Три основных источника поступления доходов в казну Коста-Рики: туризм, сельское хозяйство, производство и экспорт электроники. В стране 152 аэропорта. Из природных ресурсов имеется лишь гидроэнергия в небольшом количестве. Полезных ископаемых нет.
Страну эту называют «Швейцарией Центральной Америки». Коста-Рика действительно выглядит жемчужиной среди соседей: отличные дороги, чистые, без трущоб, города и села. В благодатной Коста-Рике живут более пятидесяти тысяч американских пенсионеров. В стране бесплатное медицинское обслуживание детей и пенсионеров, все работающие имеют медстраховку для себя и членов семьи. Среднее и высшее образование для граждан страны бесплатно.
Во время пребывания в Коста-Рике я неоднократно слышал от местных историков, что своему процветанию страна обязана евреям, которые бежали от инквизиции в Коста-Рику. Наличие евреев в правительстве страны стало обыденным явлением со времен освобождения от испанского господства в первой четверти XIX века. Совсем недавно пост вице-президента Коста-Рики занимала еврейка, евреев избирают и назначают и на другие ответственные посты. Теперь понятно, почему в центре столицы страны стоит Менора высотой в семь метров.
Во время четвертого плавания Колумба его каравелла пристала к берегу нынешней Коста-Рики (Щедрый берег). Гонимые инквизицией евреи (в основном мараны, тайно соблюдавшие иудейские обряды) нашли тут приют и дружелюбное отношение местных католиков. И это способствовало расцвету экономики колонии, в которой мараны первой волны эмиграции играли ведущую роль уже в XVI и XVII веках. Вторая волна евреев в Коста-Рику прибыла из Панамы, Ямайки, с Кюрасао и других Карибских островов после провозглашения независимости от Испании. Среди них было много потомков евреев, изгнанных из Бразилии и нашедших убежище на островах Нидерландской Вест-Индии.
Но современная община основана выходцами из Турции и Восточной Европы, прибывшими сюда после Первой мировой войны, и беженцами из нацистской Германии после 1933 года, и польскими евреями. Первая современная синагога в Коста-Рике — Orthodox Shaarei Zion — была построена в 1933 году. В 1937 году власти Коста-Рики под влиянием германского посольства и пронацистских групп запретили покупать землю новым иммигрантам. Аналогичная ситуация сложилась в эти годы во многих латиноамериканских испаноязычных странах.
Антисемитские настроения проявились в Коста-Рике после апрельской революции 1948 года, когда были аннулированы въездные визы, выданные евреям до апреля этого же года. К этому времени в стране было уже много польских евреев, которые занимались торговлей вразнос.
В 1952 году произошли нападения на еврейские дома и учреждения в городе Сан-Хосе. Положение евреев улучшилось в 1953 году, когда новый президент страны Фигерес провозгласил равноправие всех граждан. В стране действуют филиалы ВИЦО, Бней-Брит и других организаций, общинная жизнь координируется сионистской организацией «Сентро исраэлита сиониста». Сионистскую деятельность в Коста-Рике поддерживают и не евреи, в первую очередь христиане-евангелисты.
Еврейская община Коста-Рики входит в Федерацию еврейских общин Центральной Америки. В средней школе имени Хаима Вейцмана преподавание ведется на испанском языке и иврите. В ней обучается большинство еврейских детей Коста-Рики. Школа — одна из лучших в стране, поэтому в ней учатся много не еврейских учеников. Всего в Сан-Хосе функционирует четыре синагоги, в том числе Bnei Israel, построенная в 2004 году, и Shaare Zion, вместимость которой достигает тысячи человек.
В местные синагоги постороннему человеку попасть трудно — нужно заранее договориться. На въезде к синагоге Bnei Israel нас приветствовали два вооруженных охранника. Они проверили в журнале запись о разрешении на посещение синагоги и потребовали предъявить паспорта. Система безопасности комплекса разрабатывалась при содействии израильских фирм.
Большой вестибюль имеет красивый купол, из которого льется мягкий солнечный свет. Есть специальные субботние лифты для женщин, чтобы они могли подняться в свою зону, не нажимая кнопок. Большая библиотека, музей, кошерная кухня, офисы и школа. Мальчишки и девчонки ходят в еврейскую школу. Старшеклассники бегло говорят на иврите и английском и, естественно, на родном испанском языке.
В главном зале синагоги на втором ярусе присутствовали более двухсот женщин и примерно столько же мужчин внизу. Около сотни детей чувствовали себя как дома, бегая по проходам. Иногда кто-то из малышей подходил к раввину, и тот давал ребенку конфетку.
Bnei Israel, на мой взгляд, один из наилучших образцов организации еврейской жизни вне Израиля и США, а здание конгрегации, включающее одноименную синагогу, может украсить любой город мира.
В Сан-Хосе есть кошерные ресторан и магазин, а также несколько кухонь. Кошерное мясо и вино импортируют в основном из Чили. Ситуация в Коста-Рике несколько иная, по сравнению с южноамериканскими странами, где преобладает реформизм, а кашрут постепенно забывается. Дело в том, что еще 20 лет тому назад в стране почти никто не соблюдал кашрут. Приехав из США в 1987 году в Сан-Хосе, раввин Херш Спалтер понял, что соблюдение кашрута станет серьезным испытанием его терпения. «Пятнадцать лет назад единственным кошерным продуктом здесь было масло Wesson. Потом появились картофельные чипсы Pringles, — рассказал рабби Спалтер. — Так и было. Я искал везде, где только мог».
После того как заказанную им кошерную говядину продержали на таможне почти пять месяцев (все это время Спалтер и его семья сидели на овощной диете) раввин решил исправить ситуацию.
Местные евреи полагают, что именно рабби Спалтер возродил интерес общины к кашруту. Теперь Спалтер и его коллега Милецки предлагают собственные брэнды мяса и цыплят. Мясо замораживают, и стоит оно на 50% дороже, чем некошерное.
При поддержке Спалтера молодой канадский еврей Джереми Зибель открыл первый кошерный ресторан в нью-йоркском стиле, где подают соленья и маринады и настоящий ржаной хлеб. Все это готовится в домашних условиях, и большинство ингредиентов местного производства.
К 1982 г. в Коста-Рике проживали около двух с половиной тысяч евреев, включая тех, кто бежал в 1978–1979 годах из Никарагуа от вскормленных Советским Союзом и Кубой партизан Сандинистского фронта.
В 1991 году открылось новое еврейское кладбище площадью 5 тысяч квадратных метров в десяти минутах езды от столицы страны, в городке Санта-Анна. Первые захоронения по еврейским обычаям датируются лишь 1933 годом.
«Сентро исраэлита сиониста» издает ежемесячник «а-Йом» на испанском языке.
У еврейской общины доверительные отношения с правительством. Коста-Рика — это наиболее дружественное Израилю государство в Латинской Америке. Маленькая страна последовательно поддерживает еврейское государство в ООН и на международных форумах. Коста-Рика — одна из двух стран, имеющих посольство в Иерусалиме с 1963 г. В конце июля 2002 г. бывший президент Коста-Рики О.А.Санчес предложил перевести посольство в Тель-Авив для улучшения отношений с арабскими странами, но это предложение было отвергнуто парламентом.
Израиль имеет много активных сторонников и верных друзей в различных кругах общественности Коста-Рики. Один из наиболее деятельных друзей — бывший посол Коста-Рики в Иерусалиме в 1970–1972 годах католический священник Б . Нуньес.
В настоящее время в стране проживают около трех с половиной тысяч евреев.
«Еврейский Мир»
|