«Еврейский Обозреватель»
ЕВРЕЙСКАЯ УКРАИНА
20/183
Октябрь 2008
5769 Тишрей

«НАМ НЕ ЗАБЫТЬ ПОБЕДЫ И ПОТЕРИ...»

СЕМЕН ШЕХТМАН

На главную страницу Распечатать

В августе 2008 года общественность Дальнего Востока торжественно отметила 70-летие битвы с японцами на озере Хасан. Я много лет прослужил в Дальневосточном военном округе, бывал в тех местах, и в памяти сохранились слова «И летели наземь самураи под напором стали и огня» из фильма «Трактористы». О 70-летии военного конфликта между СССР и Японией мне рассказал Геннадий Штерн — Герой России, проживающий ныне в городе Черкассы. Он подробно поведал об этой странице нашей общей биографии.

— Геннадий Исаакович, Вы были на том юбилее. Чем для вас является битва на озере Хасан?

— Для меня — боевого летчика, принимавшего участие в четырех конфликтах, или, как говорят, локальных войнах, — важно то, что советскими войсками на озере Хасан,   а  затем на реке Халхин-Гол, командовал мой дядя — Григорий Михайлович Штерн. Четыре человека — заместитель мэра Черкасс Анатолий Прокопов, первый заместитель мэра города Смела, где родился мой дядя, Владимир Гричаный, член президиума Черкасского областного Совета организации ветеранов Украины, автор книги «Афганистан — боль и бессмертие» Геннадий Кузьмичев и я побывали на торжествах.

— Расскажите о Герое Советского Союза генерал-полковнике Григорие Штерне не из Интернета,  а , как говорят, из первых уст.

— Григорий Михайлович родился 6 августа 1900 года в городе Смела в семье врача. После окончания Смелянской гимназии в 1919 году вступил в ряды Красной Армии. Воевал на Перекопе,  а  затем в 1923–1925 гг. — с басмачами в Средней Азии. В 1932 году окончил Военную академию им. М.Фрунзе и после непродолжительной службы в Наркомате обороны был назначен командиром 7-й Самарской стрелковой дивизии.

С начала 1937 г. по март 1938 года комкор Григорий Штерн, действуя под псевдонимом «генерал Григорович», был главным военным советником СССР в республиканской Испании и одновременно координировал действия интернациональных бригад и советских добровольцев, лично участвуя в боевых операциях.

В апреле 1938 года он был отозван в Советский Союз и назначен на должность начальника штаба Дальневосточного фронта, созданного в мае 1938 года на случай отражения японской агрессии. После завершения битвы на озере Хасан Григорий Штерн принял командование Дальневосточным фронтом.

— Расскажите о битве на озере Хасан. Из истории военного искусства я знаком с произошедшими там событиями, но вы, видимо, глубоко изучали архивные документы и знаете больше о том, что там происходило.

— Да, я действительно нахожусь в официальной переписке с более чем двадцатью архивами СНГ и дальнего зарубежья. У меня также установилась связь с музеями Ташкента, Минска, Хабаровска, Читы, Улан-Батора, Петрозаводска, Мадрида и других городов. Задуманная мною книга будет основана только на документах. Вернемся, однако, к Хасану. Руководство страны в какой-то мере недооценивало тогда планы и возможности японцев, думало, что конфликт не перейдет рамки пограничного. Но когда в ночь с 30 на 31 июля японцы захватили сопку Безымянную,  а  затем Заозерную, в район боевых действий направили 40-ю стрелковую дивизию. Однако она не смогла выбить японцев с нашей территории. И тогда для боевых действий в районе озера Хасан сформировали 39-й стрелковый корпус в составе 32-й и 40-й стрелковых дивизий, 2-й механизированной бригады и других частей. Командовать им назначили Григория Штерна.

6 августа после массированного авиационного налета и мощной артподготовки части корпуса перешли в наступление и штурмом овладели сопками, захваченными японцами. 11 августа на сопке Заозерной водрузили Красное знамя. 26 участников этого сражения стали Героями Советского Союза, 6500 бойцов и командиров были награждены орденами и медалями.

— Каково Ваше личное мнение о хасанских событиях?

— Хасан — это первая локальная война в истории Советского Союза и первая война с использованием механизированных войск. Думаю, именно она заложила основы боевого опыта Красной Армии в новых условиях ведения войны. На Хасане Василий Блюхер и Григорий Штерн опробовали многие новаторские идеи военного искусства. Когда в 1942 году Гитлер настойчиво просил Японию объявить войну Советскому Союзу, он получил такой ответ: «Нам дали начальное образование на озере Хасан, среднее военное образование было получено на реке Халхин-Гол. Получать высшее образование мы не торопимся».

— Как использовался в дальнейшем опыт «малых» войн и военных конфликтов?

— Опыт локальных войн бесценен, но, к сожалению, он, начиная с Хасана, почти не использовался: ни на Халхин-Голе, ни в Великой Отечественной войне, ни на Даманском, ни в Афганистане и других «горячих» точках.

— Как вашу делегацию принимали дальневосточники?

— На встречах мы зачитывали приветствия от имени Организации ветеранов Украины и МУСУВ, от Черкасского областного совета ветеранов и Союза советских офицеров Украины. Наша дипломатия носила народный характер.  А  принимали нас, представителей Украины, прекрасно, с открытым сердцем.

Хотя мы не имели статуса официальной делегации, нас воспринимали в Хабаровском, Приморском краях и на Сахалине как представителей народа Украины. Так же, кстати говоря, как и в свое время Григория Штерна — прославившегося в боях за Родину уроженца Украины и сын своего Отечества.

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2008 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org