38-летний Исраэль Шалом живет на городском еврейском кладбище Калькутты, в одиночестве зажигает субботние свечи и не хочет репатриироваться в Израиль, пишет корреспондент Associated Press Сэм Дольник.
В Калькутте, где некогда существовала пятитысячная еврейская община, теперь осталось не более 35 евреев, и Исраэль Шалом — самый молодой из них. Все остальные старше его минимум на 25 лет, и большинство из них — доживающие свой век дряхлые старцы. Исраэль помогает этим людям и хоронит их, когда они умирают.
Чтобы блюсти кашрут, последний еврей Калькутты сам забивает себе скот на мясо. Жениться Исраэль не может — самой молодой еврейке города более 60 лет, поэтому Шалом остался холостяком, а его сестра вышла замуж за индуса. Не может он и уехать из города, бросив своих стариков и еврейские могилы.
На вопрос корреспондента АР, почему бы ему не репатриироваться в Израиль, Шалом ответил, что репатриироваться в его возрасте слишком поздно, да и старики без него пропадут.
Исраэль понимает, что он — последний представитель еврейского народа в этом индийском городе. На всю миллиардную Индию евреев осталось не более 5 000 — этого недостаточно даже для того, чтобы учитываться властями в качестве национального меньшинства.
Первые евреи прибыли в Калькутту вместе с англичанами в XVIII веке, а к 30-м годам ХХ столетия местная еврейская община достигла расцвета. Здесь было пять синагог и две еврейские школы, причем эти школы под своими первоначальными названиями работают до сих пор, хотя ни одного еврейского ученика ни в «Свободной школе Мейера», ни в «Талмуд-Тора» уже нет, «и ничему еврейскому там не учат».
Еврейская община Калькутты, как и в остальной Индии, начала таять после провозглашения независимости Индии и почти одновременного с этим провозглашения государства Израиль. Часть евреев уехали в Израиль, часть — в Европу, хотя в Индии евреи практически не сталкивались с дискриминацией. «Почти никто просто не знал, кто мы такие», — пояснил корреспонденту один из старожилов общины.
news.israelinfo.ru
|