«...Сквозь фортку крикну детворе: — Какое, милые, у нас Тысячелетье на дворе?» Б .Пастернак
В последние десятилетия у нас стало модным применять термин «еврейская община». А существует ли она у нас сегодня, точнее, является ли ею та еврейская общность, которую с непреходящей настойчивостью (либо по инерции) пытаются называть этим именем? Этот вопрос в его развитии знаком мне с конца 1980-х как участнику событий эпохи еврейского ренессанса.
Уже первые шаги еврейского возрождения в Украине были устремлены к созданию еврейской общности, самодостаточной во всех ее проявлениях. Именно в те первые годы эта общность начала обретать усилиями и подвижничеством всех ее участников, в том числе незаангажированных лидеров, общинные очертания. Что же остановило этот процесс и разделило нас, стремившихся к общим целям? Ведь уже тогда фактически были созданы прообразы общин, то есть все необходимые для их функционирования структуры, которые есть и сейчас. Но налетевший шквал зарубежных эмиссаров в начале 1990-х разделил нас на множество финансируемых извне организаций. Они не укрепили возникавший фундамент общины, а разорвали ее тело на части в интересах каждой из структур, стремившихся создать свой автономный пятачок на новой территории.
Это давно известные факты, описывать их — значит просто брать в рамку уже сложенную из разных кусочков мозаичную карту нынешней еврейской Украины. Но в этой мозаичности присутствует один фрагмент, которому предписано формировать наш завтрашний день. Это — еврейское образование. Оно лежит в основе формирования интеллектуального и мировоззренческого багажа, с которым будущие поколения вступят в жизнь, который создаст завтрашний портрет нашего еврейства. Из нашего представления об этом портрете и должно прорастать видение форм и методов обучения еврейских детей сегодня.
Детские вопросы нередко ставят в тупик. Рождаясь в чистых детских душах, не перегруженных конъюнктурным взглядом на жизнь, эти вопросы способны создать проблему даже опытным преподавателям. Вот и недавно один такой детский вопрос заставил нас вновь взглянуть на то, чему и как мы учим, а главное, на еврейские образовательные программы в целом.
Мальчик, посещавший разные еврейские организации города и не так давно пришедший в наш общинный центр, неожиданно спросил: «А почему евреям все время везет с чудесами? Всем нужно бороться и добиваться, а у евреев только чудеса». Вопрос сразил наповал. Это какими же глазами нужно смотреть на еврейскую историю и традицию, чтобы так оценивать события? А ведь именно таковой предстала эта картина перед открытым, наивным детским взглядом, формируемым, в том числе, еврейскими образовательными программами. Вряд ли нам безразлично, как наши дети воспринимают еврейскую историю и как мы выглядим в представлениях других людей. А эти представления, как правило, формируются нами же, как и «детские вопросы». Только осознав, что возникновение подобных вопросов кроется в системе еврейского образования, можно упредить их достойным уровнем преподавания.
Но есть ли основания говорить сегодня о существовании сложившейся системы еврейского образования в Украине? Речь идет не только о подготовке методик и учебных программ, о подготовке преподавательских кадров и об издании учебников. Важна централизация разработки этих программ и системность их реализации через разные еврейские образовательные структуры: общинные центры, воскресные школы, благотворительные фонды и другие еврейские организации.
Кто и по каким методикам преподает сегодня в еврейских организациях? Где готовятся преподаватели еврейских дисциплин? Где повышается их квалификация, кто ее оценивает? В большинстве городов преподавание ведется по собственным программам, разработанным на основе давних семинаров «Джойнта», Израильских культурных центров и «Сохнута». Есть у нас Соломонов университет, имеющий высокий уровень подготовки специалистов, есть Днепропетровский педагогический колледж. Но выпускников этих учебных заведений трудно встретить на периферии в рядах преподавателей. Их следы теряются во вновь создаваемых молодых еврейских семьях и в недоступных провинциальному зрению учебных заведениях. Чаще всего эти ряды заполняют бывшие энтузиасты, влившиеся в еврейское движение в 90-х и продолжающие свою преподавательскую деятельность поныне.
Но при всем глубоком уважении к этой категории еврейских освитян следует признать, что нередко их искренней любви ко всему еврейскому недостаточно для достижения и поддержания приемлемого методического и профессионального уровня. Не говоря уже о педагогическом даре, который не может быть дарован никакими учебными учреждениями. Итак, дефицит специалистов, отсутствие единой учебной программы и переподготовки преподавателей вряд ли свидетельствуют о существовании системы образования.
Для еврейского образования не менее важным является еще один аспект. Этот процесс, не имея опоры в семье, не может органично развиваться, как и вся еврейская жизнь. Ее опорой все прежние годы была именно семья. Шабаты и пасхальные седеры проводились дома, родители раздавали ханука-гельт, а гументаши готовились в домашней кухне. Семейная атмосфера всегда была наполнена еврейскими темами — рассказами дедушки о победах Маккавеев, четырьмя пасхальными вопросами, песнями на идиш во время застолья и волнительным ожиданием в день Йом Кипура. Связь поколений ныне основательно разрушена, этой атмосферы сегодня нет. И вряд ли попытки перенести ее домашнюю неповторимость в стены синагог и множества еврейских организаций сможет полноценно решить вопрос еврейского образования (читай — воспитания) в ближайшие годы.
Трудно говорить сегодня о проникновении еврейского образовательного процесса в семью. Занятия в любой другой школе находят свое продолжение дома. При выполнении домашних заданий, в поисках ответов на трудные вопросы ребенок всегда находит опору в родителях. А кто может стать опорой ученику еврейской школы в решении проблем по еврейским предметам в нынешней ассимилированной семье?
Наивно ожидать, что родители, обремененные проблемами обеспечения семьи, вопреки экономическим законам существования отдадут предпочтение активному изучению еврейских предметов и восстановлению в доме еврейской атмосферы. Особенно болезненно проявляется эта проблема в смешанных браках, где внутренние противоречия нередко вносят в эти семьи конфессиональное разделение, а чаще всего в них превалирует одна позиция, причем гораздо реже — еврейская. И грустно видеть, как попытки привнести еврейскую традицию в подобные семьи через детей завершаются вот такими «детскими вопросами».
Так что же может стать переломным в том стремительном ассимиляционном процессе, результат которого явственно вырисовался и в материалах последней переписи в Украине? И чем (опуская недобросовестность ее проведения) можно объяснить «статистический геноцид», выразившийся в формальном троекратном сокращении еврейского населения страны? Только специфической самоидентификацией многих из живущих в стране евреев. Этот результат пророс именно из семьи, из ее национальной ориентации.
Ассимиляция, как естественный процесс, не может быть остановлена силовыми методами либо «тормозами» материальной заинтересованности. Ни отказ в визах на ПМЖ для принявших иную веру, ни 75-долларовая «стипендия» молодым «звездам» за посещение еврейских занятий не остановят ее. К сожалению, этот процесс будет продолжаться, пока еврейский дух не вернется в семьи. Именно эта цель и должна присутствовать в образовательном процессе. И даже если он обеспечит возвращение этого духа только в те семьи, которые в будущем создадут нынешние школьники, это уже будет ощутимый результат.
Возвращаясь к нашей разобщенности, «необщинности», мы обнаруживаем их последствия и в системе образования. Укрепившись на нашей территории, те самые разные организации, которые разделили нас в повседневной жизни, сделали это же и в образовательном пространстве. В их числе различные религиозные и светские структуры. Хотя очень условно можно делить нас на светских и религиозных. В среде нашего народа понятие «светский» труднообъяснимо. Для ортодокса или реформиста, ремесленника, врача, ученого — для всех евреев и во все времена, вне зависимости от глубины проникновения в ТаНаХ, Шабат оставался священным днем, а пребывание на Коль Нидрей — трепетным моментом в жизни. Иудаизм присутствует в основе всех предметов во всех еврейских организациях, но в несколько разных формах преподнесения.
Очевидно, что направленность учебных программ частных религиозных еврейских школ обусловлена позицией их учредителей. Можно по-разному расценивать количество «часов», выделяемых на религиозные программы за счет общеобразовательных предметов. Не подлежит сомнению и то, что на содержании этих программ, варьируемых в зависимости от религиозных направлений, спонсирующих школы, наше мнение не отразится. Но очевидна спорность идеализации некоторых вопросов, в частности касающихся крайних форм идеализации их лидеров, мало отличимых от культа личности. Эта спорность очевидна даже с точки зрения самого иудаизма, запрещающего сотворение кумира. Однако очень многих еврейских детей обучают в рамках именно такого взгляда, что не может проходить бесследно. Почему мы избегаем разговоров об этом, вернее, говорим, но, как в советские времена, — тихо и в кухнях?
Подобное молчание порождает пассивность, безразличие к тому, как мы, евреи Украины, будем вскоре выглядеть в окружающем мире — еврейском и нееврейском. А эта пассивность, оправдание которой ошибочно трактуется, как форма толерантности, вполне может изменить известную пословицу: «Сколько ни говори халва, халва, во рту слаще не станет». А ведь постепенно слаще становится. Особенно тому большинству, не познавшему глубоко свою историю и традицию, которому и не довелось ощутить этого вкуса. Кстати, этому немало способствует и безотчетное желание видеть еврейский мир в формате почерпнутой из книг, но давно исчезнувшей из реальности архаичной картины общины. Не то нынче время, оно ушло далеко от местечковой отметки. И забывая об этом, мы можем потерять еврейскую Украину как единое, но многогранное пространство.
Вот здесь и должна проявиться та самая система образования — плюралистическая и цивилизованная, — позволяющая школьникам (да и взрослым ученикам) развивать и расширять свои взгляды на еврейскую жизнь, традицию и культуру. Сегодня необходима система, которая соберет вокруг себя людей, познающих еврейский мир не из односторонне преподносимых материалов, а из самых разных источников — от Рамбама и рава Кука до современных авторов. Очень хочется оказаться в кругу единомышленников, владеющих не только общим разговорным языком, но и понимающих друг друга без слов. Этот, до сих пор не собранный круг, сможет представлять еще одну сторону нашей жизни, но сформированную не извне, а теми, кто родился здесь и хочет сохранить свое видение еврейского настоящего и будущего.
Ответственность евреев друг за друга включает в себя и ответственность еврейских организаций. И если хоть одна из них возьмется за решение поставленного вопроса, может забрезжить надежда ответа на него. А материальная поддержка проекта, вполне реальная в данном случае, в том числе и внешняя, может сыграть объединяющую, общинную роль. Хочется верить, что эти слова будут услышаны. Хотя эти надежды очень скромны, судя по полному отсутствию реакции на мои прежние обращения. В частности — относительно внесения в программы всех учебных заведений курса по истории и культуре народов, живущих в Украине. И хотя эта часть образовательного процесса носит «внешний» характер, но от этого не становится менее важной. Однако ни одна всеукраинская еврейская структура не нашла нужным обратиться в Министерство образования с предложенным нами заявлением. Откликнулась только Николаевская облгосадминистрация, оказав содействие по включению этого предмета в программы средних школ области.
Давайте еще раз посмотрим на себя со стороны. Действительно, проблем гораздо больше, чем путей их решения. Но решать их некому, кроме нас. И оставив их решение следующим поколениям, мы можем обречь нашу диаспору на быстротечное исчезновение с демографической карты мира. Предотвратить это можно достойными действиями, в том числе отвечающими и на пресловутый «детский вопрос». Да, чудеса сопутствовали нашему народу, но это были чудеса, сотворенные живыми людьми, их трудом и отвагой, их бескорыстием и страстью, их мудростью и вдохновением. Мы и сегодня должны рассчитывать на подобные чудеса, вкладывая в их материализацию свой труд и знания.
В начале третьего тысячелетия мы оказались на пороге нового витка развития еврейской жизни Украины. И только от нас зависит, обретет ли эта жизнь форму настоящей общины, достигнет ли цивилизованного уровня во всех своих разнообразных проявлениях. А если нет, то она обречена облачиться в достаточно красиво упакованную провинциально-местечковую теократическую форму. И уже на не детский вопрос о том, «какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?», невозможно будет ответить, ссылаясь на текущую дату календаря. Ни еврейского, ни григорианского.
Михаил Гольденберг — председатель правления Николаевского общества еврейской культуры
|