Так назывался спектакль, поставленный Киевским театром песни «Нэшомэ» («Душа») Центра творческих инициатив Киевской городской еврейской общины (КГЕО). Идея и сценарий постановки — Ирины Портниковой, художественного руководителя театра, лауреата международных и всеукраинских фестивалей эстрадного искусства.
Герои спектакля — фронтовик, актер, кинодраматург, сценарист, ведущий «Кинопанорамы», кавалер ордена Ленина, лауреат Государственных премий Алексей Каплер и фронтовичка, известная поэтесса, народный депутат Верховного Совета, секретарь Союза писателей СССР, лауреат Государственной премии России и... просто красивая женщина Юлия Друнина.
Когда один из журналистов поинтересовался у кинорежиссера Эльдара Рязанова, знает ли он историю любви, которая его потрясла, он ответил: «Да, конечно. Это история любви Алексея Каплера и Юлии Друниной... Для меня, когда я узнал историю их жизни, стало принципиальным сделать картину о любви. Это была история Ромео и Джульетты, уже немолодых, но абсолютно прекрасных».
Алексей Каплер родился 28 сентября 1904 года в Киеве. В 1920 году он — актер киевского театра «Арлекин», в создании которого принимал активное участие вместе с Г .Козинцевым и С.Юткевичем. В 1921 году Каплер становится актером Фабрики эксцентрического искусства, организованной в Петрограде Г .Козинцевым и Л.Траубергом.
В 1936 году на конкурсе на киносценарий о революции его сценарий «Ленин в октябре» занял первое место, а затем вышел его фильм «Ленин в 18-м». Во время войны А.Каплер написал сценарии фильмов «День войны», «Котовский», «Она защищает Родину»...
В конце октября 1942 года он случайно познакомился с 15-летней дочерью Сталина Светланой Аллилуевой. Она с первого взгляда влюбилась в почти 40-летнего Алексея Каплера, и это стоило ему... десяти лет заключения. На свободу он вышел после смерти Сталина.
Юлия Друнина стала его последней и самой большой любовью. Его брак с ней друзья называли необычайным и судьбоносным. Взаимное притяжение было таким сильным, что не могли его сдержать узы двух законных браков. Они познакомились в 1954 году, когда Юлия поступала на сценичные курсы при Союзе кинематографистов, где Каплер преподавал. Шесть лет Юлия боролась с этим «беззаконным» чувством, сохраняя верность мужу и пытаясь сохранить семью. Но даже сдерживаемая и, как ей казалось тогда, безнадежная любовь к Алексею Каплеру давала ей огромное счастье, вдохновляла на стихи.
Не бывает любовь несчастливой.
Не бывает...
Не бойтесь попасть
В эпицентр сверхмощного взрыва,
Что зовут «безнадежная страсть», —
писала Юлия Владимировна.
Алексей Каплер развелся, Юлия тоже рассталась с мужем и в 1960 году ушла к Каплеру. В жизни поэтессы появилось чувство столь огромное, что затопило всю ее душу:
Я люблю тебя злого, в азарте работы,
В дни, когда ты от грешного мира далек,
В дни, когда в наступленье бросаешь ты роты,
Батальоны, полки и дивизии строк.
Я люблю тебя доброго, в праздничный вечер,
Заводилой, душою стола, тамадой.
Так ты весел и щедр, так по-детски беспечен,
Будто впрямь никогда не братался с бедой.
И еще.
Твоя любовь — моя отрада,
Моя защитная броня.
И мне другой брони не нужно,
И праздник — каждый будний день.
Но без тебя я безоружна
И беззащитна, как мишень.
Друзья говорили, что Каплер «снял с Юли солдатские сапоги и обул ее в хрустальные туфельки». Он действительно любил ее бесконечно, он оградил ее от всех жизненных трудностей.
Вдохновленный ее любовью, он написал в это время сценарии к кинофильмам: «Первые радости», «Необыкновенное лето» (оба по романам Константина Федина), «Две жизни», «Принимаю бой», «За витриной универмага», «Полосатый рейс», «Человек-амфибия», «Вера, Надежда, Любовь» и другие. Его любили телезрители, как одного из первых ведущих необычайно популярной тогда телепрограммы «Кинопанорама»...
Алексей Каплер ушел из жизни в сентябре 1979 года и похоронен, согласно его завещанию, на кладбище в городке Старый Крым.
После смерти мужа Юлия Друнина одно время активно занималась общественной работой, в 1990 году даже была избрана депутатом Верховного Совета СССР.
«Единственно, что меня побудило это сделать, — желание защитить армию, интересы участников Великой Отечественной войны и войны в Афганистане», — говорила она — мне больно видеть ветеранов, побирающихся в подземных переходах, давящихся в очередях за продуктами по льготным талонам, а также искалеченных мальчишек, не имеющих возможности приобрести удобные протезы...»
Когда был закончен ее последний, посвященный Каплеру поэтический сборник «Судный час», 20 ноября 1991 года она покончила жизнь самоубийством. Это был ее последний мужественный поступок, который она совершила, чтобы сохранить достоинство — свое и своего поколения.
Я не привыкла, чтоб меня жалели,
Я тем гордилась, что среди огня
Мужчины в окровавленных шинелях
На помощь звали девушку — меня.
Но в этот вечер, мирный, зимний, белый,
Припоминать былое не хочу,
И женщиной — растерянной, несмелой —
Я припадаю к твоему плечу.
Об этом и многом другом, о большом человеческом чувстве — любви, профессионально, трогательно и нежно рассказал зрителям творческий коллектив театра. Его состав постоянно обновляется и омолаживается. Наряду с ветеранами: Ольгой Тер-Вартаньян, Виктором Михальчуком, Инной Клечак, Владленом Портниковым, Анатолием Шенгайтом зрителей радовали молодые артисты: Оля Матченко (Светлана Аллилуева), Яков Емец, Ирина Демьяненко (Юлия Друнина), Кирилл Мазник (сын Каплера)... Кстати говоря, сценарий спектакля не предусматривает роли Каплера — одного из главных героев. О нем, его жизни и творчестве рассказывали А.Шенгайт, В.Портников, К.Мазник и другие артисты. Да, и Юлию Друнину в разном возрасте сыграл почти весь женский коллектив театра. Но больше всех в ее роли запомнилась И.Демьяненко.
На сцене не было других декораций, кроме панно, на котором к сердцу, символизирующему любовь, тянулись ладони (одна в одной) двух рук. Был приятно удивлен тем, что рисовала его именно Ирина Демьяненко — студентка Киевского политехнического института, а также художник, дизайнер, танцовщица — очень талантливая девочка.
|