В середине 1960-х популярностью пользовалась песня Владимира Высоцкого «Антисемиты»:
Зачем мне считаться шпаной
и бандитом —
Не лучше ль податься мне
в антисемиты?
На их стороне хоть и нету законов —
Поддержка и энтузиазм миллионов.
Решил я — и, значит,
кому-то быть битым,
Но надо ж узнать, кто такие семиты.
А вдруг это очень приличные люди,
А вдруг из-за них мне чего-нибудь будет?
Но друг и учитель — алкаш в бакалее —
Сказал, что семиты — простые евреи,
что очень давно они бога распяли!
Им кровушки надо — они по запарке
Замучили, гады, слона в зоопарке!
Почти по учению того самого «алкаша» век назад формировали свои программы многие черносотенные организации, объединяющим стержнем которых был лозунг триединства: «Монархия, православие, земство». Черносотенцы призывали вернуться к моральным ценностям допетровской Руси, отмечая, что Петр Великий, «прорубая окно в Европу», не учел возможного проникновения дьявола через это «окно».
«ЧЕРНЫЕ СОТНИ»
Что же означало в истории России само понятие «черные сотни»? В курсе лекций В.О.Ключевского сказано, что оно упоминается еще в летописях и означает объединения «земских» («черных») людей в отличие от «служилых» (связанных со службой в государственных учреждениях). Жили они, в основном, в «посадах» (поселениях ремесленников и торговцев, располагавшихся вокруг Кремля или другого городского ядра). Обязанностью посадских людей было «нести тягло» (платить подати и выполнять различные повинности). Это население было разделено по черным слободам и черным сотням. В черных слободах жили горожане, работавшие на дворцовые нужды. Простой посадский люд был сведен в черные сотни. Каждая черная сотня была самоуправляющимся сообществом с выборными старостами и сотниками. Хотя формально посадские люди считались свободными, реально им запрещали уходить из своего посада и даже жениться на девушках из другого посада. Именно эти черные сотни составили значительную часть ополчения Минина, изгнавшего в 1612 г. поляков из Москвы. Новоявленные «патриоты» у того посадского люда заимствовали лишь название.
«СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА»
Первая русская революция началась со стачек в январе 1905 г. Пытаясь утихомирить волнения, председатель Совета министров граф С. Ю. Витте подготовил «Манифест об усовершенствовании государственного порядка», который был подписан царем и обнародован 17 октября того же года. Рабочие не поверили обещаниям, что им будут «дарованы» демократические свободы, и в декабре подняли в Москве вооруженное восстание. Хотя его быстро подавили, волнения по всей России не прекращались вплоть до 1907 г. Вспомнив о подвиге земских людей, «черные сотни» которых когда-то спасли державу, защитники престола стали создавать свои «черносотенные» организации под лозунгом «Монархия, православие, земство».
Внешне все вроде бы соответствовало давно минувшим временам освобождения России от вторгшихся иноземцев. Только на сей раз призывали защищать престол от своего же восставшего народа. Тут-то и подвели не отличавшуюся оригинальностью теоретическую базу: дескать, подстрекают русский народ евреи и прочие инородцы, против которых и должна быть направлена борьба «черных сотен» начала XX в.
Одним из идеологов черносотенного движения стал Владимир Грингмут. Его отца, профессора Христиана Грингмута, пригласил преподавать в Москву граф Строганов. Мать, Берта фон Соколовски, была дочерью директора Трехгорной мануфактуры. Немецкие родители оставались приверженцами лютеранства, а их родившийся в Москве сын к 25 годам «прозрел», перейдя в 1876 г. в православие и приняв российское подданство. Он стал директором одного из престижных российских лицеев и борцом за просвещение русского народа с помощью сети православных школ. Испугавшись за судьбу царя во время революции 1905 г., Грингмут основал той же осенью Русскую монархическую партию — первую черносотенную организацию в России.
Грингмут был не одинок в своем рвении защитить монарха от инородцев. Быстро стали возникать и другие подобные организации. Большую популярность завоевал «Союз русского народа», созданный доктором медицины А .И.Дубровиным и поступившим на службу в Министерство внутренних дел бессарабским помещиком В.М.Пуришкевичем.
Военврач Дубровин оказался наиболее решительным монархистом и во время декабрьского восстания рабочих Москвы направлял свои «черные сотни» на борьбу против «красных сотен» (отрядов восставших). Он убеждал монарха, что премьер-министр С.Ю.Витте приведет империю к краху. Дубровин выступал не только против Витте, но и против реформ П. А .Столыпина, полагая, что противостоять западноевропейскому социализму сможет только община.
Царь выразил поддержку «Союзу русского народа» и даже стал почетным членом этой организации. К «Союзу» примкнуло немало политиков, деятелей науки, культуры, представителей духовенства, не говоря уже о помещиках, заводчиках, лавочниках и «ультрапатриотах» из других сословий. Среди примкнувших знаменитостей оказались, в частности, такие лидеры православной церкви, как Иоанн Кронштадтский, будущий патриарх Тихон, протоиерей Иоанн Восторгов, академики Д.И.Менделеев и А .И.Соболевский, художники В.М.Васнецов, М.В.Нестеров, П.Д.Корин.
За короткое время «Союз русского народа» превратился в мощное движение (к нему примкнули и «монархисты» Грингмута). Согласно уставу, членами «Союза» могли быть только «исконно русские люди православной веры» (были, конечно, и послабления для таких избранных, как немец Грингмут или царь Николай II, сын датчанки и почти немецкого папаши). Евреев же (даже крещеных) принимать в «Союз» было категорически запрещено. Многие россияне презрительно величали этих псевдопатриотов «черносотенцами». Отповедь проискам врагов дал Грингмут в своем «Руководстве монархиста-черносотенца»: «Враги самодержавия назвали «черной сотней» простой русский народ, который во время вооруженного бунта 1905 г. встал на защиту самодержавного царя... Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников». Правда, спасение от поляков в 1612 г. логически плохо увязывалось с требованием объявить всех инородцев иностранцами и не принимать на государственную службу, а евреям еще и всячески «способствовать» переселению на «историческую родину». Подобные теоретические изыскания нередко побуждали к вполне реальным погромам.
РАСКОЛ
Вскоре после царского манифеста от 17 октября 1905 г. были назначены выборы в Первую Государственную думу, в связи с чем в руководстве «Союза» возникли разногласия. Дубровин был убежден, что Дума к земскому народовластию отношения не имеет. Пуришкевич же считал, что Дума полезна как промежуточный этап перехода к Земскому собору. Раскол усиливался, и более умеренный Пуришкевич создал для своих сторонников новую организацию — «Русский народный союз имени Михаила Архангела» (более известный как «Союз Михаила Архангела»). Его устав воспроизводил главные принципы черносотенцев: сохранение исторических устоев России — православия и самодержавия; борьба за лишение иудеев избирательных прав; ограничение представительства Польши и Кавказа. Вместе с тем новый «Союз» поддерживал существование Государственной думы и одобрял столыпинские реформы. Возглавивший после смерти Грингмута Русскую монархическую партию протоиерей Восторгов поддержал Пуришкевича и стал одним из лидеров «Союза Михаила Архангела».
С началом Первой мировой войны черносотенные организации оказались мало востребованными, так как появился более реальный общий враг. Пуришкевич был назначен начальником армейского санитарного поезда. Но в 1916 г. он вновь был втянут в политические игры, оказавшись участником заговора против «старца» Григория Распутина. После Февральской революции 1917 г. деятельность монархических организаций была официально запрещена. Выступивший против Временного правительства Пуришкевич был арестован, но его быстро отпустили. За участие в создании подпольной монархической офицерской организации через несколько месяцев его арестовало уже ВЧК. И вновь Пуришкевича освободили под «честное слово» не участвовать в политических играх. Он уехал на юг, тут же примкнул к Деникину и стал издавать черносотенный журнал «Благовест». Организатор «Союза Михаила Архангела» умер от сыпного тифа в Новороссийске в начале 1920 г.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
За годы советской власти монархические идеи в стране вымерли, да и черносотенные озвучивали лишь на бытовом уровне. Зато после распада СССР ощущение вседозволенности привело к возрождению «дремавшего в недрах». В 1998 г. ветеран войны в Афганистане, Герой Советского Союза, генерал ВДВ Александр Солуянов воссоздал «Союз Михаила Архангела». Хотя отставной генерал весьма активно занимался православной деятельностью в Вооруженных силах, под его знамена пришло немного последователей. Более популярен возрожденный пару лет назад «Союз русского народа». В рядах его поборников, помимо нынешнего председателя «Союза» — народного художника России монархиста Клыкова, немало и других весьма почтенных деятелей науки, искусства, литературы. Увы, красивую идею спасения России черными сотнями образца 1612 г. (правительство даже день Национального единства ввело в память о временах, когда с поляками из-за мяса вышли серьезные разногласия) несмышленый народ, как и век назад, извращает. Ксенофобия не выветрилась из народных масс, и от рук новоявленных черносотенцев по-прежнему гибнут «инородцы».
«Еврейская газета»
|