«Еврейский Обозреватель»
ДИАСПОРА
3/190
Февраль 2009
5769 Шват-Адар

КАЗАНСКОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ

ИЛЬЯ КАРПЕНКО

На главную страницу Распечатать

Празднуя тысячелетие Казани, в Татарии восхищались новой мечетью Кул-Шариф, радовались отреставрированному Кремлю, отмечали достижения и подводили итоги. В том числе итоги дружбы между народами, населяющими один из самых динамично развивающихся регионов России. Оказалось, дружить выгодно! И очень приятно...

ПЕКАРНЯ УМОВ

Евгений Евтушенко писал: «Казань — пекарня душная умов». Такое ощущение, что все здесь поголовно, от мала до велика, учатся с утра до вечера.   А  особенно — казанские евреи. И не только учатся, но и учат. Знакомьтесь: наши доброжелательные и всезнающие гиды Михаил Бунимович и Борис Русс. Михаил — потомок кантониста, историк и краевед, преподает иудаику в казанской школе «ОРТ-Мишпахтейну», читает лекции по иудаике на семинарах в Хабаровске и Одессе, Туапсе и Калининграде. Борис — физик, окончил Казанский университет и продолжает трудиться в alma mater, но на биофаке.

...Мы стоим перед громадой главного корпуса Казанского университета. «Я вижу дом, где Ленин жил...» Тьфу ты, не жил,  а  учился!.. Правда, недолго — в декабре 1887-го он попросил самого себя из университета «изъять». Так и написал:

«Его Превосходительству господину Ректору ...Имею честь покорнейше просить... сделать надлежащее распоряжение об изъятии меня из числа студентов...»

В сопровождении Бориса и Михаила мы шествуем по парадной части одного из старейших в России университетов, основанного Александром I в 1804 году. Оказывается, среди ректоров КГУ таки были и «наши люди»! Носон-Бер Векслин, профессор кафедры экономической географии, возглавлял вуз с 1931-го по 1935 год. Член оргкомитета Всесоюзного географического общества, замнаркома просвещения Татарской ССР (1926–1929). Судьба профессора Векслина, увы, печальна: он был арестован в 1937-м, в 1942-м умер в норильском лагере...

Актовый зал в главном корпусе отреставрировали, воссоздали даже оригинальный рисунок обоев. Три роскошные люстры, в центре зала — парадный портрет императора Александра I, по боковой стене — портреты выдающихся людей КГУ. Руководил реставрационными работами и создавал мемориальный комплекс университета доктор наук, профессор Григорий Наумович Вульфсон (1920–2002) — замечательный ученый-историк, блестящий лектор, крупнейший в Казани коллекционер предметов старины.

...И еще одна увлекательная экскурсия по Казани студенческой. Мы — в Академии управления ТИСБИ, самом современном и передовом вузе региона, где учатся более 6 тыс. студентов и аспирантов. Филиалы вуза открыты в Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске и распространяют «бациллу знаний» на весь обширный регион.  А  главная «бациллоносительница» — ректор ТИСБИ Нэлла Матвеевна Прусс: профессор, академик РАГН, член Европейского Совета по высшему образованию и тоже «наш человек»... Академия входит во всемирную сеть «PEN-international», возглавляемую Аланом Гурвицем.

ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ КАЗАНИ

Еще один юбилей, правда, более скромный по сравнению с тысячелетием города — 110 лет со дня учреждения еврейской общины Казани — отпраздновали не так давно в Еврейском общинном центре по улице Профсоюзной, 15.

Это здание в 1929-м Советы отобрали и разграбили. Потом устроили в нем Дом учителя. С годами оно превратилось в натуральную трущобу. В 1996 году власти Татарии возвратили здание общине. Кстати, в конце 1990-х имам-хатыб мечети «Нурулла» Габдулла хазрат Набиуллин был первым, кто пришел и предложил евреям помощь. В этом и состоит специфика региона: здесь все помогают всем.

На верхнем этаже общинного центра расположился Музей еврейской общины Казани. Фотографии, предметы быта, молитвенные принадлежности и даже манекены в традиционной хасидской одежде — живая память ушедших эпох.

Ирина Шамсутдинова, смотритель музея, рассказывает, что первые евреи Казани были кантонистами, в городе они появились в конце 1820-х. Судьба их была отнюдь не легкой. Известно, что в 1845 году на территории казанского Кремля, состоялось массовое обращение евреев в христианство (в фондах Национального музея РТ хранится картина неизвестного художника «Крещение евреев в Казани»).

Известен случай, когда двое кантонистов утопились в реке при массовом крещении. Этот факт породил популярное еврейское предание о том, что возле города Казани, на Волге, в присутствии царя Николая I при массовом насильственном крещении все дети-кантонисты дружно прыгнули в реку и добровольно расстались с жизнью...

Но предание преданием,  а  в Национальном архиве РТ сохранились списки ( а  в музее общины — их копии) евреев, обращенных в христианство. «Именно поэтому в Казани насчитывалось немало евреев, носивших русские фамилии, — говорит Ирина Шамсутдинова. — Но многие кантонисты и после вынужденного принятия православия тайно придерживались веры отцов».

В 1847 году солдаты-евреи получили право на исполнение религиозных обрядов: согласно установлению, это происходило «там, где... начальство дозволяет им собираться для молитвы... под наблюдением одного надежного товарища, избранного ими для исполнения должности раввина».

Активный рост еврейского населения Казани начался после указа Александра II от 1867 года, по которому квалифицированным ремесленникам и купцам разрешалось жить вне черты оседлости,  а  отставным кантонистам — в любых городах Российской империи. При Александре II евреев стали допускать к поступлению в вузы, разрешили открывать частные практики.

К 1865 году в Казани насчитывалось более 300 иудеев. В 1889 году в городе жили 1972 еврея иудейского вероисповедания.  А  также 472 — православного вероисповедания, все — бывшие кантонисты либо их потомки. В 1893 году, в Казанской губернии (большинство — в столице края) проживало уже 2807 евреев, «в том числе крещеных — 440». К 1917 году число евреев только в самой Казани превысило 3 тыс. человек.

ЕВРЕЙСКИЕ РАРИТЕТЫ

Свои музейные раритеты есть и у раввина Ицхака Горелика. Вот фибровый чемодан — когда-то он принадлежал последнему казанскому раввину Алтеру Столову, чудом уцелел и был передан его родственниками раввину Горелику, в 1997 году приехавшему в Казань с женой Ханой.

Рав Ицхак открывает сокровище, и перед нами, как в волшебном сеансе мага — повелителя времени, предстают удивительные вещи: серебряный кульмус — указка для чтения Торы; нож для шхиты, для резки баранов; документы о продаже квасного (хамец). Здесь же — телеграмма с благодарностью раву Алтеру... от Сталина! Оказывается, во время войны казанские евреи всей общиной собрали деньги для Красной Армии.

И еще один раритет мы увидели в обычной казанской квартире. На стене — фотография седобородого старца с проницательными грустными глазами, в «балабатише ярмолке» (кипе). Это прадед Ильи Мазо, Шимон. На полке — старинный сидур, молитвенник деда Аарона. Он жил в Суконной слободе, на улице Тихомирова. Илья Евсеевич вспоминает:

— На этой же улице жил милиционер-татарин. Он сдавал свой дом евреям на Пасху для изготовления мацы и сам же охранял. Приходили туда с чемоданами, с наволочками, приносили муку. Стояла русская печь и машина, похожая на типографскую. Молодые ребята крутили, кто-то колол дрова. Весь двор был полон евреек... Это продолжалось где-то до 1963 года. Потом или разогнали всех, или милиционер умер, не знаю. Мацу стали привозить из Москвы, из Хоральной синагоги.

Илья Мазо был тогда мальчиком, но знал всех стариков, их было десятка два-три. Для конспирации неделю миньян собирался у одного, неделю — у другого. Так и дрейфовали по Казани. Дед Аарон умер в 1966 году. И после его смерти, говорит Илья, миньян стал собираться нерегулярно...

РОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ

Иудейская община и другие еврейские организации, расположившиеся в здании Казанского еврейского центра, — это целое мини-государство с особой структурой, разновозрастными гражданами, системой жизнеобеспечения и руководством.

Чего здесь только нет! «Хесед», Молодежный центр, обширная библиотека, музей, воскресная школа, многочисленные клубы, три танцевальных коллектива под руководством Виты Левиной (бабушки танцуют в группе «Фрейлахс», молодежь — в «Руах»,  а  дети — в «Шемеш»), художественная студия Эльдара Файзуллина. Директор благотворительного центра «Хесед Моше» Анна Смолина рассказывает: — Наш общинный дом, наша синагога — это наша маленькая страна, родная территория. Мы всех принимаем — к нам ходят и мужья-евреи с татарскими женами, и жены-еврейки с русскими супругами.

СЕРДЦА И ЛИЦА

Путешествуя по миру, начинаешь ценить «чудаков». И понимать, что именно благодаря поэтам, художникам, музыкантам и чудакам сохраняется в этом мире баланс добра и зла. Ведь «чудак» и «чудо» — слова одного корня.

Альтер (Алексей) Литвин — ученый-историк, доктор наук, заслуженный деятель науки Татарстана и России, лауреат Государственной премии РТ, заслуженный профессор Казанского университета.

За четыре с лишним десятка лет научной деятельности профессор Литвин опубликовал порядка 350 научных работ — учебников, сборников документов, более 30 монографий. Обаятельный и жизнерадостный человек совсем «не академического» типа, Альтер Львович показывает некоторые из последних работ: книги «Секреты специальных служб», «Дело Фанни Каплан, или Кто стрелял в Ленина», «Следственное дело Якова Оссовского» — о трагической судьбе известного ученого-экономиста, фактически — одного из первых правозащитников в стране.  А  также издания на английском: «Writing History in Twentieth Century Russia», и «Stalinism» (написана в соавторстве с англичанином Джоном Кипом).

Особого внимания заслуживает книга «Два следственных дела Евгении Гинзбург» с предисловием писателя Василия Аксенова, сына героини. У профессора Литвина — много званий и наград. Но одна из самых ценных — красивый диплом в рамке, на иврите: «25 деревьев посажены в лесу Ятир (неподалеку от Беэр-Шевы — И.К.) в честь профессора Алексея Львовича Литвина и в честь членов его семьи с большой благодарностью за деятельность.

3 апреля 2006 г. Еврейский национальный фонд»

...Этим человеком община заслуженно гордится. Да что община — весь город и даже республика! Он стал лауреатом Государственной премии РФ в области литературы и искусства за 2005 год, получив ее в Кремле из рук Путина.

Леонид Любовский — композитор, отмеченный званием заслуженного деятеля искусств России и Татарстана, создатель многих симфоний, опер, ораторий.  А  также, шутит он сам, «на все руки мастер»: дирижер, пианист, педагог, музыкальный писатель.

Госпремию РФ композитору принес балет «Сказание о Йусуфе» (второе его название — «Иосиф Прекрасный»). Премьера состоялась в 2001 году в Казани на сцене Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Либретто написал талантливый татарский поэт Ренат Харис на основе поэмы VIII века «Сказание о Йусуфе» — так в Коране зовется библейский Иосиф Прекрасный.

Так в результате интернационального творческого содружества получился прекрасный балет-притча, вечный и современный.

ТАТАРСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Если Леониду Любовскому награду вручали в Кремле Московском, то Ицхаку Горелику — в Казанском. Здесь президент Татарстана Минтимер Шаймиев вручил раввину учрежденную президентом РФ медаль «В память 1000-летия Казани». Рав Ицхак был искренне тронут высокой оценкой — и своего труда, и деятельности еврейской общины в целом.

Но и Минтимер Шаймиев благодарен раввину Горелику. За что? За положительный пример! Как сказал президент:

— Меня восхищает забота о каждом члене еврейской общины. Они знают, где живет каждый еврей в республике, здоров ли он, какие у него проблемы и чем ему можно помочь. Это не разовая акция — это жизненное кредо еврейской нации, и мы все должны брать с них пример.

Евреям в Казани повезло... Но «повезло» ли? Разве такие взаимоотношения не должны быть нормой жизни? Просто в Казани и Татарии раньше, чем в других регионах, поняли: помощь, поддержка и взаимовыгодное партнерство — норма совместного бытования разных народов и конфессий. Дай Б-г, чтобы этот пример оказался «заразительным»!

«Лехаим»
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2009 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org